Михаил Ильенко: "На востоке нет никакого АТО, там настоящая война"
Рождество известный украинский кинорежиссер Михаил Ильенко встретил недалеко от Донецкого аэропорта. В Пески, где базируется добровольческий батальон «Сiч», Михаил Герасимович приехал вместе с волонтерами, помогающими украинским военным. В рождественскую ночь состоялся показ его картины «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь», рассказывающей об украинском летчике, ставшем вождем индейского племени. Кстати, в 2012 году эта картина вошла в список номинантов на премию «Оскар».
Сейчас Ильенко занят поисками денег для окончания своего очередного фильма — «Толока». Режиссер признался, что в перерыве между съемками он поехал на восток Украины, чтобы увидеть тех, для кого делает кино. Уже вернувшись в Киев, Михаил Герасимович узнал, что импровизированный кинозал в Песках, где проходил показ «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь», был полностью разрушен снарядом, выпущенным со стороны сепаратистов.
— Это уже не первая моя поездка на восток Украины, — рассказал «ФАКТАМ» Михаил Ильенко. — С волонтерской группой «Артмобилизация» мы ездили в Славянск (Национальная гвардия). Потом побывал в Старобельске, Счастье («Айдар» і «Золоті Ворота»). Обычно волонтерские бригады привязаны к определенному батальону и заботятся о нем, поэтому маршруты всегда составлялись заранее. В Славянск я попал накануне Нового года, показывал свою картину «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь». А в Песках был уже в этом году, как раз в рождественский вечер — с 6 на 7 января. Мы ездили с группой волонтеров, организованной всеукраинским объединением «Свобода». Побывали у бойцов батальона «Сiч», который располагается в поселке неподалеку от Донецкого аэропорта.
— Доехали без происшествий?
— Волонтерские бригады очень тщательно продумывают маршрут. Ехали автобусом, соблюдали установленные правила. Ведь все-таки мы оказались в зоне боевых действий. Почему-то здесь, в Киеве, ее чаще называют АТО. Но если произнесешь это слово там, на фронте, на тебя посмотрят косо. На востоке нет никакой антитеррористической операции, идет настоящая война.
— Вы попали в одну из самых горячих точек противостояния на востоке Украины.
— Линия фронта находится не только в Песках. Это территория, где почти не смолкают выстрелы. Но знаете, что поражает? Удивительная позитивность тех, кто сейчас сражается за свободу Украины на востоке. Я встретил огромное количество замечательных людей. Приехав туда, вспомнил почему-то Майдан. Когда я следил за событиями, которые происходили в центре столицы по телевизору, нарастало ощущение страшной тревоги. А когда сам попал на Майдан, чувствовал себя спокойнее.
— Страшно не было?
— Конечно, было. Ведь там никто не шутит, все по-настоящему. Тем более, что эта война не предполагает каких-либо дуэльных правил, однако определенный кодекс взаимоотношений присутствует и там. Меня потряс случай, свидетелем которого я стал. В рождественскую ночь большинство бойцов находились на постах, потому что со стороны сепаратистов велись артиллерийская и пулеметная атаки. И вот после нескольких часов противостояния сепаратисты вышли в эфир и попросили о прекращении огня. Им надо было забрать своих погибших с поля боя. Это было после полуночи. Огонь прекратился, и Рождество продолжалось без боя.
— Где вы показывали свою картину?
— В помещениях, которые сейчас заняты нашими бойцами. Каждый раз, показывая «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь», я убеждался, что это очень важное для них событие. Несмотря на войну, в каждом батальоне есть телевизор. К сожалению, там бойцы могут видеть лишь сепаратистские каналы, поэтому наш приезд их очень обрадовал. Депрессивное кино они смотреть не будут. А у нас, к сожалению, последнее время его популяризируют и снимают в большом количестве. «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» мы делали как фильм о победителе, поэтому наши защитники смотрели с удовольствием, несмотря на то что его знают. На одном из блокпостов перед Песками ко мне подошел боец и сказал, что скачал мой фильм в Интернете и не раз смотрел вместе с товарищами. Меня это порадовало.
В Песках кинотеатр оборудовали в помещении, где отдыхают бойцы. Показ проходил вечером 6 января. Накануне мы разгрузили подарки и необходимые для наших защитников вещи. Конечно, была кутья. Для показа картины «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» мы привезли из Киева видеопроектор. Натянули белую простыню, которая и стала нашим экраном. Демонстрировали фильм под звуки разрывающихся вдали снарядов. Ребята посмотрели фильм, потом стали меня расспрашивать о том, как сложилась судьба человека, ставшего прототипом главного героя, — летчика Ивана Даценко. Он для них стал родным.
*Бойцы с большим интересом посмотрели картину Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь». Демонстрировали фильм под звуки разрывающихся вдали снарядов
— Помещение, где вы демонстрировали свой фильм, подверглось обстрелу?
— Только мы вернулись в Киев, я позвонил бойцам, с которыми познакомился в Песках. Они сказали: «А знаете, нашего кинозала уже нет». После кинопоказов у меня чаще всего спрашивали, когда привезу свой новый фильм «Толока». Я говорю: «Да нет еще этой картины, ведь снял лишь половину». Инвестор (фонд «Велика родина») фактически отказался от своих обязательств, и мы ищем деньги через «Спiльнокошт» А пока есть время, снова собираюсь с фильмом про Ивана Даценко на восток. Бросить «Толоку» не могу — зрители уже знают о картине и ждут ее. Часто спрашивают, будут ли в фильме отражены события, которые сейчас происходят в Украине.
— И что вы им отвечаете?
— Говорю, что все это в сценарии уже есть. Стихотворение Тараса Шевченко, на основе которого построен сюжет, оказалось очень актуальным сегодня. Сюжет не обойдет молчанием и Майдан, и Крым, и даже восток. Для завершения съемок мы рассчитываем получить 12 миллионов гривен от государства в соответствии со специальным постановлением Верховной Рады. Правда, об этой сумме шла речь в бюджете фильма 2012 года. Понятно, что сейчас цены совершенно другие, поэтому — «Спiльнокошт» (biggggidea.com/project/847). К тому же вопрос не только в финансах. Придется полностью переснимать кадры, которые сыграл уже покойный Виталий Линецкий.
— Что в недавней поездке на восток поразило вас больше всего?
— Женские лица. На войне много наших прекрасных украинок. Что интересно, несмотря на суровые условия, военную форму, отсутствие каблуков, они потрясающе выглядят! Вообще, лица наших бойцов — отдельная тема. Многие из них закрыты балаклавами, а видны лишь глаза. Абсолютно не чувствуется разницы между теми, кто приехал на войну из Западной Украины и с Донбасса. Я встречал ребят, которые живут в Донецке и Луганске, а сейчас отстаивают право на свободу для своей страны. Для меня было очень важно увидеть эти лица, потому что, собственно говоря, ради них я и поехал на восток. Это люди, для которых я снимаю свой фильм «Толока», — мои зрители.
— Вы преподаете в университете имени Карпенко-Карого, многие студенты которого принимали участие в противостоянии на Майдане.
— Год назад семерых студентов нашего университета забрали после протестов в милицию и грозили им судебным разбирательством. Тогда многие мои коллеги выступили с требованием их освободить. Этот год изменил всех нас, и сейчас я вижу, как мои студенты отодвинули свои «детские упражнения» в кинематографе и стали искать актуальные темы. В первую нашу поездку в Славянск со мной попросился студент Александр Шкрабак, который собирает материалы для курсового фильма, сюжет которого разворачивается в зоне боевых действий. Кстати, на фестивале социальной рекламы его ролик был отмечен главным призом в размере восьми тысяч гривен. На эти деньги съемочная группа купила термобелье для бойцов, которое Саша передал военным в Славянске. Думаю, Александр, как и многие студенты-кинематографисты, понимает, что сейчас он может быть полезнее не с автоматом, а с камерой в руках.
— Вы, один из самых известных украинских режиссеров, родились в Москве, учились во ВГИКе…
— Кстати, моим однокурсником был Никита Михалков. Его высказывания по поводу того, что происходит в Украине, каждый раз повергают меня в шок. Хотя, с другой стороны, ничего неожиданного в них нет — Михалков давно, долго и уверенно шел к идеям монархического шовинизма. Конечно, в студенческие годы, когда мы были молоды, ни о чем подобном и речи не шло. Никита был такой же студент, как и все. Возможно, его положение «украшала» знаменитая фамилия. Что касается моей жизни в Москве, то до школы я постоянно жил у маминых родителей в Черкассах. Поэтому Украину, что называется, впитал в себя с детства. Сейчас, правда, родственников ни в Черкассах, ни в Москве практически не осталось. Есть родня в Петербурге, но она относится к Украине с некоторой опаской. Мозги российской пропагандой промыты у них очень сильно.
*Михаил Ильенко: «Надо снимать кино. Наше, украинское» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Как же с этим бороться?
— Кино снимать. Наше, украинское. Хватит уже жаловаться, что мы были под давлением российских сериалов. Надо переходить на свое кинопроизводство. Понимаю, что пока соперничать с россиянами в этом смысле нам тяжело. Видите, не прошло и полгода, а у них уже выходит сериал о событиях в Крыму, и понятно, что там будет все перевернуто с ног на голову. Но в России в плане идеологии работает государственная машина, причем уже десятилетия. Мы долго делали вид, что не хотим этого замечать, называли соседей русскими братьями… Вот вам и пропаганда. Наши руководители должны понимать, что производство кино уже давно стало вопросом политическим, оборонным.
Знаете, во время поездки на восток я вспомнил фразу из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Сегодня ее можно перефразировать: «Зачем снимать фильм, если он не ведет к победе?» Если бы у нас было достаточное количество таких картин, то первый, так сказать, довоенный период, возможно, не был бы «всухую» проигран России. Но вы только не подумайте, что я настроен пессимистически. Особенно после того, как познакомился с нашими бойцами. Они вооружены и очень опасны. Недавно позвонил одному из ребят на фронт, спрашиваю: «По телевизору говорят, что вас сильно бомбят». А он мне в ответ: «Выключи телевизор». Понятно, что им много чего не нравится, но это совершенно не влияет на боевой дух ребят. Они верят в нашу победу.
Подъезжая к батальйону «Сiч», недалеко от поселка Пески, я увидел на обочине дороги мальчика лет семи. Он стоял в курточке, шапке, нахлобученной на самые глаза, и в поднятой над головой руке сжимал украинский флажок. Дороги там пустынные, покрытые коркой льда. Люди и машини стараются быть незаметными. А он не старался.
6623Читайте нас у Facebook