Историк Лев Симинчко: "Россия не раз сбивала пассажирские "Боинги", но не несла за это никакого наказания"
Сейчас практически никто в мире не сомневается, что к катастрофе над Донбассом пассажирского лайнера «Боинг» малайзийской авиакомпании причастна Россия.
— Официальную точку в этом деле поставит только расследование, — говорит львовский историк Лев Симинчко. — Однако уже можно задать риторический вопрос: «Ну и что дальше?» Россия не раз сбивала зарубежные пассажирские «Боинги», но не несла за это никакого наказания! Напомню, в 1983 году над Сахалином советский истребитель сбил южнокорейский самолет-нарушитель «Боинг», на борту которого находились 200 пассажиров. Политический скандал тогда тоже был большой. Советский Союз официально заявил, что «Боинг» являлся самолетом-шпионом и, выполняя свои специфические функции, вторгся в воздушное пространство СССР, прикрываясь пассажирами. Чем тогда все закончилось? Ничем! Между тем сбитый над Украиной малайзийский лайнер стал третьим пассажирским «Боингом», к катастрофе которого причастна Россия. Именно третьим! Мало кто знает о «Боинге», сбитом в 1978 году в Карелии.
В свое время «ФАКТАМ» удалось разыскать одного из очевидцев этой трагедии.
— В то время я, подполковник, служил в должности старшего помощника оперативного отдела корпуса противовоздушной обороны в городе Североморске (Мурманская область. — Авт.), — вспоминал военный пенсионер из Львова Владимир Гаврилюк. — В апреле 1978 года всех офицеров корпуса по случаю окончания воинского учебного года направили по частям проводить проверки состояния боеготовности. В составе одной из таких групп я прибыл в городок Полярный. Вечером 20 апреля находился в штабе командного пункта бригады. Внезапно по громкой связи передается команда: «Готовность номер один!» Оказывается, со стороны Северного полюса в направлении воздушного коридора, по которому обычно возвращаются домой с патрулирования Атлантики бомбардировщики Северного флота, идет неизвестная цель, которая не отвечает на запрос наших станций «свой — чужой». Вообще-то, советские бомбардировщики обычно тоже при подходе забывают включать опознавание, но после напоминания по линии связи исправляют ошибку. Неизвестный же упорно не отвечал на запросы. Самолет, явно тяжелый, подошел к границе с большой скоростью и на приличной высоте, в 10 километров, и от него можно было ждать чего угодно. Этот район базирования Северного военно-морского флота постоянно привлекал внимание НАТО, и в нейтральных водах Баренцева моря практически всегда торчали их корабли, а вдоль береговой линии Кольского полуострова летали самолеты-разведчики. Поэтому в боевую готовность привели дежурные экипажи истребителей-перехватчиков, зенитно-ракетные комплексы противовоздушной обороны…
Сложность ситуации заключалась вот в чем: необходимо было, чтобы нарушитель вошел в наше воздушное пространство достаточно глубоко, дабы в случае его поражения самолет не упал на своей территории. Иначе попробуй докажи, где его подбили! Штаб корпуса связался со штабом армии в Архангельске и доложил о ЧП, но там ответили… молчанием. Не отреагировал и центральный командный пункт в Москве. Никто не хотел брать на себя ответственность. Пришлось командованию корпуса начать действовать на свой страх и риск. В воздух подняли два истребителя — Як-28 и Су-15. Они догнали нарушителя, облетели его и доложили: это пассажирско-транспортный «Боинг-707» (как потом оказалось, принадлежавший одной из южнокорейских авиакомпаний), в иллюминаторах азиатские лица, на борту непонятные иероглифы. Между тем лайнер, заметив истребители, начал поворачивать в сторону государственной границы с Финляндией. И в штабе опять заволновались: в то время за безнаказанное нарушение советской границы сильно давали по шапке. Тем более тогда никто серьезно не занимался принуждением иностранных транспортных самолетов к посадке. Существовал только приказ главкома и министра обороны СССР: не уничтожать нарушителя — пассажирско-транспортные самолеты, — а с помощью перехватчиков заставить сесть на специально выделенный для этого аэродром.
Но как это сделать практически?! Командир корпуса отдает приказ летчикам: покачиванием крыльев, миганием бортовых огней повести «Боинг» на посадку. Но кореец никак не отреагировал на эти многократно повторенные маневры. Штаб еще раз обращался в Архангельск, Москву, но там продолжали молчать. И лишь тогда перехватчикам была отдана команда: «Атаковать на уничтожение». Летчик самолета Як-28 засомневался: «Уничтожить пассажирский самолет?» На земле его колебания уловили, но разбираться не стали и отдали тот же приказ пилоту Су-15, который и выпустил ракету с тепловой головкой самонаведения. Она взорвалась у корейца в районе двигателя правого крыла, оторвав его часть. Из-за ударов осколков произошла разгерметизация салона. Как потом выяснилось, при этом погибли три человека. «Боинг» потерял скорость и начал резко снижаться. Его отметка пропала с экранов радаров. На командный пункт доложили: «Цель уничтожена».
Через десять минут на экранах радиолокационной станции цель возникает снова. Как оказалось, самолет уцелел и теперь шел в Карелии, в районе местных невысоких гор. Явно опытные летчик и штурман (видно было, что хорошо знакомы с рельефом) подбирали равнинное место для посадки. Однако корейцы в темноте приняли небольшой лес возле замерзшего озера за берег и сели рядом на заснеженный лед, провалившись по брюхо. Располагавшийся недалеко радиолокационный полк советской армии тут же выслал спасателей на место падения лайнера. На борту «Боинга», совершавшего согласно документам рейс по маршруту Париж — Токио — Сеул (через Северный полюс), оказалось 150 пассажиров. Практически все они были азиатами, одетыми бедно и не по-северному. Пассажиров переодели в теплые бушлаты, накормили и поселили в клубе воинской части. А вот командира корабля Ким Чанг Кьго и штурмана Ли Чын Сина, упорно утверждавших, что они заблудились, разместили отдельно.
Это был разведывательный полет. Я лично смотрел корейскую полетную карту и бортовой журнал: на ней самолет в районе Северного полюса резко повернул к границе с СССР. «Боинг» был тогда одним из лучших навигационно оснащенных самолетов мира и через спутниковую связь мог с помощью аппаратуры в считаные секунды определить свое местоположение. Да и немаловажно то, что командир лайнера — бывший полковник ВВС, а штурман — профессионал. Какое уж тут «сбились с курса»?
Место падения самолета было окружено войсками, там работали сотрудники КГБ. В штаб корпуса прибыла комиссия по безопасности движения Минобороны СССР, главкома, которые все проверяли по секундам. В конце концов действия командира корпуса признали правильными, но не полностью одобрили решение открыть огонь. Летчика Як-28 тоже не наказывали. Ведь его учили не открывать огонь по пассажирским самолетам, а сажать их.
Тем временем правительство Советского Союза, не имевшего дипломатических отношений с Южной Кореей, связалось с представителями Генерального консульства США в Ленинграде, и через пару дней авиакомпания «Пан Американ» прислала в Мурманск за пассажирами и телами троих погибших специальный самолет. Летчика и штурмана продержали неделю. Им предложили: «Признайте себя виновными и суда не будет». Экипаж так и сделал: направил письмо раскаяния Президиуму Верховного Совета СССР, и уже 30 апреля, руководствуясь «принципами гуманности», их выдворили за пределы государства.
А вот сам «Боинг» стоял в Карелии долго. Забрать эту крылатую махину не было никакой возможности. Местные охотники и оленеводы снимали с него все, что можно. Говорят, он до сих пор там ржавеет…
7657Читайте нас у Facebook