Антонина Полищук: "Улиток, которых везде можно наловить, готовили с растительным маслом и чесночком"
По 30—35 километров ежедневно проходят 55-летняя Антонина Полищук из Ирпеня и 45-летний Игорь Литвиненко из Киева. Только они познакомились с жителями и достопримечательностями Запорожского края, как журналисту пришлось их «догонять телефоном» уже в соседних областях. А до того — «прошагать» с ними несколько тысяч километров, читая путевые заметки и отсматривая снимки и видеосюжеты на «фирменной» странице «Пешком вокруг Украины» в «Фейсбуке».
— Мы идем пешком по Украине, начало и конец маршрута — в столице, — объясняет «ФАКТАМ» экономист-маркетолог и психолог по образованию Игорь Литвиненко. — Я вышел 1 марта из подъезда своего дома по улице Зоологической в Киеве, Тоня Полищук — из своего дома в Ирпене. Мы встретились и дальше двинулись вместе. Идем приблизительно в 15 километрах от государственной границы. От зоны АТО прошли в 20—25 километрах.
— Задумка была моя, захотелось обойти Украину пешком, — добавляет биолог и психолог Антонина Полищук. — Игорь — мой единомышленник, мы с ним давно знакомы по походам в Крым. Конечно, на самолете или на машине путешествовать быстрее, но мы хотим ощутить страну «через ноги».
Антонина свое путешествие посвятила маме, которая в восьмилетнем возрасте в 1941 году пешком прошла со своими родителями более 800 километров из Донбасса на Полтавщину, и своему земляку, Григорию Сковороде, на памятнике которому в городе Лохвица есть такая надпись: «Кажуть: простий народ спить — хай спить, сном сильним, богатирським. Але ж усякий сон є пробудний».
— Многие удивлялись: «А что тут смотреть, в Украине?!» — вспоминают путешественники. — Когда граждане так относятся к своей стране, неудивительно, почему мы так живем. Наше путешествие — это не только дорога и пейзажи, это люди, с которыми мы общаемся. Это лесники, пастухи, продавцы магазинов, старики на скамейках у заборов, случайные попутчики, местные жители, у которых уточняем дорогу или просим попить воды.
— Наверняка вы вызываете у них интерес. Чему удивляются люди?
— Мы шли с трекинговыми палками (складные палки, похожие на лыжные, которые используют туристы в длительных пеших походах. — Авт.), — говорит Игорь. — Опираясь на них, хорошо подниматься и спускаться, они снижают нагрузку на колени. И каждый день нас по нескольку раз спрашивали: «А де лижі?» Я отшучивался, что лыжи потерял или они стерлись. Часто звучали вопросы: «Где вы ночуете? Что едите?» Потом: «Сколько вам за это платят?» И обязательно: «Как вас отпустили супруги?» У меня даже появилась идея написать на футболке: «Лыжи потерял. Не спим. Не едим».
*"А де лижі?" — удивлялись местные жители, увидев путешественников с туристическими палками
— Расскажите и нам, где вы ночуете.
— Часто ночуем в палатке. Иногда нам с ночлегом помогают местные власти. Например, в Доброполье — маленьком городке в Донецкой области, я нашел по GPS-навигатору исполком. Пришел туда, объяснил, что мы в экспедиции, и меня сразу проводили к местному голове. В Кировске нас устроили… в пожарной части. А поселковый голова привез пельмени, помидоры, колбасу.
Ночевали в домах культуры, школах и детских садиках, в недостроенной гостинице, в заброшенном доме. Как-то под вечер попросили воды у мужчины по имени Роман, а он узнал, что мы идем ночевать в лес и предложил остановиться в доме, где раньше жила его теща. Мы палатку поставили прямо в комнате, и вдруг в окно стучат соседские дети: «До вас можна?» — «Заходьте!» — «Добрий вечір, ми прийшли з вами познайомитись». Дети принесли хлеб, черничное варенье, это было так трогательно.
Останавливались у хозяев отелей по их приглашению, у друзей и их знакомых. Иногда снимали квартиру, чтобы выстирать и высушить одежду. А еще на нашей страничке в соцсети можно увидеть фотографии, как мы ночуем в заснеженных горах. В Раховском районе Закарпатской области мы преодолевали гору Гутин Томнатек высотой 2016 метров. Это был один из самых напряженных и интересных моментов. И с этой горы я фотографировал Говерлу, которая выше — 2061 метр.
Путешественники признаются, что отложили на экспедицию некоторую сумму, отнюдь не фантастическую. Поэтому стараются обходиться малым.
— Весной мы укладывались в сумму 20 гривен в день на человека, — поясняет Антонина. — Сейчас все подорожало, зато много овощей и фруктов.
— Незнакомые люди предлагали помощь?
— Бывает, продавщицы в сельских магазинах угощают хлебом, колбасой, помидорами, — говорит Игорь. — Как-то в Хмельницкой области возле нас остановился микроавтобус «Мерседес». Водитель спросил, куда мы идем, и… вручил нам 200 гривен: «Ребята, вот вам деньги». В тот же день зашли в кафе. Там узнали, что мы путешественники, и бесплатно накормили обедом. А вечером мэр Хотина (Черновицкая область) поселил нас в спортивной школе!
Каждая область, каждый город и каждое село чем-то нам запоминается, — продолжает Игорь. — Вот в Луганской области есть село Невское, и оно очень похоже на российскую деревню: резные ставни, высокие заборы — и все какое-то обветшалое. В Волынской области нас угощали грибами и картошкой. Львовская область запомнилась шоколадом, в многонациональном Закарпатье мы каждый день пили вино, нас приглашали на дегустации. В Ивано-Франковской области много путешественников благодаря Карпатам. Люди здесь живут на холмах, сосед от соседа метрах в 300—400. Винницкая область запомнилась Лядовским Свято-Усекновенским скальным мужским монастырем и Днестровской ГЭС. Одесская область — это море, бычки и особый колорит, фразы типа: «Сара, а шо ты хочешь?» Херсонская область — дыни, арбузы и оросительные каналы. Из-за дождевальных установок здесь поля не прямоугольные, а круглые. Запорожская область запомнилась Молочным лиманом и уникальным памятником археологии Каменной могилой, целительными родниками села Терпение и памятником Нестору Махно в Гуляйполе…
— Вы видели, как в Житомирской и Ровенской областях варварски уничтожают леса, добывая янтарь?
— Там настоящая «янтарная лихорадка»! Мы наблюдали, как автомобили, мотоциклы, микроавтобусы мчатся наперегонки в лес для того, чтобы занять место и добыть янтарь. Кто-то — руками и лопатой, а кто-то мощными техническими средствами. Мы встречали людей, которые говорили: «Вот мы идем туда на два-три дня и самым примитивным способом намываем янтаря минимум на 500 долларов». Я сейчас говорю не о законности этого промысла, а о том, что остается после старателей. Такими темпами само понятие «лес» скоро исчезнет! Ради наживы люди готовы не только губить деревья, но и убивать конкурентов! Мужчины здесь не улыбаются, смотрят исподлобья на случайных прохожих, в том числе и на путешественников с рюкзаками.
— Дороги в разных регионах страны отличаются?
— Идеальных участков дороги видели всего два. Один — в Одесской области. Сначала идет совершенно разбитая дорога, потом ровнехонькая длиной… пять километров (местные жители объяснили, что ее делал какой-то депутат), и опять колдобины. Другие пять безупречных километров дороги попались в Винницкой области. Пройдя через территорию скального монастыря, мы неожиданно вышли на трассу, словно сделанную для «Формулы-1″! И когда на ней встретили пастуха с овцами, показалось, будто мы в Швейцарии. Даже пошутил: „Только я вижу гладкую дорогу или все ее видят?“ Оказалось, в сентябре 2013 года на 1000-летие Свято-Усекновенского монастыря должен был приехать Янукович, вот и расстарались. А он не приехал.
— Обсуждали с людьми войну на востоке Украины?
— Люди хотят мира. Жители Западной Украины надеются, что станет больше свободы. А в Донецкой области нас часто спрашивали: „Правда ли, что вся Украина думает, что все мы здесь — сепаратисты?“
— Антонина, как путешествие отразились на вашем здоровье?
— Потрясающе! Меня сейчас можно выставлять как рекламный объект для женщин, которые хотели бы помолодеть. Когда я вышла из дому, весила 63 килограмма, сейчас, наверное, 53 кило. А в Игоре было 102 килограмма, а теперь явно меньше 90. Знаете, когда шагаешь по 30 километров в день, ешь очень мало!
— Что самое необычное приходилось есть в дороге?
— Улиток — их же везде можно наловить. Мы готовили их с растительным маслом и чесночком — очень вкусно! Ну, а самой интересной кухней нам показалась закарпатская, традиционное венгерское блюдо бограч-гуляш просто замечательное.
— Какое географическое название вас удивило?
— В Ровенской области зашли в село с названием Будки-Сновидовичские. В нем, похоже, одна-единственная улица, но она названа в честь американского художника, испанца по крови, родившегося на Филиппинах, — Антонио Бланко.
— А улицы Ленина часто встречались на вашем пути?
— Первый раз встретили Ленина без головы — в Белокоровичах Житомирской области. Потом он надолго исчез и вдруг возник в Херсонской области, затем — в Запорожской, — прячущийся в кустах. Он везде указывал на восток, куда мы и шли. И тут р-раз, входим в Донецкую область — а он здесь. Памятники стоят, улицы Ленина есть. Народ их сохраняет. Но кто-нибудь читал его труды?
*"Каждая область запомнилась по-своему, — говорят Игорь Литвиненко и Антонина Полищук. — Одесская — это море, бычки и особый колорит, Херсонская — арбузы и… круглые поля, а в Закарпатской нас постоянно угощали вином!»
Читайте нас у Facebook