ПОИСК
Життєві історії

«Сейф с деньгами, который люди оставляли возле образа Богоматери, так и лежит опечатанный. Себе я не возьму оттуда ни копейки, но и церкви его не отдам», -

0:00 4 червня 2010
говорит хозяин участка из села Старицковка Машевского района на Полтавщине, где ровно год назад на спиле старой груши проявилась нерукотворная икона. Образ Богородицы начал тускнеть, а вот страсти вокруг него не утихают до сих пор

Ровно год назад Украину облетела новость: в селе Старицковка на Полтавщине на спиле старой груши появилась нерукотворная икона Богородицы. Люди ехали сюда со всех уголков страны и даже из-за границы, лишь бы посмотреть на чудо. Священники, чтобы провести здесь молебен, записывались… в очередь. За день, бывало, полтора десятка молебнов справлялось.

Но очень скоро вокруг необычной груши разразился нешуточный скандал. Возник вопрос: кому должны принадлежать деньги, которые прихожане начали оставлять возле нерукотворного образа Богоматери? Хозяину участка, спилившему ветку фруктового дерева, сельскому совету или все-таки церкви? Мирно поделить доход на троих не получилось.

«ФАКТЫ» поинтересовались, какие события происходят в Старицковке сейчас, год спустя.

«Пожертвования батюшка положил на собственный депозит»

Думала, увижу 32-летнего хозяина чудотворной груши Руслана Литовченко за рулем микроавтобуса «Мерседес», который, говорили, у него появился. А Руслан, оказалось, пересел на велосипед. Еще ходили слухи, что он перебрался в купленную городскую квартиру, пока идет ремонт в хате. На самом деле мужчина, у которого подрастают сын и дочка, как и раньше, живет с родителями, а конца ремонту в его хате и не видно.

РЕКЛАМА

- Пусть сапки немного остынут, — Руслан и его отец Григорий Павлович бросают прополку огорода, соглашаясь на интервью.  — В прошлом году некогда было самим огород обрабатывать, пришлось чужих людей нанимать, так они все бурьяны оставили. А теперь сами пропалываем. Все наше богатство — это то, что выращено собственными руками. Держим две коровы, двух телят, коз, поросят, кур, гусей. Бедными себя не считаем, на еде не экономим. А людская зависть обычно бывает черной. Поэтому меньше слушайте всякие сплетни.

- Руслан, а как же сейф с деньгами, которые оставили паломники возле нерукотворной иконы? Вы ведь не позволили священникам вскрыть его, забрав себе? Куда средства вложили? В прошлом году говорили, что отдадите в детский дом…

РЕКЛАМА

- Сейф так и лежит запечатанный в надежном месте. Ключ-то остался у отца Анатолия, настоятеля Свято-Николаевской церкви в Машевке. Себе из него я ничего не возьму, но и батюшкам не отдам. Все это должно пойти на благотворительность. Поверьте, не деньги мне нужны, а справедливость. Я претендовал всего на двадцать процентов от дохода. Мне ведь надо было привести в порядок территорию. Один лишь металлический туалет на две кабинки обошелся в более чем две тысячи гривен. Да столько же потратил на то, чтобы засыпать щебенкой ухабы на дороге. Чтобы обновить колодец, тоже требовались немалые средства. Не говоря уже о том, что мы нанимали сторожа, подкармливали милиционеров, которые тут круглосуточно дежурили, следя за порядком. Да и картошка, вытоптанная на огороде людьми, — прямые убытки. А церковь и сельсовет начали все заслуги себе приписывать, а деньги между собой делить. Содержимое одного сейфа — более сорока трех тысяч гривен — отец Анатолий забрал себе. Но вместо того чтобы положить пожертвования на благотворительный счет, батюшка положил их на собственный депозит. Поэтому второго сейфа я батюшке не отдал.

- У вас ведь тоже появилась иномарка.

РЕКЛАМА

- Ну да, «Форд» 1986 года выпуска, за три тысячи долларов. Он сейчас в ремонте, поэтому езжу на велосипеде. Хотелось бы и «Шкоду», и «Мерседес», и «БМВ» иметь, как мне приписывали. Купил бы, если б позволял доход…

- Разве не позволяет?

- Имеете в виду пожертвования? Хватает лишь на хлеб с маслом. Расходы больше, чем прибыль. Раньше ведь сюда гораздо больше людей ехало, чем сейчас.

Даже на большие церковные праздники священники здесь уже не служат молебны

Увы, народная тропа к необыкновенной груше, на которой проявилась икона Божьей Матери, действительно постепенно зарастает. За это время само изображение потускнело, на нем появились большие трещины. Образ Богородицы теперь угадывается с трудом. Но, как и прежде, он украшен рушниками, возле него можно поставить свечку, повесить платок и бросить монетку в небольшой ящик с надписью: «На благоустройство территории».

Сама территория, которая требует благоустройства, — это частная усадьба Руслана Литовченко. Она уже обнесена новеньким металлическим забором, однако калитки все еще нет, и во двор может зайти любой. Посредине огорода на пологом спуске к пруду и растет та самая груша раздора, которая поссорила ее хозяев, с кем только можно.

Замечаю, что для верующих, которые опускаются перед иконой на колени, теперь оборудован специальный помост. Висящий над чудотворным образом электрический фонарь позволит поздним путникам видеть его ночью так же хорошо, как и днем. Над колодцем появился новый красивый козырек.

Сейчас приходят и приезжают к иконе, явленной природой, лишь единицы — ажиотаж прошел. Даже на большие церковные праздники священники здесь уже не совершают службу. Вот и на Троицу, говорит Руслан Литовченко, отец Анатолий тоже запретил местным священникам появляться возле нерукотворной иконы. Под угрозой лишения сана.

В прошлом же году здесь творилось настоящее сумасшествие. В надежде на исцеление паломники не только обдирали кору груши, ломали ветки, но и хватали каждый упавший с нее листик, не говоря уже о маленьких терпких плодах. А освященную воду из расположенного рядом колодца увозили домой бидонами.

В обычной школьной тетради, которая именуется книгой отзывов, остались записи. «Прошла мокрая экзема. Была тяжелая ангина, тоже прошла после употребления воды», — написала женщина из Машевки. Некий Леонид Петрович из Запорожья радуется тому, что после второго приезда в Старицковку он практически перестал ощущать боли в руке. Два визита понадобилось и пенсионерке из Белой Церкви Киевской области, чтобы она начала самостоятельно ходить — до этого передвигалась, опираясь на табурет. Односельчанка семьи Литовченко Антонина Ганжа говорит, что у нее исчезла закупорка вен. Очень многим целебная вода помогает при болях в желудке. Хозяева сами пьют эту воду и, слава Богу, ничем не болеют. А глава семьи Григорий Павлович удивляется тому, что у него рассосался нарост на запястье правой руки. Хотя мужчина даже не думал о нем, прислоняясь спиной к чудотворной груше.

Отношения с церковью у семьи Литовченко после проявления нерукотворного образа Богоматери испортились окончательно. Отец и сын говорят, что они веруют в Бога, а не в попов, и не скрывают своего негативного отношения к священнослужителям.

«Мы пытались сохранить икону, прикрывая ее целлофановой пленкой, но появилась плесень»

Лет сорок непримечательная груша-дичка росла в саду соседей Литовченко, живших через дорогу. Когда престарелую хозяйку глиняной хаты внучка забрала к себе в соседний район, бабушкино подворье за шесть тысяч гривен купил Руслан Литовченко. Уж больно нравятся ему здешние места. Помыкавшись в городе, он решил вернуться к родителям в село. Но всей семье (у Руслана подрастают сын и дочь) тесно было под одной крышей, поэтому молодой хозяин решил отделиться от отца с матерью.

В планы Руслана входило выкорчевать старый сад и посадить молодой. Однако, едва вступив во владения, он ограничился лишь прореживанием деревьев.

- Когда я подошел к груше, чтобы спилить сук у самого ствола, электропила будто взбесилась, — рассказывал «ФАКТАМ» Руслан.  — Резал сверху вниз, но вдруг мою руку будто повело вправо, к сердцевине дерева. Тогда я изменил тактику — стал пилить снизу, чтобы было красиво…

Сперва мужчина ничего необычного на спиленном месте не заметил. Рисунок в виде женщины в белом одеянии проявился спустя несколько дней. С каждым днем изображение становилось все четче. Когда слухи о необычном явлении дошли в Машевку до отца Анатолия, он тут же прибыл в Старицковку, посмотрел на проступивший образ и произнес: «Это чудо Божье!»

- Батюшки молились на икону, направляли сюда людей на исцеление, делали экспертизы, доказывая, что образ Богородицы нерукотворный, а потом, когда мы возмутились их жадностью, стали выживать нас отсюда, — продолжает Руслан.  — Осенью отец Анатолий предлагал мне за участок пятьдесят тысяч гривен. Получив отказ, принялся «обрабатывать» старую хозяйку, чтобы она подарила ему десять соток земли. А как она могла ему что-то подарить, если она уже не собственница участка? Тогда через подставное лицо батюшка «организовал» судебный иск. Дескать, купля-продажа была оформлена незаконно. Обвести вокруг пальца старого человека — дело нехитрое. К счастью, до суда дело не дошло — на предварительном заседании бабушка в присутствии нотариуса аннулировала доверенности, не пожелав ввязываться в эту грязную историю.

- За этот год сына столько раз вызывали для дачи показаний в прокуратуру, налоговую инспекцию, в милицию, будто он совершил страшное преступление, — подключается к разговору отец Руслана Григорий Павлович.  — То батюшка напишет заявление, что его Руслан избил, то сообщит, что он собрал за неделю триста тысяч гривен и присвоил деньги себе. Но ведь мой сын ни перед кем не виноват. Он ничего ни у кого не украл. А вот нас, я считаю, священнослужители ограбили самым наглым образом. У нас ведь оставался отпиленный кусок сука, на котором точно так же проявилось изображение Богоматери, в зеркальном отражении. Отец Анатолий забрал его в Машевку, в Свято-Николаевскую церковь, заверив, что будет возить его для поклонения в другие храмы. А где та икона на самом деле, неизвестно.

- Она у владыки, на каком-то приходе, — говорит отец Анатолий. Он, наоборот, во всем обвиняет хозяев необычного дерева, которые перестали пускать его на свое подворье.  — Церкви от тех пожертвований достались копейки. Мы только трижды вскрывали сейф, а все остальное время деньги забирал хозяин. Он за них и отвечает. Я уже давно не езжу в Старицковку, и там ничего не происходит. А запрещать другим батюшкам молебны я не имею права, это не в моей власти. Да, мы просили продать десять соток земли, когда она не была еще надлежащим образом приватизирована — именно те, на которых растет дерево с иконой. Однако и здесь не нашли общего языка с хозяином. Но ведь понятно, что он не может создать для нее надлежащих условий для сохранения, и со временем под воздействием природных факторов чудотворный образ разрушится.

Пытаясь сохранить изображение на фруктовом дереве чистым и свежим как можно дольше, Литовченки закрывали его целлофановой пленкой, однако под ней появлялась плесень. Поэтому решили отдать все на откуп природе и воле Божьей.

- Бог дал, и в его праве забрать то, что дал, — подводит итог беседе Руслан.

Так что же это было — нерукотворная икона Богородицы на спиле старой груши? Знак покровительства краю или знак беды? Нет научного объяснения этому явлению — за склоками некому и некогда было заниматься такими тонкостями.

… Удивительно, но нынешней весной ни одна груша в старом саду Руслана Литовченко не цвела. А та, на которую молились, стояла, вся облитая белым цветом…

681

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів