В каких случаях придется перерегистрировать свое право на недвижимость?
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что с нового года полностью меняется порядок государственной регистрации права собственности на дома, квартиры и земельные участки. Вскоре в районных центрах по всей стране должны заработать 583 региональных отделения Государственной регистрационной службы Украины (Укргосреестра), сотрудники которых будут вносить информацию о квартирах и земле граждан в единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Кроме того, недавно возможность доступа к этой базе данных получили нотариусы. Они смогут менять информацию о праве собственности непосредственно в момент купли-продажи объектов. На днях представители Укргосреестра рассказали, как будет работать их организация и что теперь нужно делать людям, чтобы узаконить свое право собственности.
«Нотариус проверит информацию в существующих реестрах и перенесет ее в общий»
Стоит напомнить, что еще 16 марта 2010 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество». Согласно документу в стране создается новая единая система госрегистрации прав на недвижимость и их отягощений, вводится Государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество и автомобили.
По плану новый порядок регистрации должен был заработать с начала нынешнего года. Однако государство не успело создать к установленному сроку ни структуру Укргосреестра, ни сам единый реестр. Поэтому введение новой системы регистрации перенесли на 1 января 2013 года. Так что же ждет жителей страны?
— Главное управление Укргосреестра находится в Киеве по адресу улица Марины Расковой, 15, — рассказала заместитель главы Государственной регистрационной службы Украины Ирина Завальная. — Однако непосредственно регистрацией прав на недвижимость в каждом районном центре будут заниматься 583 отделения, в которых уже трудятся 2 тысячи 446 госрегистраторов и 207 их помощников. На сегодня кадровое обеспечение составляет почти 85 процентов. Но до конца года, думаю, штат полностью укомплектуют. Отделения Укргосреестра уже имеют помещения, технику. Работники прошли обучение. Адреса региональных отделений Укргосреестра вскоре будут опубликованы на нашем официальном сайте (www.drsu.gov.ua. — Авт.).
Кроме государственных регистраторов, 6 тысяч 835 практикующих нотариусов получат возможность при удостоверении сделок купли-продажи недвижимости одновременно проводить регистрацию прав. Сейчас нотариусы и их помощники проходят соответствующее обучение.
Хочу подчеркнуть, что со следующего года все реестры, в частности, сделок, ипотек, запретов отчуждения объектов недвижимости, а также отягощений движимого имущества, теряют свою силу. Их заменит единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Но права, зарегистрированные в старых реестрах, останутся действующими.
Перерегистрировать право на недвижимость нужно только в случае, если вы решите что-то с ней делать: продать, подарить, передать в наследство и так далее. Тогда перерегистрацию бесплатно проводит нотариус, который проверяет информацию в существующих реестрах и переносит ее в единый.
Единая госпошлина за услуги регистрации может составить 119 гривен
Так в каких случаях нам нужно обращаться к специалистам Укргосреестра? В отличие от нотариусов, которые регистрируют сделки купли-продажи квартир и оформляют наследство, госрегистраторы будут заниматься операциями только с новыми жилыми домами и земельными участками. Они же станут выдавать свидетельства о регистрации имущественных прав на недвижимость. В частности, обращаться в органы Укргосреестра нужно в таких случаях:
- когда регистрируется право собственности на основании свидетельства о праве собственности на новострой (при реконструкции или реставрации объектов; членам жилищно-строительного кооператива после полного погашения взноса; при внесении недвижимости в уставный капитал юридического лица);
- когда проводится регистрация прав на основании решений судов или регистрация отягощений на основании решений органов местной власти.
Госрегистраторы также будут выдавать выдержки, выписки из реестра и информационные справки. При покупке квартиры можно будет по запросу в Укргосреестр узнать о возможных отягощениях. Например, продавец взял ипотечный кредит под залог квартиры или она фигурирует в каких-то судебных разбирательствах. Кстати, с нового года право собственности на недвижимость считается действительным с момента принятия заявления на регистрацию.
Процедура регистрации прав на новые жилые дома с выдачей свидетельства не должна занимать более 14 рабочих дней, а с 2014 года планируется сократить срок до пяти рабочих дней.
Что же касается регистрации права собственности на землю, то здесь процедура несколько иная. Сначала данные о земельном участке вносятся в Государственный земельный кадастр органами Госземагентства, а затем в Госреестр собственности на недвижимое имущество — органами Укргосреестра.
Перед тем как зарегистрировать право собственности на новосозданный земельный участок, необходимо зарегистрировать его как объект в Государственном земельном кадастре. Причем у человека есть выбор — идти в эти органы самому или поручить все кадастровому регистратору.
В случае формирования земельного участка, присвоения кадастрового номера и регистрации в Государственном земельном кадастре владелец при желании может подать заявление о регистрации прав на участок кадастровому регистратору. Тот, в свою очередь, направляет заявление в отдел регистрации прав на недвижимость, который оформляет участок, свидетельство о праве собственности и снова передает документ кадастровому регистратору. Он выдает все бумаги заявителю. В обоих случаях процедура не должна длиться более 14 дней.
Предусматривалось, что главной целью создания единого реестра станет возможность быстро получить информацию об объекте недвижимости в любом месте страны. Какие же документы можно будет оформить?
- Выдержка — предоставляется собственнику недвижимости или его уполномоченному лицу.
- Информационная справка — выдается на основании письменного запроса органам государственной власти (суду, прокуратуре, органам местного самоуправления, МВД, СБУ, налоговой службе и так далее).
- Выписка — ее может получить собственник или владелец прав. Содержит сведения о лицах, оформивших документы о правах и отягощениях, связанных с объектом недвижимости.
Как видим, во всех перечисленных документах будет содержаться информация об объекте недвижимости, но не о его владельце.
Не менее интересен и вопрос о стоимости услуг госрегистраторов и нотариусов. Пока точного ответа нет. Но на основании проектов некоторых законодательных актов можно предположить, что единая госпошлина за услуги регистрации составит 119 гривен, а плата за получение выдержек из реестра не превысит госпошлину. Регистрация отягощений будет стоить 51 гривню. Однако предусмотрена еще плата за изменение и внесение информации в реестр, ее сумму должен установить Минюст.
4908Читайте нас у Facebook