Освященные на Медовый Спас мак и пшеницу из колосков берегли до Рождества, чтобы добавить в кутью — «на щастя, на здоров'я, на добро»
Сегодня, 14 августа, один из больших церковных праздников — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также день памяти мучеников Маккавеев. В народе — Маковея, или Медовый Спас. Накануне праздника в храмах на вечерней службе выносят для поклонения украшенный цветами крест. Когда-то во многих регионах Украины священники обходили в этот день с крестом дворы, освящали колодцы. Люди, страдавшие лихорадкой, купались в речке, веря, что целебная вода избавит их от хвори. Хозяйки пекли маковые коржи, чтобы побаловать домашних традиционными шулыками. А девчата составляли маленькие букеты из трав и головок мака для освящения в церкви.
С Маковея начинается двухнедельный Успенский пост (с 14 до 28 августа, Успения Пресвятой Богородицы). Он хоть и короткий, но такой же строгий, как и Великий. Полакомиться рыбкой и выпить немного вина можно будет только 19 августа, на Яблочный Спас (праздник Преображения Господня). Тем не менее верующие всегда считали Успенский пост самым легким. Ведь в конце августа огороды и сады радуют хозяев изобилием плодов, созревают не только фрукты и овощи, но также бобовые, зерновые и бахчевые культуры. Вот почему люди ласково называли этот пост «Спасiвка-ласiвка».
«Без шуликiв, то й не Маковiй», — говорили когда-то в украинских селах
Итак, в августе мы будем встречать три Спаса. Первый (14 августа) — Медовый, второй (19 августа) — Яблочный, или Великий, а третий (29 августа) — Ореховый, или, как его еще называют, на полотне. С Маковеем, а также Яблочным и Ореховым Спасами связано множество народных верований, традиций и обрядов.
Так, старинная легенда рассказывает, что мак был дан людям как знак памяти о семи братьях-мучениках Маккавеях. Якобы на том месте, где пролилась их кровь, и распустились красивые алые цветы, названные впоследствии маком. Наши предки с большим уважением относились к этим цветам. Прежде чем освятить в церкви на Маковея сухие головки мака, для них готовили достойное обрамление. Для букета девушки на рассвете срезали цветы подсолнечника, добавляли к ним георгины, мяту, васильки и другие полевые цветы, а также пшеничные колоски. Нести букет-маковiйчик в храм полагалось незамужним девицам или детям. Взрослые люди готовили для освещения в церкви мед, пчелиные соты и восковые свечи. По окончании праздничной службы мужчины не спешили уходить из храма. Они собирались перед иконой святых Зосимы и Савватия (покровителей пчеловодов), вместе молились, после чего лучшие соты дарили церкви, раздавали сиротам, вдовам и убогим.
* Великий Спас — день, когда первый раз пробовали яблоки и груши нового урожая
А после литургии люди всем миром шли по селу освящать колодцы. К визиту священника каждый хозяин готовился заранее: чистил колодец, ремонтировал и красил ограду вокруг него. На колодец привязывали освященные в церкви букеты и оставляли их там до Яблочного Спаса. Также цветы и мак прикрепляли к двери хлева, амбара и хаты, чтобы защитить хозяйство и дом от всякой нечисти. Детишки несли свои маковiйчики к реке и, бросая их в воду, приговаривали: «Я тобi даю, ти менi дай. Зле вiджени, добро наверни». Мамы, у которых подрастали дочери, высыпали освященный мак в детскую купель, щоб у дiвчини хлопцiв було, як маку. Также клали маковiйчики малышам под подушки, букетики должны были уберечь детей от злых духов.
Когда все обязательные обряды были выполнены, семьи вместе с кумовьями и друзьями усаживались за праздничный стол. Как на Пасху меняются писанками, так и на Маковея перед трапезой родичи обменивались головками мака, чтобы искоренить всякую вражду и распри: «На тобi мiй, дай менi свiй, аби ми жили в мирi та злагодi».
Поскольку на Медовый Спас начинался пост, праздничный стол был довольно скромным: без мяса, рыбы, молочных продуктов, а также без горячительных напитков. Зато хозяйки готовили вареники, пироги с маком, конфетки-макiвники и даже маковую юшку. Но главным праздничным блюдом были, конечно, шулики — пресные коржи, залитые узваром или водой с медом и перетертым маком. «Без шуликiв, то й не Маковiй», — говорили когда-то в украинских селах.
К слову, Успенский пост за свою суровость именовался в народе осколком Великого. По преданию, Бог назначил людям говеть перед Пасхой девять недель, но святые отцы начали просить послабления, поскольку народу было бы тяжело выдержать такой длительный пост. Вот Господь и разделил испытание на две части: семь недель весной перед Пасхой и две — в конце лета.
Меню тех, кто строго соблюдает пост, выглядит следующим образом: среда и пятница — сухоядение (невареная пища без постного масла); понедельник, вторник и четверг — горячие блюда, но тоже без масла. И только в субботу и воскресенье в рационе появляются растительные жиры.
Молодежь, отведав постных горячих блюд и съев на десерт по миске шуликiв, за столом не засиживалась, а спешила собраться своим кругом на забавы. В Киевском регионе была такая традиция. На Маковея парубки и девчата устанавливали на своих улицах высокие кресты и украшали их цветами и головками мака. Вверху прикрепляли маску, сделанную из тыквы, за которой прятали зажженную свечу. Молодежь пела и танцевала, при этом оберегая маковейский крест от своих приятелей с соседних улиц, стремившихся его похитить.
Скупой хозяин, пожалевший щедрого угощения для жнецов, мог быть сурово наказан неурожаем в будущем году
Богатые столы накрывали на второй Спас — Яблочный (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа). Мясных блюд, конечно же, не подавали, но вкусненьким своих домашних хозяйки все-таки радовали. Например, пекли пирожки и варили фруктовый кисель. Пироги делали из постного дрожжевого теста (без молока и яиц), а начиняли не только яблоками, маком, сливами с медом и орехами, но и грибами, капустой, зеленью, фасолью — словом, усiм, що вродило. К праздничному столу варили борщ, в который для жирности добавляли жареных карасей. Из печи борщ переносили в погреб, чтобы на жаре не прокис и хорошенько настоялся. На Великий Спас хозяйки традиционно лепили вареники с картошкой, капустой и молодой фасолью. Такие вареники подавали с подливкой из лисичек и жареного лука. Еще готовили сладкие яблочные галушки, бабки. Запасались и вином — яблочным и сливовым, а также вишневой и черносмородиновой наливками и медовухой.
Великий Спас — день, когда первый раз пробовали яблоки и груши нового урожая. На рассвете мама будила детишек и отправляла их в сад нарвать яблок. «Дитяча рука ще не согрiшила, тому Iсусиковi вона мила», — считалось в народе. Специально к Яблочному Спасу покупали или плели новые корзинки, чтобы перед церковной службой сложить в них лучшие плоды. Вместе с детьми хозяйки клали в одну корзину яблоки, груши, сливы и виноград, а в другую — початки кукурузы, огурцы, помидоры и даже картошку. Ручки украшали цветами и травами, головками мака, пшеничными и ржаными колосьями. Корзины, накрывали рушниками и несли в церковь на освящение. После этого яблоками можно было угощать родных и близких, ну и, конечно же, есть самим. В старину, до второго Спаса яблоки считали нечистыми, якобы на них лежит печать Евиного греха. Поэтому некоторые селяне, чтобы не искушаться, созревшие до Спаса плоды скармливали свиньям.
После литургии семья отправлялась на кладбище помянуть умерших родственников. Молодежь должна была заранее, как и перед Родительской субботой после Пасхи, привести в порядок могилы не только близких, но и незнакомых людей. Ко второму Спасу нужно было украсить кресты, к ним привязывали букеты цветов и колоски пшеницы. В Западной Украине был такой обычай: на могиле расстилали рушник, на который ставили красную миску с яблоками, варениками и медом. Эту снедь оставляли на кладбище, чтобы забрали нуждающиеся и помолились за спасение душ усопших.
Почтив умерших, семья возвращалась домой и усаживалась обедать. Начинать трапезу полагалось с освященных фруктов. Груши и яблоки ели с медом, запивая виноградным или яблочным вином и приговаривая: «В саду — рясного, в полi — буйного», чтобы и в следующем году урожай был богатым. Когда-то наши предки часть освященных яблок и груш сушили и сберегали до самого Рождества. Сухофрукты добавляли в узвар. Также старались сохранить со Спаса мак и пшеницу, без которых не обойтись при приготовлении главного блюда Святого вечера — кутьи.
На Яблочный Спас в гости могли пожаловать жнецы во главе с «княгиней» — главные герои народного торжества, которое называлось Обжинки. Поскольку ко второму Спасу в селах завершалась жатва, в честь этого события крестьяне устраивали веселый праздник. Начиналось все в поле. Жнецы ходили по ниве, собирали оставшиеся не связанными в снопы колоски и сплетали из них большой венок. Его надевали на голову самой красивой девушке — «княгине». Затем процессия во главе с «княгиней» ходила по дворам и пела:
Прочини, господарю, ворота,
Занесем тобi вiночка iз золота;
Вiн не iз золота, а iз жита,
Да позволь тобi, Боже, спожити,
На друге лiто заложити.
На подворье жнецы снимали с «княгини» венок и клали его на голову хозяину. Тот благодарил и приглашал дорогих гостей к столу. По поверьям, скупой хозяин, пожалевший доброго вина и щедрого угощения для жнецов, мог быть сурово наказан неурожаем в будущем году.
Наши предки считали, что с приходом Яблочного Спаса заканчивается лето, ведь он приносит первые холода. Поэтому народ с грустью прощался с теплой порой, приговаривая: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас». А вообще, по погоде в течение всего Успенского поста люди предсказывали, будут ли дождливой осень и снежной зима. Народная примета гласит: какая погода на Спас, такая и на Покров (14 октября). Если на Лаврентия (23 августа) вода в озерах и реках тихая, осень будет ласковой и мягкой, а зима — без метелей. Если же в этот день пройдет ливень, жди дождливой осени.
На Успение Пресвятой Богородицы, по поверьям, лето с осенью встречаются. «Успiння проводжай, а осiнь зустрiчай», — говорили люди. Жара, начавшаяся в этот день и затянувшаяся на две недели, свидетельствовала о том, что на бабье лето (с 14 по 21 сентября) будет холодно и дождливо.
Кстати, в народе сохранилось множество запретов, связанных с проведением дня Успения Пресвятой Богородицы. Например, нельзя было тяжело работать, устраивать шумные праздники и даже громко разговаривать.
После Успения, как правило, заканчивались полевые работы, а значит, можно было засылать сватов и готовиться к свадьбам. Поэтому девушки трудились над рушниками и вышиванками. Большой удачей считалось сыграть свадьбу уже на следующий день после окончания поста, на Ореховый Спас: «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим». В этот праздник принято было печь хлеб из зерна нового урожая, а также пироги и коржики с орехами. Как гласит старая пословица, «Третiй Спас хлiба припас». Кстати, на Ореховый Спас во многих городах Украины устраивались ярмарки. Считалось, что торговля в этот день будет очень удачной.
13904МЕДОВО-МАКОВЫЕ КОНФЕТЫ
(старинный украинский рецепт)
Для приготовления понадобится: 1 стакан меда, 1 стакан мака.
Мед смешать с маком в кастрюльке и поставить на огонь. После того как мед немного покипит, вылить его на стол, предварительно облитый холодной водой. Массу разровнять руками, чтобы получился слой толщиной в палец. Как только полностью остынет, разрезать на ломтики любой формы.
ШУЛЫКИ
Для приготовления понадобится: 3 стакана муки, 1,5-2 стакана воды, 0,5 чайной ложки соли, 1 чайная ложка соды, 3 столовые ложки подсолнечного масла для смазывания коржей, 1 стакан мака, перетертого с сахаром, 2 стакана узвара с медом.
Налить теплой воды в муку, посолить, добавить соду, замесить тесто и дать ему постоять 30 минут. Раскатать корж, смазать подсолнечным маслом, сложить вдвое, снова раскатать, затем опять смазать подсолнечным маслом. Так повторить еще два раза. Проколоть в нескольких местах вилкой и запечь в духовке на умеренном огне. Корж при запекании надо будет перевернуть.
Замоченный с вечера мак растереть с сахаром и положить его в узвар, смешанный с медом. Перед подачей на стол поломать корж на мелкие кусочки, положить их в миску и налить узвара с маком.
Читайте нас у Facebook