Личный водитель Брежнева Борис Андреев: «Когда врачи запретили Леониду Ильичу курить, он просил, чтобы в машине было накурено»
Экспозиция правительственных автомобилей, в разное время обслуживавших Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова и Горбачева, была представлена в рамках крупнейшей в Европе выставки старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея» на площадке размером около 3,5 тысячи квадратных метров. Посетители могли увидеть уникальные машины представительского класса, а также мотоциклы почетного эскорта, обеспечивавшие безопасность первых лиц Советского государства. Среди раритетов экспонировались несколько любимых сталинских довоенных «Пиккардов», голубой фаэтон ЗИС, на котором Хрущев колесил по колхозным полям, представительский «Мерседес-Бенц», обслуживавший Брежнева, санитарные микроавтобусы (специальные реанимационные, кардиологические) для партийной элиты.
Впервые на одной выставочной площадке демонстрировались правительственные автомобили разных эпох. Несмотря на то что входной билет стоил больше 15 долларов, посетителей наблюдалось огромное количество. Были и знаменитости: Вилли Токарев, Игорь Кваша, немало политиков…
«Номера автомобилей первых лиц государства в целях безопасности постоянно менялись»
Предыстория Гаража особого назначения такова: в 1907 году был создан собственный Его Императорского Величества гараж. Отбором машин для царских выездов руководил граф Орлов. Николай II трепетно относился к техническим новинкам. В 1913 году в его коллекции насчитывалось более 60 машин 17 марок, среди которых были «Роллс-Ройс» и «Мерседес».
После Февральской революции 1917 года гараж перешел в распоряжение временного правительства. А с ноября 1917 года царские автомобили начали обслуживать руководство молодого Советского государства. Гараж особого назначения (ГОН) был сформирован в 1921 году. В его задачи входило транспортное обеспечение высшего политического и военного руководства страны. Во время Великой Отечественной войны в целях безопасности на автомобилях ГОНа были закрашены все хромированные детали, сняты радиоприемники. А в 1947 году на московском заводе имени Сталина появился первый советский бронированный автомобиль ЗИС-115. Обо всем этом узнаю из информационных табличек на выставке.
Действующие сотрудники ГОНа никаких комментариев и визиток не дают. Не положено. Однако мне удалось побеседовать с ветеранами ГОНа — личными водителями Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, первого секретаря горкома партии Москвы Виктора Гришина, прибывшими посмотреть выставку, увидеться и пообщаться друг с другом.
— Я работал на двух автомобилях: один был ходовой, другой всегда стоял в резерве, — вспоминает водитель Леонида Брежнева Борис Андреев. — В салоне машин Леонида Ильича была красная бархатная обивка. У министра обороны СССР Дмитрия Устинова — кожаная болотного цвета, у Михаила Суслова, главного идеолога Советского государства, — черная. Номера автомобилей первых лиц государства в целях безопасности постоянно менялись.
*В салоне автомобилей Брежнева была красная бархатная обивка (на фото Леонид Ильич с правнучкой Галиной)
— Леонид Ильич был хорошим начальником?
— Он был человеком с большой буквы! Помню, советовал мне, как утку приготовить, чтобы она была вкусной. Всегда интересовался, как сотрудники живут. Однажды спрашивает: «А где Виктор из охраны? Что-то его не видно?» Этот Виктор, кстати, как и Леонид Ильич, был родом из Украины. Брежневу отвечают: «В милицию попал». Леонид Ильич удивился: «За что?» — «С тестем подрался. Тесно им стало в маленькой квартире». И что вы думаете? Брежнев распорядился дать Виктору квартиру, чтобы тот больше не дрался. Все, кто работал с Леонидом Ильичом, помнят его только с хорошей стороны. Ежегодно в день его смерти собираемся на Красной площади — поминаем, цветы приносим.
— Это правда, что, когда врачи запретили Леониду Ильичу курить, он просил водителей, чтобы они курили в машине?
— Да, такое было (улыбается).
— У вас остался какой-то памятный подарок от вашего шефа?
— То, что я с ним работал, — это для меня лучший подарок.
«Косыгин в уме умножал многозначные цифры — тысячи и миллионы!»
— Семь лет я проработал с Алексеем Косыгиным на 115-ом ЗИЛе, — говорит личный водитель Алексея Косыгина Виктор Гелайко. — Мой шеф был очень вежливым. Это все отмечали. Лично я никогда не слышал от него грубости. К водителям он обращался только на вы. А уж какой образованный Алексей Николаевич был! В уме умножал многозначные числа — тысячи и миллионы! Ему не нужны были никакие счетные машинки.
— Скорость любил?
— Меньше сотни километров в час мы не ездили.
— Сам садился за руль?
— Никогда. Не его это было.
*Водитель Брежнева Борис Андреев: «Леонид Ильич был человеком с большой буквы! Помню, советовал мне, как утку приготовить, чтобы она была вкусной»
— Какой у вас был режим работы?
— Мы люди военные. Бывало, что неделями домой не ходили. Ночевали в ГОНе в комнате отдыха. Позвонишь жене — она привезет чистую рубашку. Остальное все давали: постельное белье, еду…
— Косыгин был гурманом?
— Нет, он был очень скромным. Любил охоту. Зимой частенько катался на лыжах и на коньках. Летом — на лодке. Много ходил пешком. По километру-полтора в день. Бывая на отдыхе в Кисловодске, непременно отправлялся в горы. Не пил, не курил.
— Что было в машине у вашего шефа?
— Ковер, плед, печка, с помощью которой в салоне устанавливалась нужная температура. Зимой в машине в одной рубашке можно было сидеть. Были также радиоприемник и телефон.
— Телефон?
— Да. Помню, даже будучи во Владивостоке, я как-то разговаривал по нему с женой.
— Члены семьи пользовались служебной машиной Косыгина?
— Семьи обслуживали специальные автомобили. Иногда на приемы Алексей Николаевич брал дочь Людмилу. Жена рано умерла — еще в 1960-е годы. Он больше не женился.
— Скажите, водителям полагались какие-то спецпайки?
— Продукты мы брали в буфете. В магазинных очередях никогда не стояли. Но, конечно, услугами спецателье не пользовались.
— Как сейчас вам живется?
— Сейчас я обыкновенный пенсионер. Мне уже восьмой десяток пошел…
«В субботу Гришин любил ездить с проверками в московские магазины»
— Виктор Гришин очень любил дисциплину, — рассказывает водитель Виктора Гришина Юрий Макаров. — В субботу любил ездить с проверками на московские продовольственные базы, в магазины и наводить порядок. Никто не знал заранее, в какой район он прибудет с инспекцией. А когда ехал на работу, бывало, машину отпустит вперед, а сам заходит в магазин по пути. Некоторые работники торговли в белых халатах выглядывали его прямо на улице. Если машина проехала пустая, не исключено, что скоро появится и Гришин. Очень принципиальным человеком был. Как-то на одном заводе ему хотели вручить сувенир. Он сказал: «Я что, сюда за подарками приехал?» — и не взял.
— Чем ваш шеф увлекался?
— Любил рыбалку, охоту. Бывало, забьет двух кабанчиков. Одного обычно отдаст тому, кто с ним ездит. Другого себе забирал. Зимой отдыхал в санатории на Волжском утесе, летом ездил на Валдай. Юг ему был противопоказан — он же перенес два инфаркта. Я проработал с ним с 1972 года до самой его пенсии, а потом перешел на другую работу — в банк. Сейчас тружусь в строительно-монтажном управлении.
— Правда, что быть водителем первых лиц — значит, работать на износ?
— У Гришина, как и у большинства членов Политбюро, было три водителя. Работали посменно круглые сутки. Шеф отдыхает, а мы ждем звонка. Вдруг вызов. Например, когда горела гостиница «Россия», нас подняли среди ночи. Все Политбюро собралось.
— Как вы считаете, водителем ГОНа было проще работать в те времена или сегодня?
— Думаю, сейчас труднее. Нагрузки стали больше. Во сколько раз количество машин на дорогах увеличилось! Пробки такие, что раньше и не снились! Да и время было спокойнее.
— Какие-то памятные подарки от шефа сохранились?
— Книга, которую он написал.
«Сын Суслова Револь сам ремонтировал свою двухцветную «Волгу»
Автомобили полагались и для обслуживания семей членов Политбюро ЦК КПСС. Вот что рассказывает водитель Михаила Суслова Геннадий Павлюк:
*На уникальной выставке представили кремлевские раритеты, на которых ездила советская элита
— Семью Суслова я обслуживал три года на «Волге». Супруга его была уже на пенсии, занималась внуками. Пользовалась автомобилем нечасто. Помню, как однажды доставлял ее в какое-то медицинское учреждение на партсобрание. Дочь Майю иногда возил на работу. Правда, нередко она добиралась и городским транспортом. У сына Револя (заметьте, детей называли коммунистическими именами, связанными с революцией) была своя машина. Сначала «Запорожец», потом коричнево-желтая «Волга». Кстати, Револь ее сам ремонтировал, менял запчасти. Я как-то предложил ему помощь, но он отказался. Мне даже неудобно было.
— В какие магазины они ездили?
— В городских магазинах покупок не делали. Ездили в цэковский магазин при ГУМе. Там была спецсекция, где заказывали одежду.
— А продукты где покупали?
— Продукты заказывались на специальных базах. Оттуда все доставляла машина. Меня иной раз могли попросить купить хлеб или еще что-нибудь.
— С Михаилом Сусловым общались?
— Только здоровались. Когда было тепло, он часто работал на государственной даче в Сосновке. Возле большой клумбы стояли стол и стул.
— Бывало, что вас чем-то угощали?
— Когда на обед не успевал, супруга Михаила Андреевича никогда не отпускала голодным. Правда, я всегда отнекивался. Но сестра-хозяйка, которая там работала, отвечала: «Раз мне сказали, я обязана вас накормить».
— Чем же угощали?
— Первым, вторым. Это не были какие-то изыски. Супчик, мясо с гарниром… Все очень вкусное.
«Ужин Горбачева и Миттерана подходил к концу. И вдруг ЧП: машина Михаил Сергеевича… не заводится»
Любопытную историю поведал «ФАКТАМ» бывший механик ГОНа Александр Фалалеев, проработавший на ответственном посту с 1974 по 1994 год:
— Первая командировка Михаила Сергеевича Горбачева в качестве Генерального Секретаря ЦК КПСС была во Францию. Этому визиту придавалось огромное значение. Весь Париж тогда перекрыли. Ужин нашего лидера с Франсуа Миттераном проходил в его резиденции. Кортеж подъехал к месту события, вышли Михаил Сергеевич и Франсуа Миттеран, прибыло очень много представителей мировой прессы. Когда начался ужин, машины разъехались.
Бронированный ЗИЛ Михаила Сергеевича поставили в арке — это было не совсем удачное место. Французы попросили машину перегнать. Водитель начал заводить, а она… не заводится! До окончания ужина остается минут 15, а тут такое ЧП. Вызвали меня. Мне нужно было немедленно найти неисправность и устранить ее, чтобы Михаил Горбачев уехал на своей машине, а не на французской. Нельзя было допустить, чтобы наша делегация упала лицом в грязь. Я справился за семь минут. Не знаю, как меня осенило, что дело в карбюраторе. Буквально за пару минут до выхода Горбачева из дворца машина ждала его у подъезда. Михаил Сергеевич даже ничего не заметил. Кстати, когда вернулись в Москву, собрали комиссию, в состав которой входил главный конструктор завода имени Лихачева, провели целое расследование, из-за чего произошла поломка.
— Вас наградили за профессиональную сноровку?
— Вручили грамоту Комитета госбезопасности. А потом еще медаль за хорошую работу дали.
4146Читайте нас у Facebook