Константин Линартович: "Каким Богдан Хмельницкий был внешне, никто не знает"
Богдан Хмельницкий — самая масштабная роль известного актера, режиссера и мастера дубляжа Константина Линартовича. На роль ключевой личности в истории украинской государственности режиссер картины Валерий Ямбурский утвердил актера сразу. Фильм снят по сценарию Виктора Веретенникова. Как признался писатель, к этой работе он подбирался десять лет.
Съемки начались осенью 2013 года. Бюджет фильма составил 12 миллионов гривен. Для фильма были специально разработаны и изготовлены съемочные павильоны, сшиты 350 костюмов. Для исполнения конных трюков пригласили профессиональных каскадеров.
На съемках заметно экономили на массовых батальных сценах, но актерское мастерство и красота украинских пейзажей компенсируют это. Снимали в замках Западной Украины: Олесском, Свиржском, Золочевском, а также в Киево-Печерском заповеднике. Роль сына Богдана Хмельницкого — Тимоша — сыграл актер Ровенского музыкально-драматического театра Станислав Лозовский, а образ врага гетмана Николая Потоцкого воплотил Орест Гарда, ведущий актер Львовского театра имени Марии Заньковецкой. Роль Тугай-бея сыграл Дмитрий Линартович, которого специально вызвали со службы в Вооруженных Силах Украины.
Как говорит сам режиссер, он вовсе не пытался воссоздать исторические факты, а по-новому показывает образ Богдана Хмельницкого — отца, мужа, влюбленного мужчины, его трагические отношения с полькой Геленой.
*Богдан Хмельницкий — самая масштабная роль известного актера Константина Линартовича. Кадр из фильма «Гетьман»
— Сейчас мы по-другому смотрим на личность Богдана Хмельницкого, в жизни и деятельности которого осталось много белых пятен, — рассказывает 63-летний Константин Линартович. — На самом деле Хмельницкий не подписывал никаких договоров с Россией. Он не пошел под ее протекторат. Это было военное соглашение, названное Переяславской Радой, а не то, что потом раздула советская пропаганда. Соответственно, и предательства со стороны гетмана не было.
— Как вы получили эту роль?
— Ну, как всегда, случайно. Так получилось, что с кино давно порвал отношения. В сериалах принципиально не снимался, мне это было неинтересно. А вот в последнее время начался подъем — сыграл генерала в «Затерянном городе» Виталия Потруха, затем были небольшие роли в других украинских фильмах. В основном занимаюсь дубляжом, пишу сценарии. На серьезные роли в кино не рассчитывал. Собирался ехать отдыхать, и вдруг за два дня до отъезда звонит телефон: «Приезжайте, пожалуйста, на Киностудию Довженко». Там я встретился с режиссером Валерием Ямбурским, он мне дал кучу текста, который за пять минут нужно было выучить. Одели меня и говорят: «Давай пробы сделаем». Я предложенный текст выкинул и сказал, что этого говорить не буду…
— Вот так с порога характер показали?
— Понимаете, там было очень много написано как для проб и слишком уж литературным языком. Не думаю, что Хмельницкий именно так выражался. Я люблю натуральность, у меня просто аллергия на литературщину. Исправил текст на свое усмотрение, сказал буквально пять предложений, саму суть — то, что мне лично болит и, думаю, болело у Богдана. Это была сцена встречи гетмана с послами, во время которой он объявил о создании государства Украина.
Мне сказали: «Спасибо, до свиданья, мы вам перезвоним». Это стандартные фразы, после которых, как правило, ничего не происходит. Я спокойно отправился домой собирать чемоданы. Но не успел доехать до дома, как мне позвонили.
— В фильме вы мастерски скачете на лошади, владеете саблей, в общем демонстрируете отличную физическую форму. Как готовились к съемкам?
— Моей настольной книгой был роман в стихах Лины Костенко «Берестечко». Это колоссальное психологическое исследование, которое погружает в то время, раскрывает личность Богдана Хмельницкого. Также пытался собрать о нем максимальное количество информации. Каким гетман был внешне, точно никто не знает. Говорят, художники писали его портрет по памяти. Фотографических рисунков нет. С одной стороны, мне было тяжело создавать этот образ, с другой — оказалось много пространства для фантазии.
Все трюки в фильме я выполнял без дублера. С детства езжу верхом. В картине «Закон» тоже лихо скачу на лошади. Мне кажется, Валерий Ямбурский нашел главное в образе Хмельницкого, показав в нем баланс личностных и государственных качеств. Похищение любимой Гелены, сожжение хутора Суботова и стало личностными мотивами войны Хмельницкого против поляков. Им двигала обида, чувство мести. Из обычного сотника он стал великим полководцем, создавшим независимую Украину. Его разрывали чувства — любовь к женщине и государственный интерес. И он предпочел последнее. Такой личности, как Богдан, очень не хватает современной Украине.
— Что было самым сложным во время съемок?
— Нагрузки были большие, мы работали на площадке по 16 часов плюс переезды. В таком режиме прожили два месяца. Снимали без остановок, чтобы уложиться в бюджет. Если бы сделали перерыв, не известно, чем бы дело закончилось. Вон Михаил Ильенко не может никак снять «Толоку» — это просто смерть для режиссера, душа разрывается. На площадке находились опытные каскадеры, которые подсказывали, как правильно делать. Сложнее всего было эмоционально прожить жизнь Богдана.
— Как получилось, что ваш сын Дмитрий, который сейчас служит в армии, смог сняться в картине?
— Он сыграл крымского хана Тугай-бея. Его пригласили на эту роль еще до мобилизации. Потом возник один ирано-чешско-украинский проект. Режиссер и продюсеры из Чехии попросили наше Министерство обороны отпустить Дмитрия на какое-то время, сейчас он заканчивает съемки в этой картине. Это художественный фильм про нас, про АТО. Сын играл, по сути, самого себя: раненый солдат возвращается из зоны АТО на реабилитацию и влюбляется.
— Почему его мобилизовали?
— Дмитрий служил в пограничных войсках. А теперь его почему-то отправили в артиллерию. Мы смеялись, вспоминая песню: «Какой ты, на хрен, танкист, у тебя ведь папа пианист?» Такое впечатление, что набирают военных не по их профилю, а наугад. Когда Диме пришла повестка, я хотел что-то предпринять. Он же актер, а не солдат, тем более, снимался тогда у Ильенко в «Толоке». Но сын сказал: не надо никуда звонить, пойду служить.
Сначала он был на военном полигоне возле Ровно. Мы с Михаилом Ильенко ездили туда, показывали ребятам фильм «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». Купили арбузы, витамины всякие и поехали. Актовый зал был просто забит солдатами. Они даже не подозревали, что Дима актер. После просмотра приходили, говорили ему: «Ты что тут делаешь?» После той поездки о мобилизации Димы узнали журналисты, сделали репортаж, вышли статьи в газетах.
— Как это повлияло на судьбу сына?
— Он продолжает служить. Только теперь его переводят в военное телевидение. До лета будет служить, может, снимет что-то.
— За что вас называют отцом украинского дубляжа?
— Я ведь как режиссер начал дубляж иностранных фильмов в Украине. Сколько их было, даже сложно вспомнить. Сейчас пишу сценарий собственной картины, а для поддержания актерской формы иногда что-то озвучиваю.
— Вы же собирались стать военным. Как оказались актером?
— В 14 лет поступил в Суворовское училище, потом бросил… Пошел в культурно-просветительское на дирижера учиться. Тоже бросил, как и Высшее Одесское мореходное училище. Родители поддерживали мои начинания и тайно мечтали, что я продолжу семейную медицинскую династию. Папа был ветеринарным доктором, делал уникальные операции. Мама врач, дедушка тоже ветеринаром работал. Но ни старший брат, ни сестра, ни я не выбрали этот путь. Тем не менее на нас не давили, когда мы пробовали себя в той или иной профессии. Еще в детстве, где-то в глубине души, наверное, на подсознательном уровне, мечтал о кино. Папа рассказывал такую историю. Когда мне было четыре годика, бабушка уже лежала прикованная болезнью к постели, а я пытался ее развлекать. Переодевался в разные наряды, пел песни, «играя» на венике, дурачился и даже фокусы показывал. Бабушка так хохотала, что просила отца унять меня. «Заберите его, — говорила, — а то я раньше времени Богу душу отдам».
Тайно бегал на сеансы, а когда учился в Одессе, ходил в театр. Садился в кресло и будто проваливался, проживал вместе с актерами их роли. «Собака на сене» — первый спектакль, который я посмотрел.
Пацанами создали в Николаеве вокально-инструментальный ансамбль, пели в парке на концертной площадке. Параллельно с нами Саша Серов тогда работал. Но музыкальная карьера не сложилась — меня забрали в армию. Кстати, именно во время службы в Чехословакии я и решил стать актером. Проявилось мое мастерство импровизации, веселил ребят, рассказывал смешные истории, придуманные на ходу.
— Правда, что в армии вы получили серьезную травму?
— Я служил в специальной роте, сопровождавшей войска на полигон. С тех пор так и осталась привычка запоминать все детали, вплоть до номеров проезжающих мимо машин. И вот мы возвращались с ребятами из очередных учений, водитель, видимо, от усталости, уснул за рулем, и мы перевернулись на БТРе. Ребята получили серьезные переломы, хорошо хоть боеприпасы, которые везли, не разорвались. Я же получил серьезную травму лица, врачи буквально собрали мой нос по частям. Во время лечения в госпитале в Карловых Варах мне было скучно, поэтому почти все время проводил в библиотеке. Перечитал Станиславского, начал Таирова. Но с первого раза поступить не удалось, военная дикция помешала. За три года мы же не слышали нормальной речи, только военные команды. Но потом позанимался и таки добился своего.
— Почему после окончания вуза отправились в Крым?
— В Киеве в то время нечего было делать. Спектакли ставили только про партийные заседания, сталеваров, которые выполняют планы. Поэтому, когда меня пригласили в Крым, поехал не раздумывая. Симферопольский русский драматический театр ставил классику, гастролировал. Кроме того, мне комнату в общежитии пообещали, а для женатого мужчины это был немаловажный фактор. Три года прослужил в этом театре, пока меня не позвали в Киев, где создавался Молодой театр. Так и остался в столице.
— Вы сказали, что пишете сценарий своего фильма. О чем эта картина и когда мы ее увидим?
— Все упирается в финансы. История давно сложилась у меня в голове, работаю над ее завершением. Когда был главным режиссером театра Вооруженных сил, много общался с высокими военными чинами, поэтому и сценарий мой строится на жизненном опыте, правдивых фактах. В период сокращения армии очень много падлюк остались служить, а хороших офицеров уволили, просто выгнали. Я хочу рассказать о судьбе двух уволенных офицеров, лучших друзей, дороги которых разошлись. Один из них стал киллером и получил заказ уничтожить своего бывшего сослуживца, ставшего успешным бизнесменом.
— Что означает серьга у вас в ухе?
— Это давняя история. Сын Дмитрий сказал: «Папа, если я поступлю в театральный институт, мы проколем себе уши». Он поступил, и мы сдержали слово. А вот в честь премьеры «Гетьмана» купил себе подарок — часы украинского производства с тризубом на циферблате.
3710Читайте нас у Facebook