Срок обучения в магистратуре увеличится с полутора лет до двух, а на то, чтобы закончить аспирантуру, понадобится три года?
За последнее время в прессе не раз появлялась информация о том, что в сфере отечественного образования вновь грядут перемены. Сначала говорили, что количество бюджетных мест сократят, потом — что, наоборот, добавят. Были сообщения и о том, что у студентов появится возможность получить второе высшее образование бесплатно. Как выяснилось, новшества действительно ожидаются. Все они уже прописаны в новом законопроекте о высшем образовании, который неделю назад был зарегистрирован в Верховной Раде.
О том, что в себя включает этот проект и что с его принятием изменится для студентов и вузов, «ФАКТАМ» рассказал один из его соавторов — исполняющий обязанности председателя Комитета Верховной Рады по вопросам образования Максим Луцкий.
«Нужно сократить количество вузов в стране: 900 университетов — это явный перебор»
- Максим Георгиевич, с каждым годом бюджетных мест в вузах становится все меньше. Как не раз объясняли в Министерстве образования, виной тому демографическая ситуация и экономический кризис. А теперь, получается, количество мест госзаказа хотят, наоборот, увеличить?
— Да, причем значительно. В соответствии с законопроектом, теперь на каждой специальности будет минимум пятьдесят процентов бюджетных мест. То есть если на ту же филологию выделено, например, пятьдесят мест госзаказа, то и контрактников вуз должен будет принять не более пятидесяти. Это выгодно как для поступающих (количество бюджетных мест в таком случае должны будут увеличить), так и для университетов.
- В чем же выгода для вузов? Казалось бы, чем больше контрактников, тем больше средств поступает в университетскую казну
— Многие так думают, но это ошибочное мнение. На самом деле в вуз поступает куда больше средств от студентов-бюджетников, за которых платит государство. В наше время контрактники и так платят немало, а если бы каждый из них выкладывал столько, сколько государство за одного бюджетника, студентам приходилось бы вносить и вовсе заоблачные суммы. Если же контрактников и бюджетников на каждой специальности станет поровну, в вуз будет поступать куда больше государственных средств и, соответственно, появится возможность поднять зарплату преподавателям и обновить материально-техническую базу заведения.
- Совсем недавно было решено вообще не давать бюджетных мест на непрофильные для вуза специальности. Например, на ту же филологию в технических вузах выделялось от силы три-четыре места госзаказа
— Мы хотим это правило упразднить. Ведь как можно четко делить факультеты на профильные и непрофильные? Так, в авиационном университете есть специальность туризм. Вроде бы непрофильная, а ведь семьдесят процентов всего туризма обеспечивает именно авиационная отрасль. То же самое с лингвистикой в технических вузах — иностранный язык нужен не только в филологической, но и в технической сфере. Да и кто сказал, что если факультет непрофильный, то уровень преподавания там плохой?
- То есть в случае принятия законопроекта на каждой специальности, независимо от того, профильная она или нет, пятьдесят процентов мест будут бюджетными?
— Совершенно верно. Но увеличение мест госзаказа — не единственное новшество законопроекта. Так, уже давно шли разговоры о том, чтобы сократить количество вузов: 900 университетов в одной стране — это явный перебор. Ведь далеко не каждое такое заведение имеет право называться вузом — во многих из них уровень преподавания оставляет желать лучшего.
- С этим трудно поспорить. Говорят, в некоторых провинциальных частных университетах лекции читают школьные учителя.
— Вот именно. Поэтому в законопроекте прописано новое правило: классическим вузом может называться только то заведение, в котором учится не менее десяти тысяч человек. Кроме классических вузов будут профильные университеты — технические, транспортные, лингвистические и так далее. В них должны учиться не менее шести тысяч студентов. Если меньше — это уже академия. А если число студентов не дотянет и до трех тысяч, заведение будет считаться колледжем. Разумеется, такими порядками недовольны многие ректоры, особенно возмущены руководители малоизвестных частных вузов. Понимая, что не наберут достаточное количество студентов, они идут на крайние меры — вплоть до того, что предлагают смешивать дневную и заочную формы обучения, увеличив таким образом количество студентов.
- А разве заочники в расчет не принимаются?
— Нет. Для того чтобы заведение имело право называться вузом, там должны учиться минимум десять тысяч студентов дневной формы обучения.
«Проблема со льготниками возникает во время каждой вступительной кампании»
- Недавно в прессе появилась информация о том, что студентам могут предоставить право бесплатно получать второе высшее образование.
— Это слухи, такого в законопроекте нет. Делать второе высшее образование бесплатным нелогично — его получают, как правило, взрослые люди, которые, уже имея один диплом, в состоянии зарабатывать деньги и оплачивать учебу. А получи они возможность второй раз поступить на бюджет, они бы заняли место тех, кто пока еще не имеет ни одного образования.
- А правила поступления не изменятся?
— Не должны. В законопроекте указано, что при поступлении в вуз будут учитываться результаты внешнего независимого тестирования, средний балл аттестата и балл университета. Правда, вузовский балл нужен только при поступлении на творческие специальности (архитектура, актерское мастерство и так далее. — Авт. ) Одним словом, все точно так же, как было в прошлом году.
- Слышала, новшества коснутся и магистратуры.
— Да. Некоторые ректоры предлагали уменьшить для магистров срок обучения, другие — наоборот, увеличить. Победило предложение продлить магистратуру с полутора до двух лет. В случае принятия законопроекта увеличат и срок обучения в аспирантуре — там будут учиться не два с половиной года, а три. Кстати, в этом году триста лучших украинских аспирантов получат государственную стипендию и теперь смогут поехать учиться в любую страну мира.
- Многих студентов-бюджетников волнует проблема того, что они, даже хорошо учась, могут не попасть на бюджет в магистратуру, ведь там мест госзаказа намного меньше, если они вообще есть.
— Здесь мы ничего не будем менять. Попасть в магистратуру действительно тяжело, и, как правило, туда поступает не больше 25 процентов студентов-бакалавров. Ограниченное количество мест — это, наоборот, своего рода плюс: у студентов появляется стимул учиться, они стараются получить хорошие баллы и лучше сдать выпускные экзамены — все это увеличивает их шансы стать магистрами.
- Помнится, еще в 2009 году был зарегистрирован законопроект, в соответствии с которым уровень бакалавра должен считаться полным высшим образованием, а магистра — научной степенью. Он по-прежнему рассматривается?
— Да, но в новом законопроекте другие правила. Сейчас мы предлагаем поделить образование на додипломное (младший специалист, бакалавр и магистр) и образовательно-научное — это доктор философии и доктор наук. Кое-где останется и образовательно-квалификационный уровень специалиста. Многие считают, что это пережиток прошлого — дескать, бакалавра и магистра вполне достаточно. Но, с другой стороны, во многих вузах уже много лет исправно работает система «бакалавр-специалист-магистр», и нет никакого смысла ее менять.
- А студенческого самоуправления законопроект коснется?
— Да, у студсоветов не будет права выбирать заместителя декана по воспитательной работе и проректора по работе со студентами. Уже давно пора прекратить этот детский сад, людей на такие должности должен назначать ректорат.
- Недавно в Верховной Раде зарегистрировали еще один законопроект — «Об отмене льгот при поступлении в вузы». Какие именно льготы имеются в виду?
— Все. Проблема со льготниками возникает во время каждой вступительной кампании — из-за их наплыва многие талантливые дети с высокими баллами в сертификатах не могут поступить на бюджет. В прошлом году Министерство образования в какой-то мере решило эту проблему, разрешив вузам принимать на каждую специальность не более 25 процентов льготников от общего набора. А в этом законопроекте предлагается и вовсе отменить все льготы при поступлении. Сделать так, чтобы льготники поступали со всеми на равных условиях, а привилегии им давались уже потом — например, в виде бесплатных обедов, общежития и дополнительной материальной помощи. Разумеется, это очень спорный вопрос, и что-либо изменить здесь будет сложно. Но мы попробуем.
3999Читайте нас у Facebook