Атеисты неоднократно пытались «вырвать» крест у памятника Владимиру Великому в Киеве
Можно смело сказать, что сооружение в Киеве памятников началось именно с монумента Владимира Крестителя, установленного в 1853 году. Он по праву считается одним из неофициальных символов города.
До появления этого памятника территория, на которой его воздвигли, была занята виноградниками Михайловского Златоверхого монастыря. Традиционное монашеское занятие было нарушено разливами Днепра, которые привели к сильному оседанию почв под виноградниками и спровоцировали серию оползней на нынешний Владимирский спуск. Последнее вызвало негодование местных властей, ведь, чтобы замостить камнем эту крутую улицу, было израсходовано немало средств из городского бюджета. Для спасения мостовой решили еще раз укрепить склон и разбить там парк, который был назван Владимирской горкой. Место это по преданию было историческим: говорили, именно здесь когда-то князь Владимир Святославович крестил киевлян. Версия о том, что крестили княжеских дружинников и прочих жителей Киева все же не в Днепре, а в водах реки Почайны, которая сливалась с Днепром в районе Почтовой площади, появилась позже.
Киевский митрополит Филарет был… против памятника святому Владимиру
В 1840 году были проведены работы по укреплению холма, а у градоначальника обсуждался более чем скромный проект сооружения беседки на только что обустроенной нижней террасе. Но уже в 1843 году ректор Императорской академии художеств, скульптор Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее утверждение «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы (так она называлась прежде. — Авт.), над самым тем местом, где свершилось крещение русскаго народа, памятника св. Равноапостольному Князю Владимиру».
И хотя никаких церковных юбилеев не предвиделось, император Николай I одобрил эту инициативу. Однако тут же появились и противники идеи сооружения памятника. Например, она пришлась не по душе киевскому митрополиту Филарету: он считал, что ставить «фигуру идола» самому известному на Руси борцу с идолопоклонством кощунственно (у православных приняты только лики святых). Искали долго, но нашли компромисс: за пару месяцев до открытия скульптурного монумента, 12 июля 1853 года, император утвердил доклад Священного синода о сооружении в Киеве циклопического соборного храма во имя святого равноапостольного князя Владимира — о тринадцати куполах! При этом было решено, что храм будет построен исключительно на благотворительные пожертвования.
28 сентября (10 октября по новому стилю) 1853 года, через 10 лет после подачи проекта, памятник Владимиру Великому наконец был торжественно открыт. Кстати, Владимирский собор, в итоге семикупольный, строился целых сорок три года и был освящен только в 1896-м в присутствии
Бронзовая (высотой 4,4 метра) статуя Крестителя Руси изображает Владимира стоящим в длинном, ниспадающем плаще и с великокняжеской шапкой в левой руке. В его правой руке — крест, который он простирает над городом, глядя на восток. Монумент получился лаконичный и строгий. По стилю это типичный образец русского классицизма. Скульптура, вписанная в гористый пейзаж берега Днепра, возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем очертания восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 метра.
Скульптурное оформление постамента (горельеф «Крещение Руси», барельефы с гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира) успел выполнить в 1843 году еще Василий Демут-Малиновский. К сожалению, инициатор проекта не дожил до открытия памятника — он умер в 1846 году.
Для скульптора барона фон Клодта, взявшего на себя после смерти Демут-Малиновского кураторство над сооружением монумента, это было настоящей головной болью — все же он был более известен как скульптор-анималист (всему миру известны его кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге). Но тем не менее Клодт осуществил невероятно сложную отливку грандиозной статуи Владимира. Он также немало потрудился над лицом Крестителя — многие петербургские газеты писали, что Клодт «придал ему выражение одухотворенности и вдохновения». Из Санкт-Петербурга статуя на поезде была доставлена в Москву, а далее — конной тягой в Киев. Архитектором постамента памятника стал профессор Академии художеств Александр Тон. Скульптурные детали постамента были отлиты на одном из старейших в Российской империи Дугненском чугунолитейном заводе близ Калуги.
В 1919 году вандалы сбросили скульптуру княгини Ольги на Михайловской площади
Владимирский холм был постепенно превращен в парк в его современном виде. Как с удовольствием писала киевская городская садовая комиссия, он был «обустроен по типу швейцарских гор с многочисленными парковыми дорожками, скульптурами и скамьями, спусками, объединяющими между собой площадки и террасы». Однако крутизна холма все же время от времени давала о себе знать… «Гора, на которой стоит памятник св. Владимиру, обрушилась… в нескольких местах. Обрушился также устроенный на горе тротуар. Свозится кирпич и необходимые материалы для производства нужных поправок» — сообщала в 1879 году газета «Кіевлянинъ».
В итоге памятник получился все же несколько угрюмым. Владимир установлен спиной к рассматривающим его со стороны парка гражданам, «одухотворенного лица» вообще не было видно. Вблизи же он был чересчур монументальным, чтобы уловить детали, а для наблюдающих со стороны Днепра памятник терялся на фоне зеленого холма. Городские власти много думали, как «оживить» памятник — например, некоторое время поверхность постамента красили белой краской. Кроме того, в дни тезоименинств и двунадесятых праздников подсвечивали монумент газовыми горелками.
В 1895 году меценат и предприниматель Семен Могилевцев (владелец «Шоколадного домика» на улице Шелковичной) оплатил электрическую подсветку креста. Для того времени это было нечто особенное, ведь три четверти территории Киева были без электричества. Поэтому памятник, хотя и стал по вечерам напоминать «Мулен Руж», впечатлял обывателей. Даже Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» не обошел эту деталь: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням».
В 1934 году, после переезда столицы из Харькова в Киев, началось сооружение грандиозного комплекса правительственных зданий на месте взорванного собора Михайловского Златоверхого монастыря на Владимирской горке. О Владимире Крестителе, счастливо спрятавшемся в буйных зарослях крутого днепровского берега, забыли (подсветка креста на памятнике была к тому времени убрана и восстановлена уже после распада СССР). Таким образом, этот монумент оказался одним из немногих уцелевших в советское время памятников Киева, сооруженных до 1917 года.
В 1919-м вандалы сбросили скульптуру княгини Ольги на Михайловской площади перед собором и разбили ее на две части. Боковые скульптуры — апостола Андрея Первозванного и просветителей славянского народа Кирилла и Мефодия — были заколочены от любопытных досками. Место Ольги на «освободившемся» постаменте на некоторое время занял бюстик Шевченко. А вот памятник Владимиру устоял, несмотря на то, что в изданной в 1930 году книге «Церковь и идея самодержавия в России» о крещении Руси говорилось буквально следующее: «Принесенное к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения».
Воинствующие атеисты неоднократно пытались снять «украшения религиозного содержания», в том числе вырвать крест из рук Крестителя Руси. И в 1953 году, к 100-летнему юбилею памятника, ему потребовалась основательная реставрация. После нее памятник существенно не изменился. Однако в июне 1967 года Совет Министров УССР, приняв постановление о создании на Владимирской горке музея «Украина в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», решил возвести по соседству с Владимиром скульптуру «Родина-мать», которая должна была подавить Крестителя своей монументальностью. Проект, правда, заглох аж до начала 1980-х. Но в год 40-летия с начала Великой Отечественной войны «Родина-мать», установленная, правда, в другом месте, все же стала доминантой Киева, подавив другой важный памятник — Лаврскую колокольню. Но Владимир остался своеобразной визитной карточкой Киева, а в 1988 году даже попал на советский юбилейный рубль, выпущенный (по благословению горбачевского ЦК КПСС) к 1000-летию Крещения Руси.
Уже новая Украина растиражировала изображение памятника на румяных бумажках-купонах достоинством от 10 тысяч до полумиллиона карбованцев — если кто помнит, все ведь тогда были миллионерами! Сегодня вокруг монумента периодически возникают споры и вспыхивают страсти, вызванные разнообразными иерархическими визитами, но в целом он по-прежнему мрачен, величественен и грандиозен.
7192
Читайте нас у Facebook