БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
История современности Как это было

«Во время посадки „Бурана“ едва не было принято решение о его аварийном подрыве»

6:30 16 ноября 2013 10075
«буран»

Ровно 25 лет назад состоялся первый и единственный полет на орбиту советского космического корабля многоразового использования

«Перед запуском „Бурана“ погода резко ухудшилась, шквальный ветер срывал шапки»

Изначально полет «Бурана» с космодрома Байконур был запланирован на 29 октября 1988 года. Погода в тот день стояла как по заказу — солнечная и теплая. Ракета «Энергия» и корабль были подготовлены к старту, но за 50 секунд до запланированного времени запуска автоматика дала отбой, обнаружив неисправность в одной из систем.

— Полет перенесли на раннее утро 15 ноября, — говорит участник тех событий ветеран Байконура подполковник запаса киевлянин Сергей Грачев. — Накануне ночью пришел мощный циклон с Аральского моря. Я занимал должность руководителя полетами на аэродроме «Юбилейный», построенном на Байконуре специально для посадки космических кораблей многоразового использования. Мы с товарищами по службе тогда ни на минуту не смыкали глаз — такое событие на носу, не до сна. Погода резко ухудшилась. Когда после полуночи я специально вышел на улицу, с меня сорвало ветром шапку. В лицо били снежная крупа и песок. Обложные облака висели низко над землей. Мы рассуждали так: экстремальные метеоусловия не помешают ракете-носителю «Энергия» вывести «Буран» в космос, но как кораблю затем приземляться в такую непогоду? Тем более что пилотов на борту не было — челноком управлял бортовой компьютер.

*Сергей Грачев: «Буран» был покрыт теплозащитной «кольчугой», состоявшей из 38 тысяч 600 плиток" (фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»)

Стартовый комплекс был ярко освещен прожекторами. Все, что там происходило, снимали телекамеры. «Картинка» передавалась нам на мониторы. Мы увидели, что началась заправка ракеты и корабля. Стало ясно: полет состоится. Вначале недоумевали, мол, что за авантюра? А потом сошлись на том, что ученым виднее, как поступить.

Точно в назначенное время все вокруг «Энергии» и пристыкованного к ней «Бурана» озарилось ослепительным светом. Они оторвались от земли и через секунд пять исчезли из виду над нависавшими тучами. Еще некоторое время из-за облаков доносился оглушительный грохот двигателей.

— Полет проходил без осложнений?

— Вскоре после старта начала поступать телеметрическая информация. Ее получала региональная группа управления полетом космической системы «Энергия» — «Буран», которая расположилась на четвертом этаже командно-диспетчерского пункта аэродрома «Юбилейный». Мы находились выше — на шестом этаже. Поэтому одними из первых узнали: ракета благополучно вывела корабль в космос.

После этого с волнением ожидали, включатся ли двигатели «Бурана» — с их помощью челнок должен был подняться еще выше над Землей на заданную орбиту. И вот поступила информация — двигатели «Бурана» заработали. Все шло по плану.

— Сколько времени корабль провел на орбите?

— Он совершил два витка вокруг Земли, общая продолжительность полета составила два часа 25 минут. Возвращение на Землю тоже прошло нормально. Неожиданным было только то, что корабль садился по траектории, которая считалась наименее вероятной — пролетел поперек посадочной полосы, развернулся и лишь тогда пошел на посадку. В небе «Буран» встречал истребитель МиГ-25, которым управлял летчик-испытатель Магомед Толбоев. Совершив неожиданный маневр, космический корабль полетел в лоб этому самолету. Чтобы избежать столкновения, Толбоеву пришлось бросить боевую машину в штопор. Все обошлось благополучно, правда, пилот и находившийся рядом с ним телеоператор пережили большие перегрузки. У оператора была классная японская камера, но во время выполнения головокружительных маневров она изрядно тряслась у него в руках. К тому же было опасно слишком близко подлетать к «Бурану». Все это отразилось на качестве видеозаписи. Вы это увидите, если посмотрите ее в интернете.

Из-за неожиданного маневра «Бурана» едва не было принято решение о его аварийном подрыве — специалисты Центра управления полетами (находится в подмосковном городе Королев), куда поступала вся информация, заподозрили, что автоматика корабля дала сбой. Я узнал об этом спустя годы, когда была рассекречена информация по «Бурану». Понять специалистов ЦУПа можно — челнок мог врезаться в любой из объектов космодрома.

После анализа стало ясно: бортовой компьютер принял в сложных метеоусловиях единственно правильное решение, обеспечившее мягкую посадку. Дело в том, что при предпосадочном маневрировании сильнейший ветер дул в хвост корабля, тем самым еще больше увеличивая и без того высокую скорость. Ее нужно было погасить. Поэтому «электронный мозг» решил вначале пролететь поперек полосы и только затем зайти на посадку. Однако автоматика челнока не сообщала в ЦУП, почему она давала ту или иную команду. Вот так едва не дошло до подрыва. Хорошо, что с этим не поторопились. «Буран» приземлился мягко и почти точно по центру посадочной полосы. Садился он без двигателей — как планер.

«Командиром первого экипажа челнока должен был стать уроженец Харьковской области Игорь Волк»

— «Буран» был покрыт теплоизолирующей «чешуей», защищавшей его от перегрева при возвращении на Землю…

— Эта «кольчуга» состояла из 38600 плиток. После приземления челнок обследовали и обнаружили, что отвалилось меньше десятка из них. Для сравнения: в первом полете американского шаттла оторвалось порядка ста элементов теплозащиты. Плитки «Бурана» легкие, как пенопласт. Выдерживают нагрев до 1700−1800 градусов. Ни одна из них не была одинаковой по форме. Их изготовляли и наклеивали с помощью автоматов. А вот в США теплозащиту на шаттлы клеили вручную.

— Что представляет из себя полоса, на которую приземлился корабль?

— Для ее строительства понадобилось возвести на Байконуре бетонный завод. На многих обычных аэродромах один край взлетно-посадочной полосы на метр, а то и несколько метров выше или ниже другого, а поверхность не совсем ровная. На «Юбилейном» все параметры полосы практически идеальные. Чтобы это проверить, по ней совершал пробежки самолет, шасси которого оснастили датчиками вибрации — они фиксировали малейшие колебания. Это позволило удостовериться, что бетонка ровная, как стекло. Кстати, за штурвалом этой крылатой машины находился уроженец Харьковской области летчик-космонавт Игорь Волк. Планировалось, что он станет командиром первого экипажа, который совершит пилотируемый полет на корабле многоразового использования. Кстати, второй советский челнок, вероятно, получил бы другое название, например «Байкал». Напомню, что у каждого шаттла собственное имя — «Колумбия», «Дискавери», «Анлантис», «Индевор»… Второй советский корабль многоразового использования был готов на 95 процентов, однако его так и не достроили. Вскоре после развала Советского Союза программу полетов этих кораблей закрыли. Напомню, в 2002 году «Буран» был раздавлен обломками рухнувшей обветшавшей крыши монтажно-испытательного комплекса космодрома Байконур. Один из оставшихся макетов корабля установили для всеобщего обозрения в Москве в парке имени Горького.

*Когда космический корабль возвращался с орбиты, его встречал в небе истребитель МиГ-25. Случилось так, что челнок совершил неожиданный маневр и пошел в лоб самолету. Чтобы избежать столкновения, летчику-испытателю Магомеду Толбоеву пришлось бросить МиГ в штопор (фото из архива Сергея ГРАЧЕВА)

— У Советского Союза были проверенные временем космические ракеты, зачем в таком случае создали космический челнок?

— Боялись отстать от Америки, создавшей шаттлы. Время от времени появляются публикации о том, что с помощью своих космических челноков США могли сбросить на Москву и другие города Советского Союза ядерные бомбы. Это выдумки. На самом деле, эти корабли создавались не только для военных целей, а были частью программы НАСА по дальнейшему освоению космоса, в том числе подготовке пилотируемого полета на Марс. Программа возникла после завершения серии пилотируемых полетов американцев на Луну. НАСА решила, что следующим объектом, на который Соединенные Штаты отправят астронавтов, будет Красная планета. Огромный марсианский корабль планировалось построить на орбите Земли. Для доставки его элементов в космос создали шаттлы — многоразовые корабли экономически выгоднее, чем ракеты. Однако тогда, в 1970-е годы, высшее руководство США не поддержало амбициозную программу полета человека на Марс из-за ее астрономической стоимости. Но создание многоразовых кораблей продолжили финансировать, признав их перспективными.

В СССР опасались, что в этой программе есть какая-то скрытая военная угроза. В результате коллективу научно-производственного комплекса «Энергия», возглавляемому Валентином Глушко (он родился и вырос в Одессе), поручили создать советский шаттл.

Автоматическую посадку космического корабля отрабатывали с помощью пассажирского самолета Ту-154. На нем установили аппаратуру «Бурана». На борту находились летчики-испытатели, которым предстояло затем летать на челноке. Они снижались на самолете так, как это делал бы корабль при возвращении с орбиты: по очень крутой траектории, сближаясь с землей на впечатляюще большой вертикальной скорости — 80 метров в секунду. Полеты проводились по сценарию, при котором у пилотов оставались лишь считанные секунды на принятие решения о том, посадить самолет вручную или позволить сделать это бортовому компьютеру.

Многие части космического корабля и ракеты «Энергия» были слишком большими, чтобы доставить их на Байконур по железной или автомобильной дорогам. Впрочем, был построен экспериментальный сверхмощный тягач. Попробовали привезти на нем из Куйбышева (город на Волге) очень крупный груз. Но из этого ничего не вышло. Тогда решили использовать стратегический бомбардировщик 3 М. Он доставлял на своем фюзеляже изделия весом до 50 тонн.

— В памяти народа сохранилось, как самый большой в мире самолет «Мрия» перевозит у себя на «спине» «Буран».

— В первый раз «Мрия» (она создана в Киеве в антоновском КБ) поднялась в небо через месяц после полета «Бурана». На этом самолете в 1989 году космический корабль был доставлен на международный авиакосмический салон в городе Ле-Бурже (находится под Парижем). Во Францию «Мрия» с «Бураном» на фюзеляже летела с промежуточными посадками в Москве и Киеве. Затем она привезла челнок обратно на Байконур.

— Как наградили участников программы «Энергия» — «Буран» после успешного полета челнока?

— Я могу сказать о себе — мне дали премию десять рублей. И то примерно через полгода.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров