"Если национальная валюта девальвирует до 25 гривен за доллар, то литр бензина будет стоить около 23 гривен"
Цены на украинских автозаправках после довольно длительного периода стабильности поползли вверх. Горючее подорожало пока не столь существенно и не везде, но, похоже, этот процесс уже не остановится. Только за прошлые выходные на многих столичных АЗС стоимость бензина выросла на 20 копеек. Вчера средняя по стране цена литра А-95 составляла 19 гривен 47 копеек, дизельного топлива — 17 гривен 6 копеек, сжиженного газа — 10 гривен 60 копеек.
Прогнозы экспертов разнятся. Одни говорят, что уже к началу следующего года бензин подорожает на гривню, другие — что на 2—3 гривни. Но большинство сходится на том, что рост цен на топливо продолжится. Если, конечно, стоимость нефти на мировых биржах резко не обвалится до 20 долларов за баррель. Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.
— Причина постепенного роста стоимости горючего на заправках одна — снижение курса национальной валюты. Да, речь не идет о каких-то резких скачках курса, но если проанализировать ситуацию, то за последние пару месяцев курс доллара плавно вырос с 21—22 гривен до 24 гривен, и не за горами уже курс 25 гривен за доллар. А это около 10 процентов. Кроме того, операторы топливного рынка вновь начали жаловаться на дискриминационные условия доступа к покупке валюты и немотивированные отказы со стороны Нацбанка в ее приобретении. Все эти факторы создавали напряженность, которая рано или поздно должна была вылиться в рост цен на заправках.
— Почему курс национальной валюты настолько важен при формировании стоимости топлива?
— При существующей системе налогообложения каждая копейка в курсе доллара — это копейка в стоимости литра бензина. На гривню дорожает доллар — на гривню дорожает бензин. Все наше топливо импортное, а значит, валютный товар. 50 процентов его стоимости — это закупочная цена, 40 процентов — налоги, которые рассчитываются в валюте. И только 10 процентов стоимости, то есть прибыль операторов рынка, рассчитываются в гривне. Соответственно, существует прямая зависимость цены горючего от курса национальной валюты, так же, как цены импортных автомобилей или бытовой техники.
Особенность топлива в том, что его стоимость в рознице меняется не сразу: с момента изменения курса валюты или закупочных цен есть некоторый временной промежуток. В течение нескольких месяцев у операторов топливного рынка была неплохая маржа как раз благодаря относительной стабильности валютного курса. Поэтому они какое-то время, несмотря на медленную девальвацию гривни, могли позволить себе удерживать цены на заправках за счет снижения собственной прибыли. Сейчас этот запас прочности исчерпан, и мы видим начавшийся рост розничных цен на горючее.
Что касается прогнозов, то могу привести простой расчет. При существующем уровне налогообложения и стоимости нефти розничная цена литра бензина должна составлять около 90 центов, дизельного топлива — 85 центов. Если у нас доллар стоит 24 гривни, то литр бензина А-95 должен стоить от 21 гривни 50 копеек до 22 гривен. Если национальная валюта девальвирует до 25 гривен за доллар, то литр бензина будет стоить от 22 гривен 50 копеек до 23 гривен, дизтоплива — чуть более 21 гривни.
— Но сейчас наблюдается снижение цены нефти на мировом рынке. Как это отразится на стоимости горючего в Украине?
— Валютный фактор влияет на 90 процентов розничной цены топлива, а нефтяной фактор — только на 45—50 процентов цены. Естественно, что валютные колебания оказывают гораздо большее влияние. Если стоимость нефти снизилась на 5 процентов, то в цене топлива снижение составит 2,5 процента. А если иностранная валюта по отношению к гривне подорожала на 10 процентов, то это уже плюс 9 процентов к цене горючего. Да, падение стоимости нефти оказало влияние. Но если бы его не было, то розничная цена в Украине выросла бы еще больше.
— Нередко правительственные чиновники и некоторые эксперты заявляют о сговоре на рынке и призывают Антимонопольный комитет повлиять на операторов, завышающих цены. Сговор существует?
— В чем преимущество и одновременно недостаток топливного рынка Украины? Мы полностью зависим от импорта и вынуждены закупать топливо за рубежом. С одной стороны, зависим от валютного курса. С другой стороны, имеем четкое и прозрачное ценообразование. Знаем цену топлива, добавляем налоги и видим стоимость, по которой горючее поступило на наш рынок. В этой ситуации у легального бизнеса нет сверхприбылей, потому что все прозрачно. Кроме того, такого конкурентного рынка, как в Украине, нет нигде в Европе. Там нет такого количества крупных и мелких операторов, такого количества заправок. Другой вопрос, что у нас не все операторы работают честно и продают качественное, легальное топливо. Именно проблема «бодяги» сейчас стоит острее всего, и именно нелегальная торговля, а не мнимый сговор нефтетрейдеров, наносит огромный урон государству.
Могу ответственно заявить, что минимум 20 процентов рынка, то есть каждый пятый литр топлива, находится в тени. Как правило, это горючее, произведенное кустарным способом, и с него не уплачены налоги. К сожалению, государство пока недостаточно борется с этим явлением. Отсутствует четкий учет и контроль качества. Мне кажется, что Антимонопольному комитету нужно в первую очередь обращать внимание на заправки, которые торгуют горючим по явно заниженным ценам. Пусть комитет поинтересуется, как им такое удается? Ведь это признак неуплаты налогов и к тому же прямое нарушение конкуренции на рынке.
Сейчас все добросовестные операторы рынка и эксперты возлагают большие надежды на законопроект об усилении контроля над налогообложением нефтепродуктов. Документ сейчас находится в финальной стадии подготовки и в ближайшее время будет вынесен в сессионный зал парламента. Законопроект предусматривает введение системы акцизных накладных, которые будут регистрироваться в едином реестре. В этом случае нефтетрейдер не сможет продать в розницу больше под-акцизных товаров, в частности горючего, чем ранее приобрел оптом и за которые уплатил налоги. Если же такой «лишний» объем возникнет, то система автоматически потребует доплатить налоги. Кроме того, появится обоснованный повод проверить деятельность этой фирмы.
А пока автомобилисты должны понимать, что если на какой-то заправке литр горючего стоит на 2 или более гривни дешевле, чем в крупных сетях, то это «бодяга». А значит, ни о каком качестве продукта речь не идет. Такого разлета цен на легальном рынке не бывает. В Европе разница в стоимости литра горючего на заправках может составлять 3—4 евроцента (около 1 гривни). Но даже такое небольшое различие зависит лишь от того, какая это заправка — автоматическая или с обслуживающим персоналом.
1220Читайте нас у Facebook