«Пришлось почти полгода работать в разных кафе, где был Wi-Fi, пока нам не начали помогать инвесторы»
Близнецы Павел и Стас Матвиенко — предприниматели из Николаева. У обоих ребят бизнес развивается семимильными шагами. Совсем недавно им исполнилось 22 года, а авторитетный журнал Forbes уже говорит о них как о будущих миллионерах. В начале прошлого года Павел основал стартап Chooos — онлайн-платформу для торговли в интернете, а также привлек в бизнес 350 тысяч долларов от инвестиционного фонда Imperious Group.
Несколькими месяцами ранее Стас со своей однокурсницей и партнером Анной Полищук создали мобильную программу лояльности Advice Wallet. Летом 2013 года Imperious Group оценил стартап (недавно появившуюся, развивающуюся компанию) в 2,5 миллиона долларов и инвестировал в него 300 тысяч долларов. Кроме того, инвестор Павел Мельник вложил в Advice Wallet еще 25 тысяч долларов.
Надо сказать, что оба брата очень веселые и харизматичные ребята, хотя и разные. Общение с ними буквально заряжает хорошим настроением.
«Мы росли непослушными мальчишками, часто дрались друг с другом. За это родители отправили нас в военное училище»
— Кто из вас старше?
Павел: — Стас старше на семь минут.
— Вы между собой не соперничаете?
Стас: — Конечно, соперничаем, с детства, как и все близнецы! Но отношения у нас хорошие, мы вместе работаем и вместе отдыхаем. Советуемся друг с другом, помогаем.
— Откуда тяга к предпринимательству?
Павел: — Я думаю, это благодаря родителям. Они всегда учили нас рассчитывать только на себя. Быть самостоятельными, начинать с нуля, много работать и потом собирать плоды собственного труда. Они старались нас всесторонне развивать, отдавали в разнообразные кружки: моделирование корабликов и самолетиков (которые даже летали), велоспорт, бальные танцы. По акробатике у нас был первый юношеский разряд. Но мы были очень непослушными мальчишками. Часто дрались друг с другом, особенно за компьютер, прогуливали дополнительные занятия…
Стас: — Да уж, любили хулиганить. Могли подбросить в класс крысу и наблюдать, как все девочки вместе с учительницей пищат от страха. Заходили в класс на первом этаже… через окно. А еще я перепродавал своим одноклассникам жвачки и наклейки. Никогда не понимал, зачем они собирают такую ерунду.
Павел: — Кроме того, мы часто играли в покер. В общем, историй было много, и, видимо, у родителей кончилось терпение. Когда нам исполнилось 13 лет, они отправили нас в Суворовское училище (Киевский военный лицей имени Ивана Богуна. — Авт.). Это решение папа с мамой приняли заранее, но нас не предупреждали. Просто поставили перед фактом.
— Вас не шокировала такая новость?
Павел: — Мы тогда не знали, что такое Суворовское училище, и отреагировали очень спокойно. Но когда увидели, куда попали, были немножко в шоке. Первые три месяца жутко хотелось домой. Родители тоже соскучились по нам и нашим выходкам. Но когда захотели забрать своих детей, было уже поздно. Мы привыкли к училищу, к новым друзьям, нам даже начало нравиться, и назад уже не хотелось. Считаю, что это одно из самых подходящих мест, чтобы понять людей и увидеть жизнь с другой стороны. Суворовское очень положительно влияет на формирование личности. Если у меня будет сын, обязательно его туда отправлю. После училища поступил в Военный институт Киевского национального университета имени Шевченко, на экономический факультет.
*По словам Павла и Стаса Матвиенко, они еще с детства соперничают, как и все близнецы. И тем не менее отношения у ребят хорошие, они советуются друг с другом и помогают во всем
Стас: — Мне, в отличие от Паши, военная тематика не пришлась по душе и продолжать учебу в этом русле абсолютно не хотелось. После училища наши тропинки разошлись. Сначала я выбрал Национальный авиационный университет, факультет международного бизнеса, но скоро перевелся в Киевский институт международных отношений. Пришлось подтянуться и учиться на одни пятерки. Впрочем, оказалось, что разница между вузами только в количестве мажорных машин, припаркованных под корпусом. Я разочаровался, потерял мотивацию. Стал плохо учиться и несколько раз даже рисковал вылететь из универа. Но расстраивать родителей не хотелось, поэтому делал все возможное и невозможное, чтобы все сдавать вовремя. А сколько цветов пришлось подарить!..
На третьем курсе мне неожиданно повезло. На электронную почту пришло письмо с предложением: «Заполни анкету — выиграй обучение в Австрии и стипендию». Я заполнил ее, абсолютно ни на что не рассчитывая, просто наобум. И уже через несколько минут об этом забыл. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время получил сообщение о том, что выиграл грант!
— Неужели так бывает?
Стас: — Честное слово, ничего не выдумываю! Сразу помчался к ректору брать академотпуск. Но он мне не поверил. Учился-то я, мягко говоря, так себе…
— И не отпустил?
Стас: — Нет. Но меня это не остановило. Я все равно поехал в Австрию. Стипендия у меня была очень большая. Мог запросто себе позволить быть как Фигаро — и там, и тут. Так что я учился одновременно в двух странах. Просто в киевском институте приходилось рассказывать, что много болею.
«Сначала это был сервис, благодаря которому человек мог получить скидку в кафе или ресторане за то, что привел туда друга»
— Что вдохновило на свой проект?
Стас: — Срочно нужно было сдавать экзамен по сетевому маркетингу. Я решил не сидеть за учебниками, а посмотреть в интернете видео на эту тему. Очень понравилось, как все устроено: по сути, бизнес развивают твои же клиенты. Сразу захотелось придумать что-то свое. Сначала это был сервис, благодаря которому человек мог получить скидку в кафе или ресторане за то, что привел туда друга. Когда появилась идея, я предложил своей однокурснице Анне Полищук быть моим партнером. Она очень талантливая девушка, именно такой человек мне и нужен был. Аня согласилась, и мы стали работать над проектом вместе. Пришлось почти полгода ютиться в разных кафе, где был Wi-Fi, пока нас не заметили инвесторы.
— Опять повезло?
Стас: — Нет, на этот раз я сам отправил заявку в бизнес-инкубатор Happy Farm. Это организация, занимающаяся поддержкой стартапов на ранней стадии развития. Нас взяли в программу и выделили 70 тысяч долларов. Программа включала в себя обучение, тренинги. Четыре месяца мы сидели в селе Счастливое под Киевом и учились.
— Звучит забавно.
Стас: — Да, но на самом деле условия там хорошие. Организация сняла большой коттедж и сделала крутой ремонт. Казалось, что мы не в селе под Киевом, а где-то в Силиконовой долине. В процессе обучения мы свою идею изменили. Нас свозили в Америку, мы посмотрели, как там работают подобные сервисы, узнали о современных программах лояльности. Провели несколько исследований совместно с Калифорнийским университетом в Беркли. Опросили компании, которые пользуются этими сервисами, выяснили недостатки и преимущества подобных услуг, разузнали у пользователей, чего им не хватает. Собрали все эти данные воедино и в июле 2013 года начали создавать мобильную программу лояльности Advice Wallet. Три месяца ушло на реализацию идеи, и в начале ноября 2013 года мы вышли на рынок. Уже работаем в трех странах: Украине, России и Молдове. Весной планируем запустить проект в Европе.
— Как вам удается так быстро развиваться?
Стас: — Просто у нас очень крутая команда (улыбается). И я, и Паша очень серьезно относимся к подбору сотрудников.
— В чем заключается программа лояльности Advice Wallet?
Стас: — Она работает просто. Кафе и рестораны размещают на своих столиках флаера с изображенным на них специальным QR-кодом. Под ним скрывается определенное количество баллов, которые можно обменять на подарки, например, кофе или коктейль. Для этого нужно отсканировать код с помощью специального приложения для мобильного телефона. Также баллы можно накапливать. Бонусы побуждают клиентов снова и снова возвращаться в это заведение.
— А если я пройдусь по кафе и отсканирую код со всех столиков, то смогу бесплатно получить целый банкет?
Стас: — Мы учли, что бывают и такие хитрецы. У вас не получится отсканировать код в одном и том же заведении дважды за день. Приложение определяет ваше местонахождение, так что выносить флаер из ресторана тоже бессмысленно.
— Чем такая система лучше скидочных купонов?
Стас: — Во-первых, это удобно, вам не надо носить с собой никаких бумажек. Во-вторых, приложение интегрировано с социальными сетями, поэтому заведение получает информацию о своих клиентах. Если вы постоянный посетитель, это дает компании возможность поздравлять вас, к примеру, с днем рождения и дарить дополнительные баллы. За нашу программу лояльности заведения платят 69—89 долларов в месяц. Прибыль Advice Wallet за январь должна составить около 18 тысяч долларов, а за год надеемся выручить 1,3 миллиона долларов.
«Необходимо начинать привлекать клиентов, когда проект находится еще в стадии разработки»
— Как получилось, что у вас, родных братьев, два разных стартапа, а не один совместный?
Павел: — Первую версию проекта Стаса мы запускали вместе. Честно говоря, тогда я даже не знал такого слова, как стартап. Делал финансовые расчеты, привлекал клиентов. Когда Стаса пригласили в инкубатор, я еще учился на военной кафедре и бросать не хотел. Он поехал с Аней.
Получив красный диплом бакалавра, я поступил в Дипломатическую академию при МИД Украины. Сейчас учусь на втором курсе. Захотелось стать дипломатом и решать вопросы международного уровня: спасать мир, быть секретным агентом и стрелять в плохих парней. Шучу. Просто посчитал, что это перспективно и интересно.
— Когда вы придумали Chooos?
Павел: — Я давно размышлял о проблемах электронной коммерции и выделил две основные: для продавца это большие затраты на онлайн-маркетинг, а для покупателя — быстрый поиск нужного качественного товара. Мне хотелось максимально просто решить сразу два вопроса. Chooos придумал во время отдыха в январе прошлого года. Это интернет-платформа, которая предлагает пользователям товары с учетом их интересов, указанных в социальных сетях.
— Как это работает?
Павел: — Очень просто. Например, вам как покупателю нравятся определенные марки одежды, косметики, техники. Вы «лайкнули» в «Фейсбуке» соответствующие этому товару странички. Сервис получает информацию и предлагает товары с учетом вашего местонахождения. Товар можно заказать сразу же, без перехода на другие сайты. Никакая регистрация на сайте не нужна, просто нажимаете кнопку «зайти через «Фейсбук» или другие социальные сети, на выбор. Продавец создает свой онлайн-магазин на нашей платформе, добавляет товары — это так же просто, как создать профиль в социальной сети. Мы помогаем владельцу магазина существенно сократить расходы на рекламу товара в интернете.
Мы начали реализовывать проект в сентябре 2013 года. Сегодня активно презентуем его потенциальным клиентам. Уже привлекли более 120 магазинов из СНГ, Европы и США.
— Вы сами разобрались, как воплотить идею в жизнь, без всяких бизнес-школ?
Павел: — Я читал много литературы на тему маркетинга и создания своего продукта. Книги таких авторов, как Гай Кавасаки, Стив Бланк. Очень рекомендую. Но главное, что мне посчастливилось познакомиться с человеком, который имеет огромный опыт работы в электронной коммерции. Он мне всячески помогал, делился опытом и знаниями. Многое от него почерпнул. Взяв такого человека в команду, вы экономите на целом ряде исследований.
Когда идея только возникла, я попытался сделать прототип программы самостоятельно. Но быстро понял, что, если буду заниматься этим в одиночку, потребуется много времени. Для этого необходимы знающие люди. Тогда выручил товарищ, познакомив меня с инвестором Павлом Мельником.
— Перед первой встречей с инвестором волновались?
Павел: — Не столько волновался, сколько испытывал любопытство: как же это все-таки происходит? Я открытый и коммуникабельный человек, за словом в карман не лезу. Мне еще толком нечего было показать Павлу, но, видимо, я неплохо рассказал о своей идее. Он в тот же день согласился дать мне 15 тысяч долларов на разработку. Через месяц был готов прототип. Но это крошечный кусочек работы. На данной стадии проект еще абсолютно ничего из себя не представляет и не будет представлять, даже когда в него поверит инвестор. Только клиенты, готовые платить за сервис, могут показать основателю, что он движется в правильном направлении. Поэтому необходимо начинать привлекать клиентов, когда проект находится еще в стадии разработки.
— А где вообще можно найти инвесторов?
Павел: — Нужно следить за информацией на определенных бизнес-ресурсах в интернете, например, сайтах ain.ua или lookatme.ru. Брать на заметку всех активных инвесторов, которые финансируют стартапы. Контакты этих людей всегда доступны. Собрав базу из 250 контактов, я разослал презентацию своего проекта и финансовый план. Оставалось просто дождаться положительного ответа. Получил довольно много предложений, но из них всего несколько с хорошими условиями. В октябре меня пригласил в Москву инвестиционный фонд Imperious Group. Президент фонда лично просматривает все проекты и встречается с каждым стартапером, которого аналитический отдел выдвигает на финансирование. Было очень интересно, а главное — продуктивно, фонд выделил на развитие Chooos 350 тысяч долларов.
— На что вы их тратите?
Павел: — Исключительно на зарплату сотрудников. Вкладывать деньги в рекламу на этом этапе совершенно неэффективно. Достаточно привлечь на сайт несколько тестовых пользователей и запустить «сарафанное радио». Если продукт хороший, то о нем в любом случае узнают. Впустую тратить деньги инвесторов просто недопустимо, поскольку потерпевшему неудачу стартаперу второго шанса обычно не дают.
23984Читайте нас у Facebook