ПОИСК
Культура та мистецтво

Лариса Лужина: "Я всячески пыталась привлечь внимание Вячеслава Тихонова, но - безнадежно"

8:00 3 грудня 2014
Ровно пять лет назад ушел из жизни известный актер

Вячеслав Тихонов никогда не мог ответить на вопрос, какая из сыгранных им ролей любимая. Уж очень много их было в творческой биографии одного из самых популярных советских актеров. Его карьера в кино началась с картины «Молодая гвардия», потом были не менее популярные «ЧП», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Они сражались за Родину», «Белый Бим Черное ухо», «ТАСС уполномочен заявить»… И конечно, «Семнадцать мгновений весны». Вячеслав Васильевич совершенно спокойно реагировал на то, что к нему часто обращались просто Штирлиц.

Вячеслав Тихонов ушел из жизни в 82 года. Последнее время он жил уединенно в своем доме на Николиной горе — точной копии особняка Штирлица из картины «Семнадцать мгновений весны». Незадолго до смерти перенес инфаркт, а затем операцию на сосудах. У него отказали почки и легкие, Вячеслав Васильевич умер в реанимации. В годовщину смерти актера на Новодевичье кладбище Москвы придут друзья и коллеги, чтобы почтить память о нем. Будет среди них и актриса Лариса Лужина, сыгравшая вместе с Тихоновым в картине «На семи ветрах».

— Я получила приглашение на съемки в картине Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», когда только закончила первый курс ВГИКа, — вспоминает Лариса Лужина. — Это был 1962 год, имя Вячеслава Тихонова уже было на слуху. К тому времени он сыграл в замечательных картинах «ЧП» и «Дело было в Пенькове». Они принесли ему сумасшедшую популярность, особенно у представительниц женского пола. Мы, студентки ВГИКа, по сути, еще девчонки, считали Вячеслава Васильевича воплощением мужской красоты. Я сама, наверное, раз пять бегала в кинотеатр смотреть «ЧП» с участием Тихонова. И тут, представляете, получаю приглашение играть в одной картине со своим кумиром.

*Лариса Лужина стала большим другом Вячеслава Тихонова (фото Getty Images/Fotobank)

РЕКЛАМА

— Правда, что Станислав Ростоцкий не очень был доволен вашими пробами?

— Я при этом не присутствовала, но наши отношения на съемочной площадке, особенно в первое время, были напряженными. Действительно, Ростоцкий высказывал сомнения по поводу моего участия. Но я была студенткой курса Сергея Герасимова, а он, как известно, всегда опекал своих воспитанников. И, по сути, настоял на моем участии в картине «На семи ветрах». Именно тогда Герасимов произнес свою знаменитую фразу, адресуя ее Ростоцкому: «Ты как скульптор должен лепить из актрисы скульптуру, помогая создавать ей образ». Честно говоря, обо всех этих моментах я узнала позже, когда картина вышла на экраны. Меня, 20-летнюю студентку, совершенно не заботили подковерные игры. Я лишь знала, что занимаюсь любимым делом и буду играть на одной площадке с актером, о котором мои однокурсницы могли только мечтать.

РЕКЛАМА

— Вы были влюблены в Вячеслава Тихонова?

— Как и многие мои однокурсницы. Вячеслав Васильевич был избалован женским вниманием. Знаю, что на киностудию имени Горького письма, адресованные Тихонову, приходили мешками. Он действительно был невероятно красив и оставаться равнодушной было невозможно. Высок, строен, с очень ярким, пронзительным взглядом голубых глаз. Иногда он их прищуривал, и тогда казалось, что видит тебя насквозь. Признаюсь, я очень робела перед Вячеславом Васильевичем. К тому же он ко мне относился достаточно холодно, и я из-за этого страшно расстраивалась. Пыталась привлечь его внимание, но все безнадежно. В конце концов у нас чуть не дошло до конфликта.

РЕКЛАМА

— Говорят, Вячеслав Васильевич был не очень общителен.

— По своей натуре, видимо, да. Но немалую роль сыграли и герои картин, где он успел сняться. Напоминал мне эдакого белогвардейского офицера из фильма «Две жизни». Он будто примерил роль на себя, став совершенно неприступным. На съемках Вячеслав Васильевич мало общался с нами, актерами, и рабочими группы. Его самым большим другом, в том числе и по жизни, был режиссер Станислав Ростоцкий. Они дружили семьями, все друг о друге знали. Кстати, говорили, что роль, которую я сыграла в картине, сам Ростоцкий хотел отдать своей жене — Нине Меньшиковой. Ростоцкий абсолютно во всем полагался на Тихонова. Более того, если Вячеслав Васильевич был недоволен какой-то нашей сценой, он, ничего не говоря мне, мог подойти к Ростоцкому и выяснять какие-то детали, будто меня и не существовало. Меня это страшно обижало и однажды я набралась смелости, подошла к Вячеславу Васильевичу и сказала: «Если вам что-то не нравится в моей игре, скажите это мне в глаза». Тихонов вдруг с большим удивлением на меня посмотрел, будто до этого я не представляла для него никакого интереса, и промолчал. Но я чувствовала, что напряжение на съемочной площадке не исчезает. Страшно нервничала, буквально физически ощущая наши натянутые отношения.

Разрядка наступила в мой день рождения. Это было весной в Москве, в разгар съемок. Я пригласила всю съемочную группу, своих однокурсников, а вот Тихонова не позвала. Помню, в разгар празднования появился Станислав Иосифович, он держал в руках цветы и огромную коробку конфет. Протянул мне подарок и сказал: «Это вам от Вячеслава Тихонова». К коробке была прикреплена открытка, а в ней, кроме поздравительных слов, пожелание Вячеслава Васильевича, чтобы я на него не обижалась. Было понятно, что он хочет примирения. На следующий день на съемочной площадке уже была совершенно другая атмосфера. Напряжение в наших отношениях сошло на нет, и это чувствовала вся съемочная группа.

— Это была ваша единственная совместная работа с Вячеславом Васильевичем?

— Да, к сожалению, на съемочной площадке мы больше не сталкивались. Но до конца жизни сохранили теплые, дружеские отношения. Часто перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками, узнавали о здоровье. Поэтому, когда не стало Вячеслава Васильевича, мне показалось, что умерла какая-то частичка моей души.

— В 2002 году именно вы стали одним из инициаторов празднования 40-летия выхода на экраны картины «На семи ветрах».

— Станислав Ростоцкий признавался, что это была одна из его любимых работ. К сожалению, до ее 40-летия Станислав Иосифович не дожил всего год. Юбилей решили отмечать в кинотеатре «Художественный». Вячеслав Васильевич очень хотел, чтобы память о картине сохранялась, именно он предложил мне стать ведущей вечера. Тихонов появился в зале вместе с вдовой Ростоцкого Ниной Меньшиковой. Она сидела в зале и была не в силах сдержать слез, когда все актеры поднялись на сцену, а на экране показали кадры картины. Именно на этом вечере я впервые поцеловалась с Тихоновым.

— Но ведь у вас в картине были любовные сцены.

— Вячеслав Васильевич признавался мне в любви. Но я в ответ говорила, что люблю другого человека. Эту сцену Ростоцкий считал любовной, но в ней не было ничего запрещенного, никаких поцелуев… Уже после съемок подружки не раз говорили мне: «Как же так, ты снималась с таким красавцем артистом и ни разу с ним не поцеловалась!» На что я отвечала: «Да я не против, но, к сожалению, в сценарии этого не было написано». Я вспомнила эту ситуацию во время юбилея фильма. Слава поднялся на сцену, я пошла ему навстречу. Мы с ним встретились, и вдруг Тихонов говорит: «Ну что, Лариса, раз у нас с тобой любовь в картине не получилась, давай хоть сейчас поцелуемся». И вот мы стоим перед огромным зрительным залом и под громкие аплодисменты целуемся.

Знаете, мне кажется, это все лишь уловки, когда говорят «незаменимых нет». Есть. И Тихонов был одним из них. Я никогда не встречала актера с такими глазами, выразительными руками, бархатным голосом, как у Тихонова. Для меня он навсегда остался князем Болконским, лучшего актера на эту роль не придумать. Был настолько органичен в «Войне и мире», что аж мурашки по коже бежали. А ведь вы знаете, после этой роли Тихонов чуть не ушел из кино. Критики, как один, накинулись на него после выхода «Войны и мира», недовольные сыгранной ролью. Вячеслав Васильевич страшно переживал и решил покончить с актерством. Ситуацию спас Станислав Ростоцкий, который буквально насильно заставил Тихонова сняться в его картине «Доживем до понедельника». После этого все недоброжелатели Тихонова замолчали.

— Тихонова называли аристократом советского кино, хотя Вячеслав Васильевич сам не раз подчеркивал, что никаких голубых кровей в его родословной не было.

— Да, он из простой семьи. Его отец работал механиком на ткацкой фабрике, а мама — воспитателем в детском саду. Да и сам Вячеслав Васильевич начинал свой путь с рабочей профессии токаря. Хотя признавался, что всегда мечтал о карьере актера. Его не сразу приняли во ВГИК, но, поступив туда, он моментально стал известен. Во многом благодаря своему учителю Сергею Герасимову, который снял его в картине «Молодая гвардия». Вячеслав Тихонов действительно производил впечатление такого рафинированного аристократа. Он вел себя очень сдержанно. Не любил принимать участия в актерских посиделках, избегал шумных компаний. Хотя при этом мог пошутить, рассказать анекдот и даже выпить. Последнее случалось крайне редко. Это был человек, постоянно себя контролирующий.

«На семи ветрах» мы снимали сначала в Москве, в павильонах киностудии имени Горького, а вторую часть — в Ростове-на-Дону. Там на берегу реки специально был построен большой дом. Жили всей группой в одной из гостиниц, по тем временам довольно неплохой. Понятно, у Вячеслава Васильевича был отдельный номер. В свободное время они вместе со Станиславом Ростоцким любили ходить с удочками на реку. Оба были заядлые рыболовы. Бывало, возвращались с уловом, и тогда рыбу готовили для всей группы. Если выдавался такой вечер, мы собирались в большом номере Ростоцкого. Вячеслав Васильевич мог даже взять в руки гитару и спеть.

— У него был хороший голос?

— Не сильный, но довольно приятный. Ведь в картине «Дело было в Пенькове» Тихонов сам исполняет все песни. Хотя он никогда не любил говорить на эту тему. Лукавил, что, дескать, у него нет никакого слуха. Капризничал он и у нас на картине. Справиться с ним мог только Станислав Ростоцкий, знавший, на какие струны надавить. В картине звучит вальс на стихи Александра Галича «Сердце, молчи». Тихонов не хотел его исполнять, и тогда Ростоцкий сказал: «Хорошо, я приглашаю Олега Анофриева». И действительно, Олег пришел уже на следующий день и записал песню. Славе дали послушать, он немного нахмурился и произнес: «Ладно, я сам буду петь». Все знали, что Ростоцкий специально спровоцировал Тихонова.

— На съемочной площадке появлялась Нонна Мордюкова?

— Нет, к тому времени они с Тихоновым уже разошлись. Актеры расстались, когда их сыну Володе исполнилось 14 лет. Я не помню, чтобы во время съемок Вячеслав Васильевич уделял особое внимание кому-то из актрис. Мне кажется, все страсти, которые бушевали в нем, он держал глубоко внутри. Через несколько лет после завершения съемок я узнала, что Тихонов женился во второй раз. Это произошло на картине «Доживем до понедельника». Его второй супругой стала филолог, переводчица с французского языка Тамара. В этом браке родилась дочь Анна.

*Вячеслав Тихонов

— Последние годы жизни Вячеслава Тихонова называли великим отшельником. Актер практически не выезжал из своего дома на Николиной горе.

— Он очень любил это место, где поселился в начале 90-х годов. Вячеслав Васильевич рассказывал, что в те годы на Николиной горе домов было немного и каждый из них был окружен сосновым лесом. Совсем другое дело сейчас, когда нетронутой природы там почти не осталось. У Вячеслава Васильевича был большой дом, красиво, со вкусом обставленный. Правда, без особых излишеств. Помню, за несколько лет до смерти Тихонова его дочь Анна снимала о нем фильм. Это было накануне Рождества. И вот тогда в дом на Николиной горе были приглашены «любимые» женщины Тихонова: Нина Меньшикова, Ирина Скобцева, Людмила Савельева и я. Мы сидели за круглым столом в его большой гостиной и вспоминали прошлое.

Слава по нашей просьбе даже взял гитару и исполнил тот самый вальс Александра Галича из фильма «На семи ветрах». Тогда он признался, что самая большая радость в его жизни — это два внука. Он обожал с ними заниматься, отдавая их воспитанию все свое свободное время. Среди его любимчиков была и беспородная собака, прибившаяся к дому Вячеслава Тихонова. Все это глупости, когда говорят, что он последние годы был брошен. За Вячеславом Васильевичем ухаживала сестра Нина, которая тоже жила в этом большом доме. Супруга большей частью находилась в Москве, в их большой квартире. Видимо, у них что-то не заладилось. Конечно, последние годы он не снимался, как раньше, но никогда не жалел о какой-то несыгранной роли. Говорил, что его актерская судьба сложилась совершенно счастливо.

8857

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів