ПОИСК
Світ

Чтобы выбрать лучший алкогольный напиток с рижским бальзамом, жителей латышской столицы три месяца бесплатно угощали коктейлями

16:13 30 вересня 2011
Інф. «ФАКТІВ»

Еще год-два назад Рига пользовалась не слишком хорошей славой столицы секс-туризма. «Доходило до того, что уже в аэропорту все стены и даже пол были оклеены плакатами с призывно улыбающимися девицами и телефонами их горячих линий, — вспоминают рижане. — То же самое — на улицах и в подземных переходах. Сплошной секс-марафон, с ребенком было стыдно гулять!» Особенно любили приезжать в Латвию компании молодых немцев и англичан, чтобы отпраздновать мальчишник — последнюю перед свадьбой вечеринку жениха с друзьями. По словам местных жителей, компанией в 10-15 человек они оккупировали бар на целый вечер, отпугивая остальных посетителей. Кончилось тем, что владельцы кафе перестали их пускать.

В Музее модерна, которым рижские архитекторы увлеклись в начале XX века, можно полюбоваться изысканным бытом тех времен

 — Нам очень хотелось, чтобы в Ригу приезжали не только любители выпивки и девушек, — приветливо улыбнулась при знакомстве руководитель Рижского бюро по развитию туризма Вита Ермоловича. — Для этого мы стали разрабатывать другие направления туризма — «Рига для родителей и детей», «Рига — гастрономическая столица». Они пользуются популярностью, во всяком случае, поток туристов из Украины и России за последний год вырос почти в два раза.

Что касается гастрономических деликатесов — в Риге есть где полакомиться. В этом мы убедились сами, каждый день обедая и ужиная в уютных ресторанчиках Старого города. Приведу лишь несколько блюд, которыми нас угощали. Суп-пюре из каштанов с копченой уткой; морские гребешки, обжаренные в чесночном масле; стейк из нежнейшей говядины, подаваемый на горячем камне, чтобы подольше не остывал; паштет из палтуса и лосося (кстати, главные кормильцы прибалтийских народов — лосось и корова — изображены на латышских монетках в один и два лата); салат с мясом бобра, маринованным в рижском бальзаме. Люди советского поколения помнят, что рижский бальзам в керамической бутылочке был обязательным сувениром, привозимым из столицы Латвии. Купить его в магазине было сложно, доставали по знакомству. Теперь национальный напиток можно без проблем приобрести в любом супермаркете. С его помощью маринуют мясо, его добавляют в пряные соусы, в кондитерские кремы и мороженое. Кроме обычного, черного, бальзама, рижане изобрели еще и смородиновый: его пьют горячим, добавляя черносмородиновый сок, корицу и дольку апельсина. Получается как глинтвейн.

*В Риге есть где отдохнуть всей семьей и полакомиться

РЕКЛАМА

Нынешним летом ассоциация барменов Риги провела конкурс на лучший алкогольный коктейль, в котором приняли участие несколько десятков тысяч(!) рижан. Большинством голосов любители «длинных» напитков выбрали коктейль «Ключ Риги», куда входят яблочный сок, ликер из ревеня, сироп граната и белого шоколада и, конечно же, пара столовых ложек рижского бальзама.

Основательный обед, однако, должен послужить топливом для длительной прогулки — иначе столько вкусной еды не переварить. Для Старого города нужно обязательно надеть обувь на плоской подошве — чтобы каблуки, которые так и норовят застрять в щелях вымощенных булыжником улиц, не мешали сосредоточиться на строгой и изысканной архитектуре Средневековья. Здания купеческих гильдий с острыми готическими крышами, стрельчатые окна, кругом гербы и вензеля. Но для того, чтобы разглядеть самое интересное, придется как следует задрать голову. Наверху, среди барельефов и статуй, украшающих верхние этажи доходных домов, вы увидите три знаменитых рижских флюгера — железных петухов, один из которых восседает прямо на колокольне Домского собора. А чего стоят чугунные коты с задранными хвостами, пренебрежительно глядящие на публику с одной из крыш! Местные художники очень любят рисовать этих котяр на фоне остроконечных шпилей.

РЕКЛАМА

В начале 20-го века рижские архитекторы увлеклись стилем модерн. Отец знаменитого советского кинорежиссера, архитектор Михаил Эйзенштейн, строивший доходные дома, с увлечением украшал их фасады сложнейшими барельефами — свирепыми мужскими масками, бороды которых перерастали в корни деревьев, очаровательными женскими фигурками, овальными и полукруглыми окнами. Автор «Броненосца «Потемкин» не очень-то одобрял творчество отца, называя его «сумасшедшим кондитером». Но рижанам художества Эйзенштейна-отца нравятся до сих пор.

В недавно созданном крошечном музейчике «Стиль модерн» вам с удовольствием покажут изысканность быта тогдашних горожан: удивительной красоты сервизы, узорчатые чугунные батареи. Прекрасные дамы могут покрутиться перед зеркалом и сфотографироваться в платьях и очаровательных шляпках эпохи столетней давности.

РЕКЛАМА

Впрочем, экспозиции рижских музеев бывают весьма неожиданными. Например, в Музее медицины, одном из крупнейших в Европе, мое воображение поразил зал, посвященный отхожим местам, с необыкновенной коллекцией ночных горшков, унитазов, больничных «уток» и садовых «домиков задумчивости».

Ну а после экскурсии хорошо просто побродить по городу. Сходить на цветочный рынок, покормить на набережной Даугавы почти ручных голубей, вдохнуть свежий ветер с Рижского залива. И вернуться в Старый город, где на ярмарке среди художников и музыкантов торгуют балтийским янтарем и льняными скатертями ручной работы.

Если во время прогулки вы потерялись в городе, без помощи не останетесь — не только старшее поколение, но и молодежь вполне сносно говорят по-русски

На мой взгляд, рижане живут не лучше и не хуже нашего. Ассортимент на прилавках продовольственных магазинов примерно тот же, люди на улицах одеты по-европейски непритязательно, в джинсах и курточках. Сами латыши считают, что уровень жизни у них выше, чем в большинстве бывших советских республик. Однако судите сами. Средняя зарплата в Латвии 350 лат (это 5 тысяч 600 гривен), средняя пенсия — от 100 лат (1 600 гривен). Цены в магазинах выше украинских минимум в полтора раза, я сразу переведу их в гривни. Молоко (в самой дешевой номинации) — 11 гривен за литр, буханка хлеба — 5 гривен 50 копеек, гречка — 32 гривни за килограмм, селедка — 28 гривен за килограмм, самый дешевый сыр — 52 гривни за килограмм, пол-литровая бутылочка рижского бальзама — 103 гривни. Прибавьте к этому весьма недешевые платежи за жилье — квартплата плюс коммунальные услуги обходятся среднестатистической латышской семье в 2 400-4 000 гривен.

Ужин в ресторанчике обойдется минимум в 30 лат на двоих. Зато официанты сразу предупреждают: «Если берете горячее блюдо, не заказывайте салат или суп. Наши порции очень большие!» Рижане с такой гастрономической политикой согласны: «Уж если я плачу такие деньги, должен поужинать как следует! Может, и недешево, зато вкусно!»

Цены на автозаправках также выше наших: 95-й бензин стоит 14,5 гривни за литр, дизельное топливо — 13,5 гривни. Штрафы, по словам автолюбителей, суровые: за превышение скорости всего на пять километров в час (скорость движения по городу не должна превышать 50 километров в час) штрафуют на 320 гривен. Водителей, попавшихся за рулем в нетрезвом состоянии, здесь и вовсе не жалуют. Права отбирают сразу, а пересдать экзамен разрешают лишь через полгода.

Перед поездкой в Латвию я вычитала в справочнике, что население страны составляет 2 миллиона 200 тысяч человек. Однако наши латышские друзья, услышав эту цифру, лишь горько усмехнулись: «Ничего подобного! Только 1 миллион 900 тысяч!» «А где же остальные триста тысяч?» — «Уехали!» Вчерашние школьники считают зарплату ниже 600 евро не приемлемой. Едут на заработки в Великобританию, Ирландию, Норвегию. Там плата за труд значительно выше. Страну покидают лучшие специалисты — компьютерщики, врачи, инженеры. А рождаемость продолжает снижаться. На ребенка до года выплачивают пособие около тысячи гривен в месяц, до двух лет — вдвое меньше, а затем, вплоть до достижения чадом 15 лет, — всего 8 лат, или 128 гривен в месяц.

Поэтому школьники Латвии усиленно налегают на иностранные языки — английский, немецкий, испанский. Выучить русский язык тоже считается престижным. Во время прогулки по городу, даже если вы потерялись, никогда не останетесь без помощи. Не только старшее поколение, но и молодежь вполне сносно говорят на русском. Даже анекдот по этому поводу есть: «В Латвии провели эксперимент: что кричат латыши, когда наступают на грабли. В результате эксперимента оказалось, что в Латвии — сто процентов населения русские!»

На самом деле здесь сложное отношение к русским. В центре Старого города находится Музей оккупации Латвии. Его экспозиция рассказывает, как тяжко приходилось маленькому латышскому народу рядом с могущественным соседом. С начала XVIII века Латвия фактически все время находилась под властью Российской империи. Независимая Латвийская Республика, возникшая после Октябрьской революции, просуществовала недолго. 17 июня 1940 года (эта дата до сих пор отмечается как День оккупации Латвии) советское правительство ввело на территорию страны войска. В музее — реконструкция барака для заключенных в ГУЛАГе, фотографии и документы расстрелянных и насильно депортированных участников сопротивления. Латыши не могут забыть, как подавлялись их культура, традиции, язык.

«Нам не очень нравится, что наш нынешний мэр — русский», — говорят многие рижане. Но, когда в мае нынешнего года 35-летний Нил Ушаков, принимавший участие в традиционном полумарафонском забеге, попал в реанимацию из-за теплового удара, весь город собирал деньги на его лечение в немецкой клинике. Или такой пример сострадания латышей: на следующее же утро после того, как под Ярославлем разбился самолет с хоккеистами, рижане завалили российское посольство траурными букетами.

На интернет-форумах среди рижских мамочек русского происхождения развернута целая дискуссия: «Отдавать ли ребенка в латышский детский садик?» Одни стоят на том, что нельзя: мол, это вызовет культурный шок у ребенка. Другие, наоборот, уверяют, что необходимо: малыш в четыре года будет свободно болтать на латышском, не имея в дальнейшем проблем с изучением государственного языка. (Интересно, что русского малыша еще не всегда и возьмут в латышский садик — мол, займет место латышского ребенка.) Но больше всего меня впечатлило высказывание одной молодой женщины: «А мне все равно, в какой садик отдавать! Мой ребенок вырастет и все равно уедет из Латвии!»

В сорока километрах от Риги расположился лесной городок Сигулда, антипод песчано-пляжной Юрмале. Туда хорошо съездить на денек-другой, чтобы побродить по красивейшим паркам и подышать сосновым воздухом. Чем-то напоминает Каменец-Подольский. Канатная дорога, перекинутая между крутыми берегами реки Гауя, джампинг с моста (абсолютно голым мужчинам — бесплатно). Вместо воздушных шаров — полеты в аэродинамической трубе, когда в костюме-парашюте взмываешь метров на пятнадцать над сосновым лесом. Ежегодные костюмированные рыцарские турниры в историческом Турайдском замке. И очень красивая легенда о любви, основанная на реальных фактах…

В рижском суде до сих пор сохранились документы о судебном процессе над неким садовником, обвинявшимся в убийстве на почве ревности собственной невесты. Однако с помощью свидетелей выяснилось, что юноша невиновен. Его соперник обманом вызвал девушку на свидание. Воспользовавшись тем, что Майя пришла одна, негодяй принялся домогаться ее благосклонности. Убедившись, что мольбы отпустить ее напрасны, девушка применила последнее средство: предложила выкуп — платок, якобы обладающий волшебным свойством охранять от сабельных ударов. Насильник не поверил сказанному, и тогда девушка предложила провести испытание. Обернувшись подаренным женихом платком, Майя велела бить по ней саблей что есть силы. Негодяй послушался, занес оружие — и девушка, сраженная сабельным ударом, упала как подкошенная. Смерть она предпочла насилию!

Когда садовник, целый день разыскивающий невесту, наконец нашел ее в лесной пещере, она была мертва. Рыдая, жених понес домой тело любимой, но по дороге выронил из кармана свой садовый топорик. Топорик посчитали уликой, жениха арестовали. К счастью, сцену домогательства и убийства наблюдал приятель негодяя. Муки совести не позволили ему молчать. Благодаря его показаниям жених девушки был оправдан. Он похоронил невесту возле замка, и с тех пор новобрачные Сигулды после росписи в загсе всегда посещают могилу Майи — Турайдской Розы.

P.S. «ФАКТЫ» благодарят рижское бюро развития туризма «Liveriga», авиакомпанию «airBaltic» и журнал «Украинский туризм» за предоставленную возможность ближе познакомиться с прекрасной столицей Латвии и ее окрестностями.

1220

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів