ПОИСК
Життєві історії

«Начнете качать права — познакомитесь с местной мафией. И это будет последнее знакомство в вашей жизни»

6:00 25 січня 2012
Подписав контракт с китайской хореографической студией, 14 украинских танцовщиков попали в рабство в китайской провинции Аньхой. Наших соотечественников заставляли круглосуточно работать, избивая их и угрожая. Несмотря на многочисленные обращения в посольство, танцоры до сих пор не могут попасть на родину

Наши танцоры даже не догадывались, чем для них обернется сотрудничество с китайской хореографической студией «Ванг Шенг». Объявление о том, что студии требуются профессиональные танцовщики и хореографы, ребята нашли в интернете. «Так ищут работу большинство наших коллег, — объясняет киевлянин Сергей Гвоздев. — В Украине найти место с более-менее приличной зарплатой очень сложно. Не имея средств на раскрутку, коллективы распадаются один за другим. А за границей перспектив намного больше».

«На Дальний Восток я ехать не собирался, но, просидев несколько месяцев без работы, готов был рассматривать любые варианты»

 — Летом прошлого года я потерял работу, — продолжает Сергей Гвоздев, с которым мы связались через интернет, по скайпу. Сергей находится в Китае и выходит на связь только по ночам — когда руководитель студии и переводчик спят. В другое время, по его словам, за танцорами ведется наблюдение. — Танцевальный коллектив, в котором я был хореографом, распался. Тогда начал искать объявления в интернете, но ничего не нашел. На мое объявление откликнулся только приятель Саша. Несколько лет назад он уехал работать за границу. «Я тоже долго метался в поисках работы, — писал Саша. — Сейчас живу в Китае, в провинции Санья. Работаю в коллективе мистера Ванга — на подтанцовках у местных звезд. Наконец стал неплохо зарабатывать. Кстати, мистеру Вангу требуются люди. Могу спросить насчет тебя». В страны Дальнего Востока я ехать не собирался, но, просидев несколько месяцев без работы, готов был рассматривать любые варианты.

Вечером мы с Сашей связались по скайпу. С ним в комнате сидел китаец мистер Ванг, лет сорока на вид, и переводчик. Я начал расспрашивать об условиях работы. «Очень лояльные, — заверил мистер Ванг. — Вы работаете только по вечерам — три часа в сутки. Первые несколько недель будете репетировать, потом начнете выступать. Весь день у вас, по сути, свободный. Жильем я обеспечиваю. Зарплата — 900 долларов в месяц». Это около семи тысяч гривен. Мистер Ванг сказал, что, если наши выступления будут пользоваться спросом, он готов платить больше. В Киеве подобных предложений не поступало. Когда Саша остался в комнате один, мы связались с ним опять. Я спросил, что из себя представляет мистер Ванг. «Нормальный мужик, — пожал плечами приятель. — Работать у него мне пока нравится. Только в нашем городе коллектив уже сформирован. Ты поедешь в провинцию Аньхой».

Посоветовавшись с родными, Сергей согласился. Вскоре мистер Ванг отправил ему два варианта контракта — на русском и китайском языках. Не имея знакомых переводчиков, парень решил показать их в китайском посольстве. Сверив документы, сотрудница посольства не нашла отличий.

 — Я подписал договор и начал оформлять рабочую визу, — продолжает Сергей. — Пришлось повозиться, но я этому был даже рад — считал, что в посольстве должны все перепроверить, в том числе и предприятие мистера Ванга. Танцовщиков, которые должны были работать со мной, я тогда еще не знал. В аэропорту нас встречал переводчик. Там же я познакомился с другими украинскими танцорами. Это были молодые ребята из разных областей — кто-то из Днепропетровска, кто-то из Одессы. Переводчик отвез нас к мистеру Вангу. Он ждал нас в центре города. «Очень рад, что вы приехали! — улыбнулся мистер Ванг. — Это надо отметить. Поехали в ресторан — я угощаю!»

За обедом мистер Ванг рассказывал, чем мы будем заниматься: «В основном будете выступать на подтанцовке. Ансамбль не ездит на соревнования — это лишняя трата времени. Вы должны зарабатывать деньги». Хорошо накормив нас, Ванг приказал переводчику показать жилье и отвезти на репетицию. После двухдневной дороги хотелось чуть-чуть отдохнуть, но перечить не стали.

Первым неприятным сюрпризом стало общежитие. Это был старый барак. Здание уже буквально разваливалось. Обшарпанный коридор, восьмиметровые комнаты, в каждой из которых по три маленьких кровати и никакой другой мебели. На все общежитие — один разбитый унитаз и грязная душевая. Увидев это, мы обомлели. «А что здесь такого? — пожал плечами переводчик. — Все удобства вроде бы есть». Не слушая наши комментарии, он раздраженно произнес: «Бросайте сумки и идите быстрее! Мистер Ванг ждет вас на репетиции».

Репетиции проходили в полуподвальном помещении с маленькими окнами. Двери не закрывались — из-за этого пришлось танцевать на сквозняке. Репетиция длилась шесть часов.

Под конец мы уже буквально валились с ног. Двое суток ведь не спали. Хотя первый день мистер Ванг обещал сделать выходным. Когда на следующий день мы напомнили ему об этом, мистер Ванг презрительно на нас посмотрел: «Ну и что, что обещал? Забудьте и идите работать. Вы здесь никто и будете делать то, что я вам скажу».

«Вместо обещанных 900 долларов зарплаты мы получили около четырехсот»

 — Это был уже совсем не тот мистер Ванг, с которым мы познакомились и общались по интернету, — говорит Сергей. — После первой репетиции на сквозняке несколько наших девочек слегли с высокой температурой. И хотя раньше нам обещали платить за каждый рабочий день, на следующий день мы поняли, что об обещании мистера Ванга можно забыть.

— Что вы имеете в виду?

 — Систему штрафов. Мистер Ванг штрафовал нас по любому поводу — снимал по 10-20 долларов за любое прегрешение. Вышел на сцену не с правой, а с левой ноги — плати штраф. Не так улыбнулся на сцене (причем это были не выступления, а репетиции!) — тоже штраф. Мы старались все делать правильно, но мистер Ванг все равно находил, к чему придраться, и снимал с каждого из нас около сотни долларов в день. «Никто не будет делать вам поблажки и уж тем более оплачивать лечение, — заявил мистер Ванг нашим девочкам. — Вы заболели не по моей вине, а из-за своей безалаберности». Денег на лекарства никто, разумеется, не дал. О лояльном графике, который нам обещали, тоже речи не шло — мы репетировали по 12 часов в день. Китайцы, работавшие с нами, танцевали намного хуже нас — они явно не чувствовали музыку и не попадали в такт. Но мистер Ванг заставлял работать всех, к тому же по ночам. Заплатить нам обещали в конце месяца.

Сумма, которую мы получили, всех шокировала. Нам выдали около 400 долларов вместо обещанных 900! Не выдержав, я пошел к мистеру Вангу. «Чего ты возмущаешься? — огрызнулся босс. — Сначала почитай контракт». «Я читал, — не сдавался я. — И там были четко указаны суммы». Но оказалось, и здесь был обман. Переводчик показал мне китайский вариант договора, который существенно отличался от русского. «В твоем контракте предусматривалось больше выступлений, а в этом — больше репетиций, — объяснил начальник. — А репетиции оцениваются на двести долларов меньше». «Но это обман, мошенничество! — вспыхнул я. — Я ставил подпись совсем под другим документом!» «Нет, родной, под этим, — усмехнулся мистер Ванг. — Ты будешь работать на меня столько, сколько я скажу. Ваше дело — выполнять то, что вам говорят. А будете качать права, познакомитесь с местной мафией. И это будет последнее знакомство в вашей жизни». Я понял, что мы попали в настоящее рабство.

— Мистер Ванг действительно был похож на человека, способного организовать встречу с мафией?

 — На вид он был невзрачный. Маленький, худенький, в джинсах и футболке. При этом постоянно говорил о своих связях и ничего не боялся, когда я угрожал ему полицией. Либо был уверен, что никуда не пойду (ведь ничего в Китае не знаю), либо действительно его кто-то страховал. Мы бы сбежали, но как и куда — не знали ни языка, ни людей. В кармане было сто долларов, остальное ушло на питание. Самый дешевый билет до Украины стоит 600 долларов. К тому же за нами велось наблюдение.

— Вам часто приходилось выступать?

 — Первый месяц не очень. Потом чаще. Я в их эстраде не очень разбираюсь, но, насколько я понял, мы были на подтанцовке даже у китайских знаменитостей — певиц, чьи песни постоянно звучали по радио. Публика принимала нас на ура. Нам аплодировали, даже просили автографы. Но мистер Ванг сразу после выступления отводил всех танцовщиков в гримерку и раздавал оплеухи: кому-то — за то, что не так улыбался, кому-то — за скованность. В итоге почти все мы уходили, зная, что нам заплатят вдвое, а то и втрое меньше обещанного. Переводчик, который везде ходил с мистером Вангом, сначала казался нам безобидным парнем. Мы даже думали, что он, как и мы, тоже попал в рабство. «Я вынужден повиноваться ему во всем, — сетовал он. — Но другого выхода нет — он дает мне хоть какие-то деньги. А я высылаю их стареньким родителям. Им не на что жить». Он говорил, что приехал из дальней провинции. «Завтра я ему надоем, и мистер Ванг выкинет меня как тряпку», — говорил переводчик. Что он за человек на самом деле, мы поняли чуть позже.

РЕКЛАМА

*В Китае украинские артисты выступали на подтанцовке у местных звезд

Когда нам в очередной раз заплатили гроши и я возмутился, переводчик с интонацией мистера Ванга презрительно сказал: «Забирайте то, что дают. Или вообще ничего не получите и будете вкалывать бесплатно». До этого он просто переводил мистера Ванга, а теперь говорил от себя! Более того, увидев, что я возмущаюсь громче всех, переводчик подошел и… ударил меня кулаком по голове. От неожиданного удара я упал. Он начал избивать меня ногами. Ребята принялись меня защищать, но переводчик — молодой худенький паренек — оказался довольно сильным и без проблем их раскидал. После этого переводчик побежал на кухню и сначала схватил чашку, металлическую китайскую палочку, а потом… топор. С этим топором он мчался прямо на меня. Не знаю, что бы со мной было, если бы не ребята. В одну секунду танцор Вова подлетел к двери и закрыл переводчика на кухне. Тот начал рубить топором двери, мы — с криком разбегаться кто куда… А одна девочка, спрятавшись в углу комнаты, начала снимать происходящее на камеру мобильного телефона. Поэтому кое-что у нас даже записано на видео.

РЕКЛАМА

«Как только мы вышли из полицейского участка, на нас налетела толпа разъяренных китайцев»

— Вы убежали домой?

 — Нет, в посольство. Показав там видео и побои, мы объяснили, что с нами произошло. «Бывает же… Бедняги, — покачала головой сотрудница посольства. — Боюсь, я ничем не смогу вам помочь. У нас таких ситуации еще не было. Даже не знаю, что делать». Мы опешили. И это говорят сотрудники посольства, которые должны защищать своих граждан?! Я пошел в ближайший полицейский участок. Там меня выслушали, отправили в больницу, где сняли побои. Кроме ушибов и гематом, у меня констатировали сильное сотрясение мозга. Когда мы рассказали о мистере Ванге, полицейские тут же начали разбираться и вызвали нашего шефа в участок. Полицейские провели с ним беседу и сказали ему вернуть нам обещанные деньги. «Верну прямо сегодня, — заверил мистер Ванг. — Можете быть уверены». Но мы рано радовались. Как только вышли из участка, на нас налетела толпа разъяренных китайцев. Меня избили так, что я потом с трудом мог передвигаться. Мы чудом спаслись, вырвавшись и забежав в магазин. Дома нас ждал мистер Ванг. Он не скрывал, что на нас напали его люди.

— Сергей, а что говорил ваш приятель, рекомендовавший вам эту работу? Вы поддерживали с ним связь?

 — Когда я бросил в интернете клич о помощи, он написал мне письмо по электронной почте. Оказалось, что мистер Ванг использовал его как приманку — обеспечил ему неплохие условия и с его помощью заманил к себе десятки наших сограждан. А потом его самого выбросили на улицу. Оказалось, что в провинции Санья, где он работал, ситуация еще хуже. Там находятся около шестидесяти наших танцоров, причем есть даже семейные пары с маленькими детьми. Мистер Ванг держит их в самом настоящем рабстве. Когда они отказались добровольно отдавать ему документы, в их общежитии случился пожар, во время которого почти все паспорта исчезли. Людям не платят денег, с ними ужасно обращаются. Несколько человек, у которых были документы и какие-то деньги, среди ночи собрали вещи и уехали. Но остальные делают все, что им скажут, — у них нет другого выхода.

— Вам все-таки удалось выйти на консула?

 — Когда я понял, что от посольства помощи мы не дождемся, — продолжает Сергей, — я отправил всем знакомым sms-ки: «Я попал в рабство в Китае. Помогите». Одним из первых отозвался мой приятель Александр Кварта — певец, один из финалистов шоу «Україна має талант». «Если это правда, напиши, где ты, — ответил он. — А я подниму на ноги журналистов». Так о нас вышел сюжет на телеканале СТБ. И несмотря на то, что мы обращались в посольство, да еще и показывали следы побоев, в Министерстве иностранных дел Украины журналистам заявили, что впервые о нас слышат… Как только сюжет вышел в эфир, об этом сразу узнал мистер Ванг. Меня затащили к нему в кабинет. «Что ты там рассказывал? — орал шеф. — Признавайся, это ты все устроил?!» Видимо, им позвонили из консульства. Но, как я понял, видеоролик они не посмотрели — иначе от меня бы уже живого места не осталось.

Сейчас мы ждем: может, хоть кто-нибудь отреагирует? Денег на обратный билет у нас нет, помочь некому. Консул, который пришел к нам сразу после телесюжета на СТБ, вроде бы обещал помочь. Но пока ничего не слышно… Кстати, сотрудники консульства «пробили» театр «Ванг Шенг» по базе данных. Оказалось, он нигде официально не зарегистрирован. Как сотрудники китайского посольства, которые должны были все это проверить, дали мне визу, остается загадкой. К тому же сотрудница посольства уверяла, что сверила китайский и русский варианты договоров. Извините, но… я больше не могу говорить, — перешел на шепот мой собеседник. — Кажется, идет переводчик. Если увидит, что я говорю по скайпу, — опять будет бить.

Чтобы выяснить, какие меры будет предпринимать Министерство иностранных дел Украины, «ФАКТЫ» перезвонили пресс-секретарю МИДа Александру Дикусарову. Он сказал нам следующее:

 — Мы знаем о сложившейся ситуации, разбираемся. Сейчас танцоры ждут, чтобы мы помогли им добраться на родину. Но я не уверен, что мы будем оплачивать дорогу — они ведь сами подписывали контракты, сами и виноваты. А по поводу того, что их там избивали, мы сейчас выясняем.

Поговорить с сотрудниками Посольства Китая в Украине «ФАКТАМ» не удалось. В связи с празднованием Нового года по восточному календарю в ближайшую неделю оно работать не будет.

P.S. Когда материал готовился к печати, «ФАКТАМ» стало известно, что семеро украинских танцоров из Шанхая вылетели в московский аэропорт «Шереметьево», а оттуда будут добираться в Украину. Об этом сообщил пресс-секретарь украинского МИДа Александр Дикусаров.

РЕКЛАМА

947

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів