«Во время компьютерной томографии на новейшем аппарате лучевая нагрузка длится долю секунды»
Побывав в медицинской столице фирмы «Сименс» — немецком городе Эрланген (неподалеку от Мюнхена), нам, украинским журналистам, удалось буквально заглянуть в ближайшее будущее всей мировой медицины и увидеть более далекую перспективу для медицины украинской. Именно в Эрлангене в 1867 году открылось предприятие прародителей «Сименса» — инженеров Райнигера, Гебберта и Шалля. На их заводе были созданы первые в истории рентген-аппараты и бормашины. На протяжении более чем полутора столетий фирма меняла владельцев, реорганизовывалась, но медицинское направление оставалось одним из главных. То, чего удалось достичь фирме «Сименс» сегодня, поражает воображение. Производство современного медицинского оборудования — магнитно-резонансных и компьютерных томографов, ангиографических установок, УЗИ-аппаратов — постоянно совершенствуется, создается все более удобное для врачей программное обеспечение. На базе университетской клиники города специалисты фирмы «Сименс» создали центр, в котором устанавливается самое новое диагностическое и лечебное оборудование. Пациенты клиники и врачи первыми в мире могут ощутить преимущества новых технологий.
«Виртуальный „полет“ по сосудам позволяет выяснить, в каких случаях необходимо ставить стент, а когда без него можно обойтись»
Тот, кто хоть раз в жизни проходил обследование на магнитно-резонансном томографе, знает, что зачастую эта процедура достаточно длительная и утомительная. В «трубе», куда тебя задвигают на специальном столе, надо лежать неподвижно, слушая монотонные щелчки. Все «умные» детали сложного аппарата скрыты под пластиковым корпусом, а «считанная» информация о состоянии мышц, сосудов, костей, органов и тканей пациента передается на компьютер и затем обрабатывается.
*Первый в истории медицины снимок легких с помощью сконструированного в Эрлангене рентген-аппарата был сделан в 1896 году. Облучение тогда длилось 9 минут. На снимок черепа требовалось 12 минут. Сейчас такой рентген-аппарат и старые фотографии хранятся в медицинском архиве фирмы «Сименс»
На завод фирмы «Сименс», где производятся аппараты КТ и МРТ, доступ ограничен. Экскурсий в цехах не бывает, но для нас, журналистов, сделали исключение. Вот только фотографировать строго запрещено. Сложная сборка каждого заказанного аппарата происходит именно здесь. Проверяется надежность узлов, поэтапно проводятся испытания. Оборудование крупногабаритное, и если перевозить его, например, в другую страну, надо точно знать, что все в полном порядке.
Для испытаний техники созданы специальные фантомы, имитирующие различные органы человека, в частности, мозг. Это разной формы емкости, наполненные жидкостью определенной плотности. На фантом воздействуют магнитным полем или рентгеновскими лучами, оценивают работу регистрирующей аппаратуры. По уже упакованным, готовым к отправке томографам можно изучать географию. На одном из них адрес: «Индонезия, Джакарта».
— Более половины производимых нами под заказ аппаратов сегодня идут в развивающиеся страны, которые нуждаются в современной диагностической аппаратуре, — говорит глава дивизиона «Системы визуализации и терапевтические системы» компании «Сименс» Бернд Монтаг. — Мы гордимся тем, что создаем лучшие полуторатесловые МРТ, 16- и 64-срезовые компьютерные томографы. Они эффективные и относительно недорогие. Но сегодня у нас уже есть и более совершенная техника. В исследования и разработку мы вкладываем от восьми до десяти процентов доходов сектора «Здравоохранение», который в прошлом году составил 13,6 миллиарда евро. Чтобы глубоко изучить структуры мозга, других органов и тканей, уже созданы одиннадцатитесловые МРТ. Они нужны не столько для клинической практики, сколько для научно-исследовательских целей. Совсем недавно появились 320-срезовые компьютерные томографы. Если пациенту поставлен диагноз, например, болезнь Альцгеймера или у него выявлена опухоль мозга, надо знать, что делать дальше. Чтобы дать ответ, следует «заглянуть» в организм, понять эти заболевания.
Многого удалось достичь в области кардиохирургии. Благодаря качественной визуализации врач видит сосуд изнутри, может понять, из чего состоит перекрывающая его бляшка, и правильно подобрать метод лечения пациенту: просто расширить сосуд или же установить стент. Пока это было невозможно, кардиохирурги широко применяли стенты, которые, как оказалось, в 40 процентах случаев можно было не устанавливать. Если сосуд эластичный, его просто расширяют с помощью катетера и назначают необходимые препараты.
Для полного сканирования головного мозга с помощью МРТ сегодня, благодаря разработкам «Сименс», достаточно десяти минут. По словам немецких врачей, с которыми мы общались, при инсульте «время — это мозг, каждая минута сохраняет мозговые клетки». Так что борьба идет за минуты и даже секунды.
Снимок грудной клетки на новых аппаратах делается за одну секунду, пациенту даже не надо при этом задерживать дыхание. А впервые в мире рентгеновские снимки были сделаны в Эрлангене, на аппарате, изготовленном на фабрике прародителей «Сименса». И было это в 1896 году. Тогда на снимок грудной клетки понадобилось 9 минут, а на снимок черепа— 12 минут. Все это уже история.
«Мы учимся распознавать болезнь еще до ее появления»
— Наша аппаратура позволяет увидеть, какие биохимические процессы происходят в тканях в то время, когда пациент принимает лекарство, — продолжает Бернд Монтаг. — Если говорить, в частности, о болезни Альцгеймера, то можно будет буквально сразу понять, работает новый препарат или нет. И тогда от лекарств-пустышек удастся отказаться. Мы стараемся проанализировать химическую структуру мозга, увидеть мельчайшие образования в молочной железе, выяснить, как выглядят сосуды у курильщиков. Важнейшая для нас тема — визуализация новых заболеваний. При этом мы продолжаем работу над снижением лучевой нагрузки во время обследований и повышением скорости исследований.
*Благодаря новому программному обеспечению снимки грудной клетки, полученные во время компьютерной томографии, можно рассмотреть в виде плоского «вытянутого» изображения. Врачу теперь не надо искать на снимке, например, поврежденные метастазами участки ребер. В этих местах автоматически появляются метки
Когда мы посещали университетскую клинику Эрлангена и знакомились с работой Центра визуализации, профессор Михаэль Хель рассказал о необычном случае, который произошел во Франции: ребенку проводили исследование сердца с помощью компьютерного томографа. Неожиданно мальчик спрыгнул со стола как раз в момент, когда делали снимок. Качество снимка при этом оказалось отличным! Ведь достаточно было импульса в долю секунды, чтобы получить изображение в движении. Снимок сердца этого ребенка врачи теперь демонстрируют студентам.
— Раньше обследовать детей на томографе было достаточно сложно: чтобы ребенок лежал неподвижно в аппарате, ему зачастую приходилось давать успокоительные препараты, — рассказывает профессор Михаэль Хель. — Теперь в этом нет необходимости. Снимки мы успеваем сделать между двумя ударами сердца! Кроме того, в томографе есть подсветка, которую ребенок сам себе устанавливает, «играя» с аппаратом. А в это время идет полноценное обследование.
— Благодаря новейшему оборудованию мы можем сказать, каким должен быть следующий шаг в лечении опухоли, — говорит руководитель отдела по связям с прессой фирмы «Сименс» Маттиас Крэмер. — Важно не сделать ошибку. А ведь часто бывает: доктор предлагает одно лекарство, а если оно не помогло — назначает другое. Подобный подход недопустим. Диагноз должен быть поставлен абсолютно точно, чтобы и в лечении не идти по ложному пути. Мало того, одна из важнейших стратегических задач для нас — с помощью диагностических программ научиться обнаруживать заболевания на ранних стадиях, чтобы предупредить пациента о риске и уменьшить вероятность развития болезни. Мы готовы вкладывать деньги в то, чтобы понять рак и другие болезни. Надеемся, это удастся сделать в ближайшем будущем.
3985Читайте нас у Facebook