Максимальная ставка единого налога для физических лиц может увеличиться до 600 гривен, зато налог на прибыль планируют постепенно снизить с 25 до 20 процентов
«Есть лишь один популярный налог — тот, который платят другие», — говорил Томас Уайт, министр армии США (гражданская должность в Министерстве обороны). Поэтому решение украинского правительства выставить на общественное обсуждение проект Налогового кодекса сдержанные британские политики стыдливо назвали бы «смелым шагом». Ведь финансовые интересы наших сограждан существенно разнятся между собой, и уж тем более они не совпадают с потребностями бюджета.
Тем не менее текст Налогового кодекса вынесен на суд широкой общественности. И после всех дебатов его создателям предстоит свести воедино все пожелания этой самой общественности. Будем надеяться, что у них это получится лучше, чем у слона-живописца, который бездумно учел все советы своих многочисленных друзей Ну а «ФАКТЫ», в свою очередь, сочли необходимым познакомить читателей с основными положениями важнейшего документа, чтобы они тоже могли принять участие в столь интересной дискуссии.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ ВЛАДЕЛЬЦАМ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Правительство намеревается взимать транспортный налог не только с автомобилистов, но владельцев частных самолетов и вертолетов (что в настоящее время не происходит). Пока в проекте кодекса указано: за каждый килограмм максимальной взлетной массы владельцам самолетов придется платить налог в размере 20 копеек в год, а вертолетов — 30 копеек.
Кроме того, правительство все-таки увеличило ставки транспортного налога на автомобили с мощным двигателем. В частности, для автомобилей с объемом двигателя от 4501 до 5500 «кубов» транспортный сбор возрастет до 45 гривен за кубический сантиметр, от 5501 до 6500 — до 55 гривен, а свыше 6550 «кубов» — до 60 гривен. В настоящее время для всех машин с объемом двигателя более 3500 кубических сантиметров действует единая ставка — 40 гривен.
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ И НДС БУДУТ УМЕНЬШЕНЫ
Ставку налога на прибыль планируют постепенно, до 2014 года, снизить с 25 до 20 процентов. Так, с 1 января 2012 года она может уменьшиться до 24 процентов, с 1 января 2013 года — до 22 процентов, ну и, соответственно, с 1 января 2014 года — до 20 процентов.
Предполагается снизить и ставку налога на добавленную стоимость: с 1 января по 31 декабря 2011 года она составит нынешние 20 процентов. Но уже с 1 января 2012 года уменьшится до 19 процентов, с 1 января 2013 года — до 18 процентов, а с 1 января 2014 года составит 17 процентов.
Кроме того, проект кодекса предполагает временное (на три-четыре года) введение льгот по уплате НДС и налога на прибыль для определенных отраслей и предприятий: издательское дело, самолетостроение, космическая отрасль, отельный бизнес, угле- и газодобывающие предприятия и так далее.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОСТАВИТЬ 19 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПЯТЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
Как «ФАКТЫ» уже сообщали, вместо существующих ныне 29 государственных налогов и сборов в проекте кодекса осталось только 19. Количество же местных налогов предлагается сократить с четырнадцати до пяти. Причин такого решения несколько. Три платежа (государственная пошлина, судебный сбор и единый сбор, который вносится в пунктах пропуска через государственную границу) были исключены из кодекса в связи с тем, что по своей экономической сути не являются налоговыми доходами бюджета. Но большинство платежей исчезнут из-за неэффективности: затраты на их взимание превышают получаемые средства. К примеру, это сборы за выдачу ордера, проведение гастролей, право использовать местную символику, право проведения кино- и телесъемок, а также сбор с владельцев собак, гербовый сбор, налог на промысел и так далее
ВОЗМОЖНО, ПОЯВИТСЯ НОВАЯ СТАВКА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — 10 ПРОЦЕНТОВ
Отрадно заметить, что в этой сфере почти ничего не меняется. Для большинства наших сограждан ставка как была 15 процентов, так и останется.
Зато у нас может появиться ставка 10 процентов, по которой будут облагаться налогом зарплаты некоторых работников: шахтеров, которые трудятся под землей полный рабочий день, сотрудников государственных военизированных аварийно-спасательных служб и тех, кто работает в особо вредных и тяжелых условиях (должности указаны в так называемом списке № 1).
Останется 5-процентная ставка налога, которая будет применяться при налогообложении инвестиционных доходов, доходов по ипотечным сертификатам, сертификатам фондов операций с недвижимостью, а также дивидендов и процентов в кредитных союзах. А вот проценты по банковским депозитам предлагается облагать обычной 15-процентной ставкой.
Также предусмотрена 30-процентная ставка налога, которым облагаются выигрыши, призы (кроме государственной и негосударственных денежных лотерей) и доходы иностранцев в нашей стране, в том числе суммы, выплаченные зарубежным гастролерам. Кстати, налогообложение гонораров иностранных звезд, полученных ими во время гастролей по Украине, в проекте кодекса описано отдельно: возможно, предприятия, предоставляющие концертные площадки для таких гастролей, приравняют к налоговым агентам, так что налоги иностранные звезды будут платить нашей стране в обязательном порядке.
Остались в документе социальные льготы для семей с детьми, студентов, аспирантов, чернобыльцев, ветеранов войны и других малообеспеченных граждан.
Еще один нюанс: вместо существующего ныне налогового кредита у нас появится налоговая скидка. В принципе это тот же механизм, который позволяет людям по итогам года вернуть себе часть уплаченных налогов. Просто его переименовали, чтобы не возникала путаница с термином «кредит». Кроме того, был расширен перечень расходов, на которые распространяется налоговая скидка. В частности, кроме процентов по ипотеке, благотворительных взносов и помощи, платы за обучение, затрат на пенсионное страхование, усыновление и лечение бесплодия, в список добавились суммы, потраченные на переоборудование транспортного средства для использования биотоплива вместо бензина.
ДЛЯ «УПРОЩЕНЦЕВ» ВВЕДУТ НА ПЯТЬ ЛЕТ НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ
Понятно, что реформа упрощенной системы налогообложения вызывает самые ожесточенные споры. Поэтому раздел, касающийся «упрощенцев», переписывается чаще остальных. Причем кардинально.
Начнем с того, что фиксированный налог все-таки планируют упразднить. Останется только единый налог, на который в нынешнем варианте проекта Налогового кодекса имеют право переходить:
♦ физические лица, которые имеют не более десяти наемных работников (включая членов семей) и чей объем доходов, полученных на протяжении календарного года, предшествующего переходу на упрощенную систему, не превышает 300 тысяч гривен.
♦ юридические лица, у которых есть не более 50 наемных работников и чей объем доходов, полученных на протяжении года, предшествующего переходу на упрощенную систему, не превышает 2 миллионов гривен.
Впрочем, перейти на упрощенную систему налогообложения смогут далеко не все: проект запрещает это делать тем, кто работает в сфере развлечений, охранном бизнесе, управленческой сфере, занимается обменом валюты, производством подакцизных товаров, топлива, предоставлением услуг сотовой связи, продажей и перепродажей предметов искусства и антиквариата, предоставляет в аренду земельные участки площадью свыше 20 соток или недвижимость площадью более 100 квадратных метров.
Зато этот вариант Налогового кодекса вернул возможность перехода на единый налог адвокатов, риелторов, бухгалтеров, рекламистов, кадровиков и консультантов. Но в то же время для них установлена повышенная — от 200 до 600 гривен в месяц — ставка единого налога. Остальные физические лица могут по-прежнему уплачивать от 20 до 200 гривен в месяц. Что же касается юридических лиц, то для них ставка налога составляет 3 (если является плательщиком НДС) и 5 процентов.
Немаловажный момент: этот вариант кодекса обязывает всех «упрощенцев» (как физических, так и юридических лиц) обзавестись кассовыми аппаратами.
Зато в кодексе остались положения о налоговых каникулах. На пять лет — с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года — будет установлена нулевая ставка единого налога для физических лиц, занимающихся предоставлением бытовых услуг или торговлей на рынках, если их годовой доход окажется не более 300 тысяч гривен, а также для юридических лиц, предоставляющих бытовые услуги, у которых объем дохода не превышает 300 тысяч гривен в год.
Понятно, что это не полноценный налог на роскошь, который планировали ввести еще в нынешнем году, но все же попытка увеличить налоговую нагрузку на более обеспеченных наших сограждан явно обозначена.
Познакомиться с полным текстом документа можно на официальном сайте Министерства финансов Украины (www. minfin. gov. ua) и Государственной налоговой администрации Украины (www. sta. gov. ua). Там же можно поучаствовать в обсуждении проекта на интернет-форумах. Кроме того, в рамках всенародного обсуждения проекта Налогового кодекса Государственная налоговая администрация Украины совместно с Государственной таможенной службой Украины создали сеть колл-центров (см. ниже).
— Все предложения, которые поступят от граждан, будут обобщены и вынесены на рассмотрение Кабинета министров Украины 26 августа. После этого до 5 сентября результаты обсуждения будут переданы в Верховную Раду Украины, — отметил заместитель министра финансов Вадим Копылов.
Будем надеяться, что правительству удастся извлечь рациональные зерна из всенародного обсуждения Налогового кодекса и они будут учтены с той деликатностью, которая необходима при налогообложении. Ибо, как говорил министр финансов Людовика XIV Жан Батист Кольбер, искусство сбора налогов состоит в том, чтобы ощипать гуся, получив как можно больше перьев и как можно меньше визга.
ТЕЛЕФОНЫ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ВНЕСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
АР Крым (0652) 548-044; (0652) 259-309
Винницкая область (0432) 59-23-57; (0432) 46-77-90; 1507; (0432) 27-57-31
Волынская область (0332) 777-106
Днепропетровская область (056) 377-17-23; 1507
Донецкая область (062) 301-52-77
Житомирская область (0412) 41-82-15
Закарпатская область 0800-502-708
Запорожская область (061) 226-08-02; 15-07
Ивано-Франковская область (0342) 77-19-34; факс (0342) 77-15-10
Киевская область 0800-50-07-39
Кировоградская область (0522) 36-69-05
Луганская область (0642) 50-76-13
Львовская область (032) 297-38-96; (032) 297-30-41
Николаевская область (0512) 501-809
Одесская область (0482) 326-228
Полтавская область (0532) 50-35-20; (0532) 50-35-21; (0532) 50-35-22
Ровенская область (0362) 69-25-52
Сумская область (0542) 788-485; (0542) 68-50-72; (0542) 68-71-14
Тернопольская область тел/факс (0352) 43-46-33; (0352) 23-60-14
Харьковская область (057) 705-28-72
Херсонская область (0552) 42-76-20
Хмельницкая область (0382) 70-18-30; (0382) 70-18-39
Черкасская область (0472) 339-134
Черновицкая область (0372) 545-576; (03722) 725-51
Черниговская область (0462) 652-343
г. Киев (044) 461-77-00
г. Севастополь (0692) 55-54-91
539Читайте нас у Facebook