Людмила Ефименко: "Выслушав пожелания директора киностудии, Ильенко... послал его на три буквы"
Знаковую историческую драму «Легенда о княгине Ольге», снятую на Киностудии имени Александра Довженко известным режиссером Юрием Ильенко (на фото в заголовке), перевели на украинский язык лишь спустя 30 лет после ее премьеры. Советская цензура посчитала совершенно лишним украинский дубляж картины об истоках Киевской Руси. Юрий Ильенко так и не дождался того памятного момента, когда одну из его любимых работ зрители увидят на родном языке мастера. Премьера «Легенды о княгине Ольге» состоится в День независимости, 24 августа, в столичном кинотеатре «Киевская Русь». Том самом, где она впервые и была показана.
К сожалению, многие из сыгравших в фильме актеров, как и режиссер, ушли из жизни. Уже нет Леся Сердюка, Константина Степанкова, Ивана Миколайчука, Дмитрия Миргородского. Их роли озвучили современные украинские актеры Александр Игнатуша, Константин Войтенко, Юрий Высоцкий, Богдан Бенюк. Вместо князя Святослава, роль которого сыграл известный актер Лесь Сердюк, в картине говорит лидер группы «Гайдамаки» Александр Ярмола. Он же создал и свою версию песни к фильму.
Исполнительница главной роли — княгини Ольги — актриса Людмила Ефименко, вдова Юрия Ильенко, озвучила свою роль сама.
— Людмила, за что же в советское время картину Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге» запретили переводить на украинский язык?
— Это был единственный случай за всю историю Киностудии имени Довженко, когда произведенный на ней фильм не вышел на украинском языке. Обычно все картины, сделанные на студиях советских республик озвучивались, кроме русского, и на национальном языке. Но тогда один из чиновников Госкино СССР, объясняя свое решение, заявил, что во времена княгини Ольги по-украински никто не говорил, поэтому ни к чему тратить деньги на дубляж. Мол, обойдется Юрий Ильенко.
— А что на это сказал Юрий Герасимович?
— Он был страшно возмущен! Сдача «Легенды о княгине Ольге» далась ему нелегко, столько нервов было потрачено. Картина уже была сделана, как вдруг Ильенко звонит директор Киностудии имени Довженко и говорит, что принято решение сократить две серии и полностью убрать линию Руса. Это возлюбленный Ольги до того, как она стала невестой князя Игоря. Юру просили также избавиться от сцены в конце картины, где как бы с того света появляется Ольга. В общем, муж все это выслушал и… послал директора на три буквы. «Фильм сдан, я ничего менять не буду», — отрезал Юра и положил трубку.
— «Легенда…» снималась по госзаказу?
— Нет, у картины была совершенно неожиданная история. Когда мы только познакомились с Юрой, он обожал водить меня по своим любимым местам в Киеве — на Владимирскую горку, Андреевский спуск, площадь Богдана Хмельницкого. И часто говорил о своей мечте: снять трилогию о княгине Ольге, князе Владимире и Ярославе Мудром. Все его заявки, к сожалению, даже не ставились в план. Но когда в 1982 году собрались праздновать 1500-летие Киева, Киностудия имени Довженко решила снимать фильм о Ярославе Мудром. И поручила работу Григорию Кохану.
Юра понял, что мечте его уже никогда не сбыться. В то время замечательный композитор Евгений Станкович предложил Юре написать либретто к своему новому балету. Тогда Ильенко и вспомнил о своем желании рассказать о княгине Ольге. Правда, из названия слово «княгиня» убрали, осталось только «Ольга». Кстати, постановка, сделанная хореографом Анатолием Шекерой, пользовалась огромным успехом. На основании этого либретто Юра и написал сценарий, который на киностудии неожиданно утвердили. Съемки «Ярослава Мудрого» были закончены, и руководство решило, что неплохо бы еще раз использовать оставшиеся костюмы и декорации. Понимая, что картину о Владимире ему снять уже не дадут, Юра ввел в «Легенду…» и его линию.
— Так вы снимали в декорациях «Ярослава Мудрого»?
— Получилось, что мы очень мало их использовали. Хотя известную сцену с большим пожаром снимали как раз на фоне декораций «Ярослава Мудрого». В основном работали на натуре — под Киевом, Москвой, в Сочи и павильонах Киностудии Довженко. В пошивочном цеху создали костюмы для главных героев картины. Это были настоящие произведения искусства. Мой наряд был расшит кораллами и жемчугом! Начали снимать в середине 1982 года и через год картину уже сдали. Широкий формат, пленка. Проявляли только в Москве, процесс был очень длителен.
Первые съемки прошли под Москвой, это была сцена с праздником Ивана Купалы. Потом переехали в Сочи, где были построены большие декорации дворца Ольги. Именно там она древлян заживо сжигала. Мы почти месяц жили в Сочи. Тогда нашему старшему сыну Филиппу было пять лет.
— Он тоже снимался в картине?
— Филипп сыграл князя Святослава в детстве. А теперь вот Юра, его сын, озвучил роль отца на украинский язык.
Помню, Филиппу невероятно нравилось сниматься. У него были меч и лук со стрелами, которые ему подарили после съемок. Они до сих пор хранятся у нас дома.
*В роли сына Ольги Святослава снялся пятилетний Филипп — сын Людмилы Ефименко, сыгравшей княгиню, и режиссера Юрия Ильенко. Кадр из фильма «Легенда о княгине Ольге»
— Правда, что Юрий Ильенко часто сам становился к камере и работал как оператор?
— Изначально оператором картины был ученик Юры Владимир Тарнавский. Но у него быстро случилось головокружение от успеха… Было испорчено большое количество материала. Пришлось все переснимать, разразился огромный скандал, и в конце концов оператором фильма стал Вилен Калюта. Хотя все крупные планы в фильме — это дело рук Юры. Кстати, Вилен Калюта в 1984 году на Всесоюзном кинофестивале получил награду за операторскую работу.
— Роль княгини Ольги была вашей по праву супруги?
— Когда мы только расписались, Юра сказал, что все главные роли в его фильмах будут моими. Тогда я, правда, не восприняла это всерьез. Я вошла в «Легенду…» буквально с первых дней создания сценария. Юра отрабатывал на мне многие сцены. Я была его первым слушателем. Вообще, Ильенко очень ценил актеров, которые приносят свои идеи. Чистых исполнителей он не признавал. Юра любил повторять: «Актеры — это священные коровы в киноискусстве». Изначально было известно, что в «Легенде о княгине Ольге» будут сниматься Иван Миколайчук, Николай Олялин, Константин Степанков, Дмитрий Миргородский. На роль Святослава пробовались несколько актеров, и в итоге ее блестяще сыграл Лесь Сердюк. Долго искали актера, который смог бы воплотить образ Руса. Уже даже картину запустили, когда спонтанно возник Иван Гаврилюк.
— Юрий Ильенко остался доволен своей работой?
— Знаете, картина далась ему невероятно тяжело. И в эмоциональном плане тоже. Впрочем, Юра всегда, снимая, отдавался работе полностью. Насколько он любил свою семью, боготворил детей, но лишь только начинался процесс создания кино, все уходило на второй план: дача, рисование, литература. Жизнь его всецело посвящалась только картине. Мы в семье уже знали, что пока фильм не сдан, к Юре ни с какими вопросами нельзя обращаться. Но как только работа заканчивалась, мы кайфовали, потому что Юра был потрясающим мужем и отцом. Он сразу планировал какие-то совместные поездки, начинал готовить еду. Это было мое самое любимое время.
— Большой гонорар вы получили за главную роль?
— Копейки. У меня была средняя ставка. Но я хорошо запомнила, что купила себе после съемок. Моя подруга жила в доме на проспекте Победы, где раньше был магазин «Военторг». Она сказала: «Есть песцовая шуба твоего размера. Все меряют, но ни у кого не сходится на груди. Эта шуба должна быть твоей». Я с Юрой тут же в магазин. Меряю — будто на меня сшито. Все вокруг так и ахнули. Шуба стоила баснословные по тем временам деньги — пять тысяч рублей! Мой гонорар за картину составил всего полторы тысячи. Юре шуба тоже понравилась, и он сказал: «Я добавлю денег. Надо брать…» Но даже его средств нам не хватило, чтобы полностью рассчитаться за вещь. Поэтому пришлось взять шубу в рассрочку, которую я еще год выплачивала.
Однажды с этой шубой у меня случился такой конфуз. Зимой, спустя полгода после выхода картины, я как-то ехала в такси на Киностудию имени Довженко. За рулем была женщина. Всю дорогу она искоса на меня поглядывала, а потом не выдержала: «Вы, наверное, актриса. Ваше лицо мне такое знакомое. Напомните, где вы снимались». Тогда фильм о княгине Ольге был очень популярен. Говорю: «Я — княгиня Ольга». Она вдруг резко на меня взглянула и замолчала. Я удивилась, думаю: «Неужели это ее так потрясло?!» Мы приехали, я стала расплачиваться, а она мне демонстративно отдает мелочь на сдачу и обиженно говорит: «Может, вы и актриса, только княгиню Ольгу сыграла Наталья Андрейченко. А вы думаете, что надели шубу, так уже и княгиня!» Я долго смеялась, вспоминая эту историю.
— Премьера картины состоялась в самом модном в то время кинотеатре столицы — «Киевская Русь».
— Этот кинотеатр открыли как раз к юбилею Киева и там прошла премьера «Ярослава Мудрого». Показ «Легенды о княгине Ольге» состоялся ровно через два года после этого. На высоких ступеньках перед входом расстелили красную дорожку. Была вся съемочная группа. Даже маленький Филипп вышел на сцену перед зрителями. Успех был ошеломительный! Директор кинотеатра «Киевская Русь» изначально планировал показывать картину лишь неделю. Но за билетами стояли огромные очереди, и показ продлили еще на одну неделю. В результате фильм шел три недели. В 1984 году мы вошли в тройку лидеров кинопроката в Советском Союзе.
— Говорят, на выход фильма отреагировал и Сергей Параджанов.
— Сергей освободился из тюрьмы примерно в то время, когда картина вышла на широкий экран. Он посмотрел ее и прислал письмо своей монтажнице Шуре, с которой постоянно переписывался. Там были и такие слова: «Передай привет Ильенко. Я посмотрел фильм „Легенда о княгине Ольге“. Мне его новая жена очень понравилась…» Параджанов был в своем репертуаре.
— Этим летом исполнилось пять лет, как ушел из жизни Юрий Ильенко.
— Несмотря на это я постоянно чувствую его присутствие. Он ведь умирал в сознании. Помню, в последний день своей жизни, утром, Юра позвал меня к себе — он лежал в постели. Взял мягко за руку и сказал: «Я иду…» Меня всю будто током ударило. Юра мне не дал ничего возразить и тут же продолжил: «Я мертвый сделаю для вас гораздо больше, чем живой и больной». Знаю, что Юра до сих пор помогает детям, мне. Не было дня, чтобы я не легла спать, не вспомнив о нем. Ощущаю что, даже находясь на Небесах, он постоянно с нами…
*Людмила Ефименко. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
Читайте нас у Facebook