Актриса Таисия Литвиненко: «В знаменитой сцене с папироской Олег Борисов был так пьян, что еле стоял в кадре»
Режиссеру Виктору Иванову достаточно было снять всего один фильм — комедию «За двумя зайцами», чтобы войти в историю украинского кино. Мастер, прошедший войну, учившийся у самого Эйзенштейна и ассистировавший Довженко, создал картину, которая в конце концов стала классикой. Хотя в начале шестидесятых, когда работа над лентой была закончена, ее долгое время не выпускали на экраны. Считалось, что слишком уж простенький у нее сюжет, не соответствующий советскому времени. Виктор Михайлович так тяжело переживал, что к съемкам следующего фильма приступил лишь через четыре года. Впрочем, ни одна из будущих картин не принесла ему такого успеха, как «За двумя зайцами». Свою последнюю работу «Снежная свадьба» Иванов снял за год до смерти. Ему было тогда 70 лет, и, увы, успеха она не имела…
— Наша встреча с Виктором Михайловичем произошла совершенно случайно, — вспоминает народная артистка Украины Таисия Литвиненко, сыгравшая роль Химки в картине «За двумя зайцами». — В то время я работала на сцене Запорожского театра. В Киев приехала вместе с сыном, которому требовалось обследоваться в больнице. Это было летом, стояла жара, я шла по бульвару Шевченко, и вдруг меня кто-то схватил за руку: «Таечка, золотко! Как я рад, что вас встретил!» Оборачиваюсь — стоит высоченный, красивый режиссер Виктор Иванов. «Я начал съемки картины „За двумя зайцами“, какую роль вы для себя хотите?»
*В театральной среде, когда заходит речь о пьесе «За двумя зайцами», считается, что самая выигрышная женская роль — Химка (на фото — Таисия Литвиненко в образе Химки)
— Вы были хорошо знакомы?
— Мы не работали вместе, но, конечно, часто пересекались в коридорах Киностудии имени Довженко. К тому времени я уже сыграла роли в фильмах «Назар Стодоля», «Максим Перепелица», «ЧП», и все режиссеры меня знали. Виктор Иванов всегда отличался от своих коллег. Он был несколько отрешенным, как бы изгоем. Мне казалось, что отношение к нему было, скорее, негативным. Почему? Возможно, из-за национальности. Впрочем, по-моему, это особо не волновало мастера. Мы, актрисы, конечно, обращали внимание на Виктора Михайловича. Он был, что называется, мужчина в самом расцвете сил, «в соку». Плечистый, с роскошным чубом, белоснежными крепкими зубами… Говорили, что, когда ему разрешили снимать картину по пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами», начальство не возлагало на эту работу больших надежд. Более того, дирекция студии считала, что Иванов дело завалит.
— А вышло совсем наоборот…
— В том-то и весь секрет! Помню, когда я позже снималась у режиссера Ивана Кавалеридзе, он заявлял: «Таечка, ты сыграла в замечательной картине — в ней соединились еврейский острый ум и украинская философия». И это правда! Недаром пьеса «За двумя зайцами» стала матерью-кормилицей всех театральных сцен. А каких блистательных актеров нам подарила…
— К примеру, Олег Борисов сразу же стал звездой.
— Да, роль в картине обернулась его первым настоящим триумфом. Но также и большим разочарованием, поэтому в конце концов Олегу пришлось уйти из Театра имени Леси Украинки и уехать в Петербург. После выхода фильма на экраны он с триумфом прокатывался по всему миру, вплоть до Америки. Когда в США «За двумя зайцами» показывали на кинофестивале, то пригласили в качестве гостя и Олега Борисова. Но чиновники из министерства культуры его не пустили. Более того, там ему как исполнителю главной роли была присуждена премия в размере 60 тысяч долларов. Колоссальные деньги! Но он ничего из них не получил, потому что они все остались в министерстве культуры СССР. Борисова не пустили на премьеры картины в Токио, Лозанну. Он был страшно возмущен, стал прикладываться к бутылке и вскоре уехал из Киева.
— С ним легко работалось на площадке?
— Олег был уникальным актером. Он практически никогда не репетировал. Ему достаточно было нескольких слов Виктора Михайловича, он их хватал буквально на лету и тут же шел сниматься. Его сцены можно было не переснимать, они выглядели идеально. Иванов был в восторге от работы Борисова.
— Правда, что Виктор Михайлович предлагал вам главную роль Прони Прокоповны?
— Это случилось в тот момент, когда он схватил меня за руку на бульваре Шевченко. Спрашивает: «Таисия, кого вы хотите сыграть: Проню Прокоповну, Химку или Галю?» Я аж растерялась. Но помнила, что в театре, когда заходит речь о пьесе «За двумя зайцами», считается, что самая выигрышная женская роль — Химка. И я выпалила: «Химку!» Иванов задумался, сказал, что у него снимается в этой роли жена режиссера Анатолия Буковского Нина Антонова. Но, говорит, я все пересниму, очень уж хочется, чтобы вы у меня работали. Через несколько дней я уже приехала на киностудию Довженко. Мы снимали в небольшом павильоне, где были выстроены декорации квартиры. Но никто не ощущал тесноты, потому что обстановка была очень творческая.
— С Виктором Михайловичем легко работалось?
— Это был человек неуемной фантазии. Актеры слушались его беспрекословно и работали как один механизм. Но вот к кому Иванов предъявлял много претензий — это к Маргарите Криницыной, игравшей Проню. Он просто не принял ее с самого начала. Считал, что ему навязали эту кандидатуру. В то время муж Маргариты Криницыной Евгений Оноприенко был главным редактором киностудии и якобы сказал, что если его жену не возьмут в картину, то и самой картины не будет. Я и Наташа Наум, игравшая Галю, были совсем молоденькими актрисами. Криницына — постарше, и это не совсем вписывалось в видение Иванова. Конечно, он очень нервничал, кричал на Криницыну. Мне порой даже было жаль Маргариту. Виктору Михайловичу не нравилось все: ее грим, голос, повадки. Она, бедная, часто отходила в уголок и плакала. Но, знаете, многие из нас поменяли свое отношение к Криницыной после одной сцены. Это были последние кадры фильма. Мы идем по ступеням Андреевской церкви, Голохвастова уже поймали, Проня все это видит и вдруг падает на колени и произносит с надрывом: «Да не за ваши деньги я шла, я вас любила!» И в этом крике она выплеснула всю свою боль, накопившуюся за время съемок. Это было гениально!
*От работы Олега Борисова, воплотившего на экране образ Голохвастова, режиссер был в восторге, а вот Маргариту Криницыну, игравшую Проню Прокоповну, часто доводил до слез
— Знаменитый актер Николай Яковченко признавался, что роль в фильме «За двумя зайцами» одна из его любимых.
— Ведь сыграл он действительно замечательно. Хотя иногда и заставлял Виктора Михайловича употребить крепкое словцо. Для этого надо было уже сильно вывести режиссера. Особенно «отличались» на съемках Николай Яковченко и Олег Борисов. Оба были любителями выпить. Помню, мы снимали сцену со знаменитой фразой: «Ваша папироска шкварчит…» Это был эпизод, когда Проня и Голохвастов идут в магазин, по пути рассыпается мешок с орехами, они становятся на колени, и Проня говорит про папироску. Олег Борисов пришел на съемки такой пьяный, что еле стоял в кадре. Более того, на него напала икотка. Иванов был бледен от гнева! Тогда решили, что в тот момент, когда Борисов будет икать, оператор камеру отведет в сторону. Начали снимать, но в павильоне стоял такой смех, что работать было невозможно. В конце концов съемку перенесли на следующий день.
— Говорят, Иванов дополнил картину репликами, которых в первоисточнике и вовсе не было.
— Да, но у Виктора Михайловича была изумительно красивая речь! Мне кажется, что многое из тех крылатых фраз, которые теперь знают все, у него родилось прямо на съемочной площадке. Иванов буквально жил этой картиной. Он становился сзади оператора и, если ему все нравилось, только поддакивал: «Да, да, хорошо, молодчинка». Можно только представить, как переживал Виктор Михайлович, когда его выстраданная картина была очень холодно воспринята критиками. Знаете, у нас вообще принято хорошие слова в адрес творцов говорить почему-то только на кладбище… Сними он такой фильм за границей, мог бы безбедно жить всю жизнь. Но Иванову никаких почестей не досталось. И он продолжал ютиться с семьей в общежитии Киностудии Довженко буквально в нищете. Помню, как несколько лет спустя после окончания съемок «За двумя зайцами» я случайно встретилась на киностудии с Виктором Михайловичем. Он выглядел очень грустным. Сказал: «Таечка, золотко, видимо, все мои идеи неправильные. Или я просто слишком многого хочу…» Знаете, это был уже совершенно другой человек.
*Фантазия у Виктора Иванова была неуемной. На съемочной площадке актеры слушались его беспрекословно и работали как один механизм
— Рассказывают, что Иванов не мог себе позволить прийти на съемку даже в плохо выглаженной рубашке.
— Он был большим эстетом. Всегда одет с иголочки, кудри уложены, пахнет хорошим одеколоном. Виктор Михайлович любил спортивный стиль в одежде и носил короткие куртки, которые удивительно хорошо шли его статной фигуре. Он всегда называл меня «Таечка, золотко». Говорил, что я мольеровская актриса.
— Иванов был в вас влюблен?
— Я этого не чувствовала. А вот Иван Кавалеридзе — да. Он был старше меня на 60 лет! Но, несмотря на возраст, сохранил потрясающий шарм, его голубые глаза блестели, как у молодого. Так вот, если бы он тогда взял меня за руку и сказал: «Пошли со мной», клянусь, я пошла бы. Вот такая у него была энергетика! Впрочем, это уже другая история…
Фото в заголовке с сайта kino-teatr.ru
15148Читайте нас у Facebook