"Может, только после моего отхода к Богу, поймут меня самые близкие"
Выходец из богатой польской семьи, граф Андрей Шептицкий стал монахом и посвятил жизнь служению украинскому народу. Реформатор и меценат, он впервые в истории греко-католической церкви начал вести богослужения на украинском языке, а во время Второй мировой войны спас сотни евреев, спрятав их в монастырях Западной Украины. Митрополит -- единственный священнослужитель в Европе, обратившийся с письмом к Папе Римскому и лично к главе СС Генриху Гиммлеру, протестуя против массовых убийств евреев. Тем не менее в Израиле его до сих пор не признали «праведником народов мира».
В течение жизни Шептицкого (1865--1944) власть менялась семь раз, и каждый новый режим поворачивал «компас» в нужную ему сторону. Но при любой власти стрелка компаса Шептицкого была направлена на интересы украинцев, греко-католической церкви и законы милосердия. Он оставался человеком даже в нечеловеческих условиях.
17 июля 2015 года Папа Франциск подписал декрет, согласно которому «вся Вселенская Церковь теперь называет Андрея Шептицкого праведным и призывает наследовать его добродетели». Так начался долгожданный процесс беатификации -- причисления Шептицкого к лику блаженных, для чего, в частности, необходимо наличие чуда, совершенного митрополитом. Чудо уже найдено: это случай исцеления тяжело больной девочки.
О том, как жил Андрей Шептицкий, за что его ненавидят и что он сделал для Украины, «ФАКТАМ» рассказали доктор философии Ярослав Кит и правозащитник Мирослав Маринович.
-- Мой дедушка вспоминал о встрече с Шептицким как о знаковом событии в жизни, -- говорит Ярослав Кит, доктор философии, руководитель школы «Социальное учение митрополита Андрея Шептицкого». - И чем больше я узнаю об отце Андрее, тем лучше понимаю, насколько он недооценен политиками, дипломатами, чиновниками, бизнесменами и духовными лидерами.
Андрей Шептицкий стал митрополитом в 35 лет, что для рубежа XIX -- XX веков считалось небывалым взлетом карьеры. Этому способствовала благосклонность Папы Льва XIII, с которым Шептицкий познакомился еще в детстве. Удостоиться частной аудиенции понтифика в те времена могли только избранные. Матери же Шептицкого, Софии, это удалось без труда.
Молодой человек принадлежал к благородному польскому роду, имел графский титул. Члены его семьи владели поместьями и были вхожи в кабинеты и дома важных чиновников. Ян Шептицкий видел талант сына и пророчил ему карьеру крупного государственного деятеля, но тот постригся в монахи. И не римско-католической церкви, к которой принадлежала его семья, а греко-католической. Андрей Шептицкий сделал это, так как верил, что греко-католическая церковь может стать связующим звеном между Восточной и Западной церковью, а, значит -- объединить всех христиан. И отец принял решение сына.
В роду Шептицких уже были священники. Кроме того, вера и религия занимали главное место в сердце матери Андрея. Двое ее сыновей умерли в раннем возрасте, и — представьте — София Шептицкая молила Бога не сотворить чудо выздоровления, а принять дитя «должным образом».
-- Несмотря на нелюбовь к Шептицкому властей, он стал сначала епископом (1899), а спустя год -- митрополитом Галицким. И очень скоро заслужил авторитет, защищавший его от прямой расправы до конца дней. Как это у него получилось?
-- Митрополитом он становиться не хотел, но против воли Папы Римского идти, конечно, не стал. А потом проявил себя настолько активным, участливым и чутким, что украинцы его полюбили. Не все, конечно, были и такие, кто считал митрополита «троянским конем» и «польским агентом». Шептицкий писал: «Я знаю, от меня отрекутся одни, меня будут проклинать другие, меня, может, только после отхода моего к Богу, поймут мои самые близкие».
Иван Франко в 1904 году отмечал: «Андрей Шептицкий с самого момента вступления в епископство начал приучать нас к другому тону, другой форме, характеру своих посланий. Он не обращается так, как его предшественники: свысока, авторитетно, напыщенным и статичным тоном. Не возвещает. А говорит как равный равному, как человек -- людям, иногда ругает, не боясь употребить энергичное слово, где это требуется. Он любит иллюстрировать свою речь примерами из жизни. И все это дает его обращениям то новое дыхание, без которого вся морализация остается мертвой».
С назначением Шептицкого митрополитом началось развитие греко-католической церкви в Галичине. Он ездил в Россию, США, Аргентину, Бразилию, собирал средства на усовершенствование украинского образования, культуры и церкви (среди предков о. Андрея были украинцы, Шептицкий проникся идеей создания Украинского государства). Он не сидел в кабинете, ожидая новостей, а ездил по селам, общаясь в пути с людьми. Гуцулы до сих пор вспоминают, как митрополит переправлялся на белом коне через Черемош. Священники начинали рассказывать о делах прихода, а Шептицкий к тому моменту уже и сам все знал.
-- Шептицкого обвиняют в чем угодно, но никто не может осудить его за гордыню, -- отмечает Мирослав Маринович, правозащитник, основатель Украинской Хельсинкской группы, вице-ректор Украинского католического университетаво Львове. -- Миллионер, аристократ, этнарх (народный лидер), он всегда вел себя смиренно и жертвенно.
Однажды Шептицкий узнал, что один из парохов (священник парафии. -- Ред.) Львовской области не проводит литургии. Митрополит приехал в это село, отворил церковь и стал служить литургию. Парох, которому молниеносно донесли о приезде предстоятеля, примчался в церковь, стал извиняться… На что Шептицкий ответил, дескать, ничего страшного, если вы не сможете провести службу, сообщите мне, я приеду. Стоит ли говорить, что в дальнейшем службы в приходе проводились регулярно.
*Митрополит Галицкий Андрей Шептицкий
-- Шептицкий — еще и пример того, как духовный лидер может быть высококлассным менеджером и экономистом.
-- Митрополит добился от австрийской власти 300 тысяч крон на постройку духовной семинарии в Ивано-Франковске, организовал систему финансового учета, учредил земельный банк, который выдавал украинцам кредиты на открытие своего дела и кооперативы. Он знал десять языков и был человеком широких взглядов. Шептицкий наладил контакты с представителями многих стран -- если он к кому-то обращался, то с ним практически всегда соглашались сотрудничать, -- продолжает Ярослав Кит. -- Предстоятель купил особняк под Национальный музей во Львове, оплачивал учебу талантливых молодых людей за границей.
-- А еще он финансировал сиротский приют…
-- Когда после Первой мировой войны в Галичине осталось около 20 тысяч сирот, Шептицкий распорядился при каждом монастыре основать для них приюты. Сестры, работавшие с детьми, говорили, что им месяцами приходилось добиваться улыбки на детском лице.
-- Дети обращались к Шептицкому: «самый дорогой папочка». Один из них писал: «У меня нет ни отца ни мамы, но, слава Богу, есть ты -- мой лучший из отцов».
-- Сироты просили у митрополита подарки к Рождеству и Дню святого Николая, звали в гости. Одна из девочек написала ему: «Наша младшенькая, Ганнуся, никогда тебя не видела. И мы ей объясняем, что ты такой большой, как черешня в огороде (рост митрополита -- 2,1 метра), а борода у тебя -- как у святого Николая». У Шептицкого действительно была длинная седая борода и пышная шевелюра.
-- Митрополит умер в 79 лет. Это правда, что он жил с постоянным ощущением боли?
-- Рассказывают, что однажды его спросили, как он себя чувствует, когда проходят приступы боли. Митрополит ответил: у вас когда-нибудь болели зубы? Это мое постоянное состояние, когда проходят приступы боли.
Из-за тяжелой формы ревматизма Шептицкий не мог ходить, ездил в коляске. С 1934 года ему даже разрешили совершать литургии сидя. Вследствие полиартрита отнимало то правую, то левую руку, и он вынужден был надиктовывать письма, а подписывал их, держа ручку в зубах. Но он никогда не жаловался.
-- И поляки, и «советы», и немцы не трогали самого Шептицкого -- за ним стояли народный авторитет и Папа Римский. Но энкаведисты расстреляли его брата. Как отреагировал предстоятель?
-- В 1939 году, оккупировав Галичину, большевики начали расправляться с украинской интеллигенцией и духовенством. Однажды они приехали в Прилбичи, родовое имение Шептицких, искали Климентия, но не нашли и расстреляли другого брата, Леона, и его жену. Так «освободители» рассчитывали досадить митрополиту. Шептицкий стойко принял этот удар. Он был категорически против мести.
Отец Андрей всегда осуждал насилие и никогда и ничем не оправдывал ответную жестокость. Когда Галичина входила в состав Польши, он защищал украинцев от гонений со стороны поляков. Но когда власть сменилась и за якобы прислужничество полякам во Львове убили директора украинской гимназии Ивана Бабия, митрополит жестко осудил радикализм: «Такими методами украинское государство строить нельзя», и поддержал обнищавшие семьи поляков.
Он пытался всячески стабилизировать отношения между украинцами и поляками и договорился с польскими епископами, чтобы в одно из воскресений во всех церквях и костелах Галичины священнослужители призвали паству к миру. Греко-католики зачитали обращение Шептицкого, а вот польские епископы обещание тогда не сдержали…
-- Митрополита обвиняют в том, что он благословил дивизию СС «Галичина». Зачем он это сделал?
-- Во-первых, он благословил не дивизию, а капелланов -- военных священников, которые помогали солдатам переживать сумасшедшие психологические кризисы. Во-вторых, Шептицкий действительно поддержал идею создания украинской армии. Почему? Потому что митрополита очень беспокоила возросшая в то время нестабильность в регионе. Убийства, диверсионные акты на железной дороге, грабежи, совершаемые вооруженными бандами в удаленных селах. Естественно, митрополит понимал, что для сохранения порядка нужна хорошая армия.
В 1942 году Шептицкий написал письмо Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев и требуя не принуждать к репрессивным акциям украинских полицаев. На исповеди один из прихожан признался, что за одну ночь лично убил 75 евреев. Только во Львове было убито более ста тысяч евреев. Смириться с этим митрополит не мог. Немцы же ответили, что скоро доберутся и до него…
-- Когда гитлеровцы оккупировали в 1941 Галичину, Андрей Шептицкий опубликовал поздравление «победоносной немецкой армии», «благодарность за освобождение от большевизма». Эти фразы Советский Союз потом успешно использовал против митрополита. Чем в то время руководствовался Шептицкий?
-- Эти фразы вырваны из контекста, ведь он писал о надежде на то, что теперь, после освобождения от большевизма, получится наконец-то построить украинское государство. Дальше шло: «Все, кто чувствуют себя украинцами и хотят трудиться для добра Украины, пусть забудут о партийных раздорах и работают вместе над восстановлением уничтоженной большевиками нашей экономической, просветительной и культурной жизни».
Да, Шептицкий действительно не любил советскую власть. За репрессии, насаждаемый атеизм, Голодомор, расстрел членов его семьи.
Когда в 1932--1933 годах в Украине свирепствовал голод, митрополит писал письма понтифику и призывал мир не молчать. Он собирал поезда с зерном, хлебом, но эти составы не могли продвинуться дальше Збруча. Потому что, как писали в советских газетах того времени, «в Украине голода нет».
Нельзя судить об исторических событиях с позиции настоящего. Незадолго до отступления Красной армии в 1941 году во Львове и пригородах жестоко уничтожили 18 тысяч человек. Затем пришли немцы, открыли подвалы, забитые изуродованными телами, и позвали местных жителей на все это смотреть и распознавать. Это была такая боль, что хотелось ухватиться за любую соломинку. Коммунистический Восток приобрел очертания абсолютного зла, спасение от которого может прийти только с Запада. Цивилизованного Запада Гете и Гейне.
-- XXвек показал нам, что мир не черно-белый, — продолжает Мирослав Маринович. — И верх цинизма, что коммунизм — режим, который был наибольшим коллаборантом с нацистским режимом и вместе с немцами начал Вторую мировую войну, проводил с нацистами общие парады, учил их, как организовывать лагеря смертников, который называет пакт Молотова-Риббентропа мудростью Сталина, — винит Шептицкого в коллаборационизме.
К слову, в 1939 году, когда к власти пришли большевики, а Западная Украина вошла в состав Украинской ССР, Шептицкий тоже пытался найти плюсы. Дескать, теперь Украина единая, можно работать в направлении единой церкви…
-- 9 октября 1941 года митрополит обратился к священникам с проповедью о том, что человекоубийство -- страшный грех, -- говорит Ярослав Кит. -- В августе 1942-го он написал Папе о зверствах нацистов и своих предчувствиях, что террор только усилится. В 1943 говорил, что большевизм груб и страшен, но Германия хуже большевизма…
Многие сотрудники НКВД были евреями, и немцы старались использовать неистовую боль и гнев родственников замученных большевиками галичан, чтобы их руками расправляться с местными евреями.
Что Шептицкий мог сделать в условиях, когда убивали за малейшее сопротивление? Только, рискуя собственной жизнью, призывать священников и прихожан спасать людей. В ноябре 1942 года он опубликовал послание «Не убий!», где открыто осудил убийство, независимо от причин.
Когда на улицах городов появились плакаты «Остерегайся пятнистого тифа -- остерегайся жидов», Шептицкий тут жечерез священников обратился к мирянам, объяснив, что «возбудители эпидемии -- это вши, а причина эпидемии -- отсутствие мыла». И порекомендовал раз в 4--5 дней вываривать белье, вместо того чтобы ненавидеть евреев.
Его послания не могли остановить нацистов, но побуждали священников и мирян спасать невинных людей. Святые отцы находили в себе смелость вытаскивать евреев из подожженных немцами синагог, вступаться за них на улицах, останавливая гнев толпы.
-- С фигурой Шептицкого связано немало предубеждений. К примеру, его брата Климентия, который тоже спасал евреев, Израиль давно признал «праведником народов мира». А митрополита -- нет. Почему?
-- Думаю, что Шептицкого воспринимают уже не как человека, а как символ, во-первых, Греко-католической церкви, которая нравится далеко не всем, а во-вторых, украинского народа, грехи представителей которого ложатся и на плечи Шептицкого. То есть это вопрос политический.
Согласно уставу «Яд Вашем» -- негосударственного института, который присваивает почетное звание, праведником является тот, кто принимал активное участие в спасении одного или нескольких евреев от немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти, подверг реальной опасности себя и своих близких, осознавал и подразумевал именно спасение еврея без корыстных мотивов, а также имеет свидетелей или документы, подтверждающие факт спасения.
По разным подсчетам Андрей Шептицкий спас от 150 до шести тысяч евреев. Вместе с братом он организовывал размещение евреев в монастырях, обеспечивал их новыми документами, одеждой, едой. Известно, что только в один день -- 14 августа 1942 года -- более ста еврейских детей вывезли в монастыри. Немало спасенных до сих пор живут в Израиле, Англии, США и Аргентине.
Во времена Холокоста (1933--1945 гг.) всех, кто помогал евреям, расстреливали целыми семьями. Тем не менее Шептицкого не остановило ни то, что немцы регулярно проводили обыски и ревизии, ни сеть доносчиков, которые за продукты или деньги выслеживали евреев и «сдавали» их немцам. Легче всего было спасти маленькую девочку, сложнее всего -- взрослого мужчину. В монастырях евреи учили украинский язык, обычаи, меняли имена, иногда крестились, поскольку свидетельство о крещении облегчало получение «арийских» документов.
-- Понятно, за что Шептицкого не любят в России и почему некоторые поляки называют его предателем. Но Израиль…
-- Одни израильские историки пишут, что Шептицкий спасал евреев, другие утверждают, что он сотрудничал с нацистами. Пропаганда и политика очернения митрополита, идущие еще от Советского Союза, прижились даже там.
Пример советского мифа о Шептицком: спасением евреев он якобы хотел очистить себя за сотрудничество с немецкими оккупантами и… «завербовать» иудеев в греко-католическую веру. Проблема в том, что голос истории и спасенных долгое время звучал тише, чем голос пропаганды. Многим из тех, кого спас Шептицкий, настолько больно вспоминать случившееся, что они предпочитают молчать.
А человек, посвятивший свою жизнь благодарности братьям Шептицким, к сожалению, недавно умер. Курт Левин, сын львовского раввина, четыре года прятался в греко-католических монастырях. Из благодарности он назвал своих сыновей Андрей и Климентий и очень много сделал для того, чтобы в память о митрополите высадили дерево на аллее праведников.
Другой спасенный, раввин Давид Кагане, описал свою жизнь и спасение в книге, хлопотал о присвоении Андрею Шептицкому статуса «праведник народов мира». Он вошел в комитет «Яд Вашем», но когда дело дошло до голосования за присвоение митрополиту почетного звания… воздержался.
Важно, чтобы и в Украине пришли к согласию насчет Шептицкого. Нужно рассказывать о нем в школах, лоббировать признание нашего митрополита на международном уровне. При Украинском католическом университете работает бесплатная летняя школа. Ее слушатели изучают историю Галичины, а также жизнь и деятельность митрополита Андрея.
*На фото доктор философии Ярослав Кит и правозащитник Мирослав Маринович
-- Любомир Гузар сказал, что Шептицкий сделал для украинского народа столько, сколько Моисей для евреев…
-- Для меня окончание жизни Шептицкого -- это история библейского Иова, -- говорит Мирослав Маринович. -- Он всю свою жизнь строил, строил, а на смертном одре увидел, что судьба все то, что он построил, разрушила… И он написал тогда: «Наша церковь будет уничтожена, разгромлена большевиками, но держитесь, не отступайте от веры, от церкви. Тяжелый опыт, который выпадет на нашу церковь, волнообразен. Я вижу возрождение ее, и она будет еще более величественной».
В наше время его слова снова звучат актуально, и мы видим, что Шептицкий был прав.
5416Цитаты митрополита Андрея Шептицкого:
1. «Моя любимая Мама, для меня долго было загадкой, как возможно, чтобы в течение веков украинский народ, этот бедных сельский люд, подверженный беспрестанным нападениям турок или татар, на физическое и моральное уничтожение языком и верой оккупантов, подверженный страшным последствиям частых войн, без руля и парусов смог сохранить свою, ему лишь присущую духовность, проявления которой — искусство, свои художники-артисты, свои целые школы иконописцев, о которых Европа ничего не знала, до сих пор не знает и долго еще знать не захочет, хотя будет вынуждена обстоятельствами познать Украину».
2. «Пусть вера ваша не будет подобна одеждам, которые вы надеваете в воскресенье, на праздники, а после снимаете, складываете в сундук и дальше продолжаете жить так, будто ничего и не было».
3. «Какой бы ни была Россия, добровольно она не отречется от власти над Украиной. Но если Украина хочет жить свободной жизнью, то должна обязательно отделиться от Москвы, стать независимым государством, искать себе союзников среди других свободных народов».
4. «Странным образом обманывают себя и других те, кто политическое убийство не считает грехом, будто бы политика освобождает человека от обязательства Божьего закона и оправдывает преступление, противоречащее человеческой природе. Это не так. Человек, который проливает невинную кровь своего врага, политического противника, такой же человекоубийца, как и тот, кто делает это для грабежа, и также заслуживает на кару Божью».
5. «Христианин может и должен быть патриотом. Но его патриотизм не смеет быть ненавистью!»
6. «Душа ребенка — будто чистый листок бумаги. …И если первые впечатления — отвратительные, мерзкие и грязные, то они могут сразу запятнать душу, когда она лишь начинает просыпаться к жизни».
7. «Не надо украинцам других врагов, когда сами украинцы украинцам враги, которые друг друга взаимно ненавидят и даже не стыдятся этой ненависти».
Читайте нас у Facebook