ПОИСК
Історія сучасності

В 1992 году первую комнату для возрождавшейся "Могилянки" ее ректор... выиграл у военных в шахматы

7:45 4 листопада 2015
Национальный университет, выпускниками которого были гетманы Иван Мазепа, Филипп Орлик, Иван Скоропадский и многие другие выдающиеся личности, отметил 400-летие

Киево-Могилянская академия начиналась с первого в Киеве учебного заведения — братской школы, которая была открыта осенью 1615 года на Подоле, как считает большинство историков, за средства и на земле, пожертвованные шляхтянкой Галшкой Гулевичевной. Собственно, деньги она дала на создание Киевского братства (организация православных мещан и духовенства), открытие при нем школы и учреждения, которое называлось «шпиталь» (богадельня для нищих и немощных).


*Сегодня в Могилянке учатся около трех с половиной тысяч студентов (фото с сайта zn.ua)

— Через пять лет после основания Киевского Богоявленского братства в него вступил вместе со всем Войском Запорожским гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, — говорит доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия» доктор исторических наук Максим Яременко. — Казаки во главе с гетманом своим авторитетом защищали братство и школу, вносили щедрые пожертвования.

*Максим Яременко: «В академии за лавкой вместе могли сидеть и усатый парубок, и мальчик» (фото с сайта ukma.edu.ua)

РЕКЛАМА

Однако Киевская братская школа по многим параметрам уступала передовым учебным заведениям Речи Посполитой (украинские земли тогда входили в ее состав) — иезуитским коллегиумам и протестанским гимназиям. Программы в них были унифицированы, поэтому можно было, проучившись несколько лет, например, во Львове, продолжить образование в германских или других учреждениях. Напомню, что основатель Казацкого Гетманата гетман Богдан Хмельницкий был выпускником иезуитского коллегиума во Львове. Почему-то бытует мнение, что православных студентов там насильно заставляли принимать католическую веру. На самом деле ничего подобного в начале XVII столетия, когда учился Хмельницкий, не было.

Знаменитый церковный деятель Петр Могила, ставший в 1618 году архимандритом Киево-Печерской лавры, занялся созданием школы по образцу коллегиумов иезуитов. Вначале он отправил одаренных молодых людей учиться в другие учебные заведения. Через несколько лет те вернулись в Киев и составили костяк преподавательского состава школы, которую Петр Могила открыл при Киево-Печерской лавре в 1631 году. Горожанам это не понравилось, они стали угрожать «накормить днепровских осетров профессорами лаврской школы». О том, что это были не пустые слова, свидетельствовала судьба киевского униатского наместника. Казаки грозились «пустить его под лед воды попить» и таки утопили.

РЕКЛАМА

Архимандриту удалось найти компромисс: в 1632 году братскую и лаврскую школы объединили в одну с условием, что новое учебное заведение будет организовано согласно принципам, внедренным Могилой, и разместится на Подоле. Петр Могила, став митрополитом Киевским, до конца своих дней оказывал всевозможную помощь своему детищу. В 1658 году это учебное заведение получило университетский статус.

— Студентам нужно было платить за учебу?

РЕКЛАМА

— Образование было бесплатным, как и в иезуитских коллегиумах. Однако не каждый мальчик или юноша мог позволить себе учиться, ведь им самим приходилось заботиться о том, где взять средства на хлеб насущный. Впрочем, для малоимущих студентов имелась бурса — общежитие. Поначалу это здание было без фундамента, и когда таял снег, шли дожди, в помещениях собиралась вода, становилось очень сыро, студенты болели. С питанием им отчасти помогали нищие — попрошайкам предоставляли кров в бурсе, и они делились милостыней. Во второй половине XVIII века митрополит Самуил Миславский немало сделал для улучшения жизни в бурсе: была нанята кухарка, готовившая еду для студентов, открыта больница. На содержание общежития стали выделяться деньги. Рассматривалась идея взять на работу прачку, однако в академии от задумки отказались: были такие студенты, которые не имели даже сменного комплекта вещей.

Старшекурсники (студенты школ философии и теологии) по рекомендации профессоров могли получить место инспекторов (репетиторов) для детей богатых родителей. Это было сродни счастливому билету: хозяин дома предоставлял комнату и питание, так что на еду тратиться не приходилось. За год инспектор мог получить до 30 рублей — сумму, достаточную для покупки дома в селе. На время работы старшекурсник прерывал учебу. Но студенты имели право год или несколько лет не появляться в академии, а потом вновь вернуться к занятиям. Однако такая возможность не предоставлялась детям священников: церковь заботилась о воспитании династий духовных пастырей. Если попович не появлялся к началу учебного года, его считали «втікачем». Но, несмотря на запреты, дети священнослужителей поступали так же, как и сыновья светских родителей.

— Сколько лет учились в Киево-Могилянской академии?

— По-разному: профессора проводили с новичком собеседование и решали, на какой курс его зачислить. Если он не владел латынью, являвшейся языком науки, нужно было начинать с ее изучения в грамматических классах, на которые отводилось четыре года. Каждый курс имел свое название: «фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима». За эти четыре года студенты должны были овладеть латынью настолько хорошо, чтобы на последующих курсах слушать лекции на языке науки. Поэтому они были обязаны общаться на латыни даже на переменах. Использовался такой педагогический прием: тому, кто произнесет хоть слово на украинском, вручали специальную табличку или сверток бумаги. Студент, получивший такой знак, старался от него избавиться, передав кому-либо из товарищей. Мог, например, подойти к зазевавшемуся однокашнику и спросить на латыни, как перевести то или иное слово на украинский язык. Если уловка срабатывала, «клеймо» переходило к другому парню. Тот, у кого оно оказывалось в конце дня, подвергался наказанию.

После грамматических классов студенты год учили пиитику — теорию стихосложения, а также практиковались в ее применении. Считалось, что образованный человек должен уметь написать стих: к празднику, свадьбе, похоронам… На следующем курсе изучали риторику — ораторское искусство. Многие на этом ставили точку в своем образовании. Но часть студентов продолжала обучение еще шесть лет: два года в школе философии и еще четыре — в школе теологии. Таким образом, полный срок обучения составлял 12 лет.

В рамках названных курсов студенты получали знания и по другим дисциплинам, прежде всего по истории и географии. Ведь в произведениях античных авторов, которые входили в программу, содержалось много сведений по этим двум предметам. В философской школе давали некоторые знания по анатомии и медицине. В XVIII веке в программу включили немецкий, французский, древнегреческий и староеврейский языки. Изучали математику, алгебру и геометрию, которые в начале XVIII века преподавал Феофан Прокопович, ставший впоследствии известным церковным и государственным деятелем Российской империи.

— С какого возраста принимали в академию?

— Это вопрос не регламентировался (так в XVII—XVIII вв.еках было во всех учебных заведениях Европы), поэтому за одной лавкой могли сидеть и усатый парубок, и мальчик.

— У студентов Могилянки была униформа?

— Нет. Каждый ходил на занятия в чем хотел. Но во внутренней инструкции академии за 1734 год был пункт, требующий от студентов выделяться не богатством нарядов, а прилежанием в учебе.

В период наибольшего расцвета академии — во второй половине XVIII века — в ней одновременно училось до полутора тысяч человек! Ее выпускниками были десятки выдающихся деятелей Украины: Иван Мазепа, Филипп Орлик, Иван Скоропадский и многие другие. В ней, как считают некоторые историки, учился известный российский ученый и поэт Михайло Ломоносов.

— Наверняка студенты закатывали веселые пирушки?

— Конечно. Даже во времена Киевской духовной академии (в это учебное заведение были реформированы Могилянские школы в 1819 году) у студентов была традиция устраивать так называемую генеральную выпивку. Ее организацией занимались второкурсники. Приготовления хранились в строжайшей тайне. Когда спиртное и закуска были запасены в достаточном количестве, объявляли дату генеральной выпивки, и все студенты академии собирались на третьем этаже, который называли «Афон». Смысл гулянья был в том, чтобы первокурсники со всеми познакомились, влились в коллектив. За столом проводились интеллектуальные диспуты, завершавшиеся хоровым пением, будившим среди ночи жителей Подола. Кстати, хор духовной академии был одним из лучших в Киеве.

В ночь генеральной выпивки несколько студентов, которых назначали «санитарами», оставались совершенно трезвыми, чтобы в случае необходимости доставить в больницу тех, кто перебрал спиртного.

Квартира инспектора, следившего за поведением студентов, находилась на первом этаже. Понятно, что этот человек не мог не слышать, что происходило на «Афоне». Однако в эту ночь он не осмеливался подниматься к своим подопечным. Зато утром проводил самую тщательную в году проверку присутствия студентов на молитве. Поэтому все, кто мог держаться на ногах, в обязательном порядке на нее являлись. А отсутствующие затем предъявляли справки из лазарета, куда их доставили студенты-«санитары». Традицию генеральных выпивок удалось прервать одному из инспекторов в самом конце XIX века: он убедил студентов, что будущим деятелям церковного ведомства не к лицу устраивать столь специфические увеселения.

— Интересно, какие спиртные напитки были популярны в прошлые века?

— Сливянка, вишневка, грушовка, зубровка и другие настойки и наливки, конечно же, пиво, брага, горилка и водка. Горилка тогда была не 40-градусной, как сейчас, а гораздо более мягкой. Хотя готовили и весьма крепкий напиток, который назывался «выморозок». Его делали зимой, поскольку по технологии требовалось выставить продукт на определенное время на мороз. Это позволяло удалить часть воды, и крепость увеличивалась градусов до шестидесяти, а то и больше.

Студенты, у которых водились деньги, могли побаловать себя дорогостоящими английским пивом, шампанским, немецкими, венгерскими и крымскими винами. Нужно понимать, что в прошлые века отношение к потреблению спиртного заметно отличалось от современного. Это показательно иллюстрирует замечание нашего выдающегося философа Григория Сковороды, написавшего, что было бы удивительно, если бы лесорубу, который весь день на морозе валил лес, дали стакан молока, так же, как если бы младенца напоили водкой. В его времена не считалось зазорным преподнести любимым профессорам спиртное, выпить с ними после интересного диспута. Кстати, многие лекарственные средства минувших эпох представляли собой спиртовые настойки тех или иных целебных растений.

— В академии практиковались телесные наказания?

— Конечно, как и в учебных заведениях Европы. Были разные способы физического воспитания. Если парня отхлестали розгами или даже батогами без свидетелей, то это не считалось таким унизительным, как публичная порка. К ней руководство прибегало за особо серьезные проступки.

— Это правда, что царь Петр I насильно забирал кадры из Киево-Могилянской академии?

— При нем большое количество ее выпускников перебралось в Россию. Ведь бурно развивавшаяся империя нуждалась в образованных, мыслящих по-европейски людях. Революционные перемены при царе-реформаторе делались за счет широчайшего привлечения иностранцев. Так, среди офицеров армии, врачей, ученых превалировали немцы. На втором месте по численности медиков были украинцы. Наших соотечественников активно привлекали к работе в государственных органах. Самый яркий тому пример — украинский шляхтич из казаков Александр Безбородько, дослужившийся в конце XVIII века до канцлера империи (наивысший чин в табели о рангах. — Авт.). Канцлером также стал его племянник, украинский шляхтич Виктор Кочубей.

Выпускники Могилянки занимали ключевые посты в церковной иерархии российских епархий.

— После захвата в 1920 году Украины большевиками Могилянку закрыли, потому что это было церковное учебное заведение?

— Киевская духовная академия просуществовала до 1924 года. В ее зданиях затем размещались общежития и различные организации. В Староакадемическом корпусе многие десятилетия был филиал Научной библиотеки АН УССР имени Вернадского. В 1960 годы власти Киева вынашивали план снести комплекс зданий академии и построить на их месте хрущевки. К счастью, писатель Олесь Гончар, преподаватели Киевского политехнического института и другие представители интеллигенции сумели помешать этому. В 1967 году в помещениях академии разместили Киевское высшее военно-морское политическое училище, готовившее политруков для четырех флотов СССР. Когда после провозглашения независимости Украины государство приняло решение возродить Могилянку, училище не хотело съезжать. Его начальник любил шахматы. Вячеслав Брюховецкий сыграл на этом: взял с моряка слово офицера, что если тот проиграет ему шахматный матч, то академия получит одну из комнат. Брюховецкий в 1992 году одержал победу и таким образом отвоевал первые квадратные метры. Последний военный моряк покинул наши стены через четыре года — в 1996-м.

3381

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів