ПОИСК
Культура та мистецтво

Анна Силявина: «Свежие сырные кони так завораживающе пахнут, что и взрослым нелегко устоять перед желанием их попробовать» (фото)

0:45 1 лютого 2014
На запорожской Хортице уроженка Ивано-Франковщины познакомила потомков казаков с уникальным искусством гуцульского края — изготовлением лошадок, символов нынешнего года

Эти дивные съедобные сувениры делают только в одном месте Западной Украины: в селе Брустуров (местные жители называют его Брустуры) Косовского района Ивано-Франковской области. А уже оттуда сырные лошадки попадают на местные гуцульские фестивали, где их могут купить и отведать гости из разных уголков страны и зарубежья. Запорожцам в этом плане повезло: произведения уникальной сырной пластики они могут увидеть, не выезжая из родного города, на территории историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» на знаменитом острове Хортица.

«Рисовать я не умею, но только беру яйцо и писачок — руки сами работают»

Изготавливает фигурки уроженка Брустурова 43-летняя Анна Силявина, член Национального союза мастеров народного искусства Украины. Женщина переселилась в Запорожскую область в 1996 году и нашла здесь свое женское счастье. Правда, поначалу основным ее занятием была роспись пасхальных писанок традиционными орнаментами, в которых сочетаются не только древние символические рисунки, но и цвета, также несущие определенную смысловую нагрузку. Этим искусством Анна овладевала с младенчества: в ее семье накануне Светлого Христова Воскресения пасхальные яйца расписывали и бабушка, и мама, и старшая сестра. Теперь у нее учится десятилетний сын Ванечка. «При этом рисовать карандашом я не умею, — признается Анна Ивановна. — Но только беру яйцо и писачок — руки сами работают».

*"Мои лошадки охотно покупают и в качестве сувениров, и как… закуску к пиву", — говорит Анна Силявина

— Когда директор музея-заповедника «Хортица» Максим Анатольевич Остапенко увидел, как я расписываю писанки, сказал: «Вы должны это здесь возродить, у нас никто так не умеет», — поведала предысторию своей творческой деятельности Анна Силявина. — Я начала давать мастер-классы на Хортице и в областной библиотеке, по школам ходить. Со временем и другие женщины стали заниматься писанкарством. А изготовлению сырных лошадок я научилась у своей односельчанки и школьной подруги, знаменитой мастерицы Марии Петрив.

РЕКЛАМА

— Анна Ивановна, такой сырной пластикой действительно занимаются лишь в од­ном населенном пункте?

— Да, только у нас в Брустурах! Подруга, обучившая меня, переняла это мастерство у другой односельчанки — Макийчук Марии Юрьевны (ее уже, к сожалению, нет в живых). Конечно, у каждого лошадки получаются разные, да и вообще невозможно сделать две одинаковые скульптурки.

РЕКЛАМА

— Говорят, раньше их изготовлением занимались пастухи, которые, возвращаясь с полонин, дарили лакомство своим девушкам или детям…

— Нет, — смеется мастерица. — Вивчары с пастбищ привозили только брынзу вот в таких деревянных бочках — бербеницах, которые привязывали по бокам седла (показывает этот элемент на сырной фигурке. — Авт.).

РЕКЛАМА

«Из ведра молока получается всего килограмм сыра»

— Как готовят лошадок?

— Их лепят из сыра, который получают особым способом, — говорит Анна Ивановна. — При этом используются только натуральные компоненты, никакой химии. В ведро свежего молока для закваски добавляется хорошо вымытый, посоленный и высушенный телячий желудочек. Когда молоко сворачивается, сыворотку сливают, а сыр выбирают. Требуется время, чтобы он настоялся, вызрел, но ни в коем случае не перекис! Процесс этот длительный и во многом зависит от температуры. Сыр стоит на столе, а я каждое утро подхожу и проверяю — готов ли? Если нет — пусть дальше стоит. Когда вижу, что уже готов, приступаю к работе. Беру горячую воду— такой температуры, чтобы можно было руки опустить.

— Это чтобы кусок сыра размягчился для лепки?

— Да. Но, поскольку сыр каждый раз получается иным, невозможно определить, сколько времени потребуется на лепку, как долго масса будет сохранять пластичность. Почувствовать это можно только в процессе работы. Сначала из куска лепится корпус лошади, затем плавно вытягиваются ноги, шея, морда и уши, делаются насечки на гриве и хвосте. В среднем на это уходит около часа в зависимости от размера игрушки. Сыр — это не глина и не пластилин, потому прилепить какую-то деталь к заготовке невозможно, вся фигурка должна быть цельной. Хотя некоторые огрехи можно исправить, в очередной раз окунув скульптуру в кипяток. Ну, а седло (на Гуцульщине его называют тарница) и всадник делаются отдельно и привязываются сырными нитями. Также косичкой плетется и конская упряжь.

— Гуцул, который сидит на лошади, одет в национальную одежду?

— На нем кептар (жилетка из овечьей шкуры, которая обычно украшается вышивкой, аппликацией или плетением из кожи, металлическими заклепками), на голове — фетровая шляпа (капелюх). Сначала усаживают на седло пастуха, потом поверх его ног привязываются бочки-бербеницы. А когда уже изделие собрано (на что уходит примерно полдня), его надо положить в соленый рассол, чтобы придать крепость. Сушится готовая лошадка на «драбинцi» — горизонтальной решетчатой дощечке. После этого скульптурку можно и раскрасить, для чего используются натуральные красители, к примеру, красная свекла. Такие сувениры приобретают на память и в качестве… закуски к пиву. Городской голова Запорожья Александр Син, который у меня покупал «коников» на ярмарке, как-то посетовал, что маленькая дочка не успела донести подарок домой и прямо на празднике съела у лошадки голову. Малышку можно понять — свежие сырные скульптурки так завораживающе пахнут, что и взрослым нелегко устоять.

*Сыр для изготовления таких фигурок делают по особой технологии (фото автора)

— Наверное, производство таких лошадок очень «молокоемкое»?

— Из целого ведра молока выходит всего около килограмма сыра. На большое изделие этого может и не хватить.

— Анна Ивановна, а жителей Запорожья вы уже учите этой премудрости?

— Надеюсь, что вскоре буду проводить мастер-классы — такие же, как и по росписи писанок. В данном случае моя цель не заработок, а сохранение культуры и традиций малой родины.

— Кстати, 30 января по восточному календарю наступил Год Лошади. Что вы от него ожидаете?

— Мира в нашей стране! — не задумываясь, отвечает мастерица. И по ее добрым глазам видно, что это нестандартная фраза для человека, связавшего своей жизнью Западную и Восточную Украину…

7698

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів