ПОИСК
Події

«броня толста, как шматок украинского сала», — в шутку говорили инженеры о легендарном танке «т-34»

0:00 12 серпня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Шестьдесят шесть лет назад во время Курской битвы против грозной немецкой техники вышли советские «тридцатьчетверки». Одним из создателей знаменитого танка был украинский конструктор Афанасий Фирсов

Небывалая по ожесточению и упорству Курская битва длилась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года, и ознаменовала коренной перелом в ходе Второй мировой войны. В решающий момент битвы произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой. Против грозных немецких «тигров» и «пантер» тогда вышли советские танки «Т-34», маневренность которых и помогла выиграть бой.

Одним из создателей легендарной «тридцатьчетверки», признанной лучшим танком Второй мировой, был наш земляк, уроженец Бердянска Запорожской области, Афанасий Фирсов. Об этом человеке, ставшем жертвой сталинских репрессий, долго не вспоминали.

На одном из совещаний Сталин негромко спросил: «Не многовато ли поломок?»

«Отцом» легендарного советского танка официально считается Михаил Кошкин. Но фундамент успеха заложил его предшественник — украинский инженер-конструктор Афанасий Фирсов. Инженер Василий Васильев в своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» отмечает: «Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка «Т-34» исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года Афанасия Фирсова. Но основы для создания «Т-34», его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены еще при Фирсове». При нем же решалось, сколько миллиметров должна составлять толщина брони маневренного танка. «Броня толста, как шматок украинского сала», — шутили потом заводские инженеры-конструкторы…

В Бердянске и сегодня стоит старинный двухэтажный особняк, в котором когда-то жила большая (14 детей!) семья купца Осипа Фирсова, отца будущего советского конструктора.

РЕКЛАМА

- Отец, владевший восемью домами и несколькими магазинами, настаивал, чтобы сын Афанасий пошел по его стопам, — рассказывает бердянский краевед Евгений Денисов.  — Однако тот проявил характер. После окончания железнодорожного училища пожелал продолжить образование за границей. Сначала окончил высшую техническую школу в Германии, а затем политехнический институт в Цюрихе (Швейцария), где специализировался на дизелях. Получив образование, пошел на швейцарский завод рядовым сборщиком, а через некоторое время стал инженером-конструктором.

После революции Фирсов был главным механиком завода «Красная Этна», работал в Николаеве, затем в Ленинграде, на заводе «Русский дизель». Там в 1930 году его обвинили в участии во вредительской группе и арестовали.

РЕКЛАМА

- В тюрьме, насколько я знаю, Афанасий Осипович пробыл недолго?

- Да, вскоре из мест изоляции его перевели на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (сегодня ПО имени Малышева). Именно этот завод в 1931 году получил правительственный заказ на создание танка нового поколения. Конструкторское бюро возглавил 48-летний Афанасий Фирсов. При нем были созданы быстроходные танки «БТ-5» и «БТ-7». В 1935 году Фирсов был награжден одной из высших в то время наград — Почетной грамотой Центрального Исполнительного Комитета СССР. Под его руководством в короткие сроки в КБ рассмотрели несколько решений по созданию новой коробки передач, облегчающей маневренность танка. И приступили к созданию новой боевой машины, оснащенной дизелем мощностью 400 лошадиных сил. В то время Афанасий Фирсов был самым опытным из советских инженеров и единственным, кто получил очень хорошее техническое образование. Впрочем, это обстоятельство стало роковым: на «буржуазного спеца с опытом работы за рубежом» пришла анонимка…

РЕКЛАМА

На испытаниях танков происходил сбой за сбоем. И Сталин на одном из совещаний негромко спросил: «А не многовато ли поломок в коробках скоростей?» Массовый выход из строя этого узла был вызван неправильной эксплуатацией (машины на испытаниях «приучали» к прыжкам). Но слова вождя истолковали в духе времени, и в 1937 году директор Бондаренко и главный конструктор Фирсов были арестованы по обвинению во вредительстве и расстреляны. Реабилитировали Афанасия Фирсова в 1956-м. Однако до конца 1980-х годов его имя в печати и исследовательских работах не упоминалось.

- После Фирсова, — продолжает рассказ Евгений Денисов, — КБ Харьковского завода возглавил Михаил Кошкин, под руководством которого была закончена работа над созданием нового маневренного колесно-гусеничного танка с дизельным двигателем «Т-34».

«Тридцатьчетверки» превосходно проявили себя на Курской дуге, в танковом сражении под Прохоровкой. Фашистские «тигры» и «пантеры» обладали более крупным калибром и большой дальнобойностью. Сперва с безопасной для себя дистанции они расстреляли наши танки, в считаные минуты сгорели две танковые бригады. Но в бой вступили «Т-34». Используя свою удивительную маневренность и «верткость», они смогли сломить фашистские броневые машины…

В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии назвал английскую линейную пушку, немецкий самолет «мессершмитт» и советский танк «Т-34». «Однако, — добавил Черчилль, — если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк».

Танк «Т-34» стал самым массовым в мире, состоял на вооружении 46 государств и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки. Несколько лет назад в подмосковной деревне Шолохово открылся единственный в мире музей, посвященный истории танка «Т-34», в экспозиции которого есть материалы и о нашем земляке Афанасии Фирсове.

Когда отца объявили врагом народа, дочь от него не отказалась

- Дочь Фирсова Ольга Афанасьевна тоже, кажется, оставила свой след в истории Великой Отечественной войны?

- Точнее, в истории блокадного Ленинграда, — говорит Евгений Денисов.  — Родилась она в 1911 году в Швейцарии, где работал тогда отец. Афанасий Фирсов с ранних лет брал девочку с собой в горные походы, увлечение альпинизмом осталось у дочери на всю жизнь. Кстати, когда отца объявили врагом народа, Ольга от него не отказалась и не поменяла фамилию даже после замужества.

В сентябре 1941-го немецкая артиллерия стала обстреливать Ленинград, используя в качестве ориентиров золотые купола самых высоких архитектурных сооружений. Было решено срочно замаскировать шпили Петропавловского собора, Адмиралтейства и купол Исаакиевского собора. Для этого привлекли группу альпинистов, которую возглавила Ольга Фирсова. Верхолазы, работая даже под вражеской бомбежкой и обстрелами, покрыли шпиль Петропавловки и купол Исаакия эмалевой краской, а на шпиль Адмиралтейства надели чехол. Благодаря маскировке немцы «потеряли» свои артиллерийские привязки, прицельный огонь сократился. Были спасены жизни многих ленинградцев и ценные архитектурные и культурные памятники города.

Ольга Фирсова проработала всю войну, а в сентябре 1945-го участвовала в демаскировке шпилей. После войны долгие годы Ольга Афанасьевна жила с мужем и дочерью в тесной комнате ленинградской коммуналки. Когда ее дочь вышла замуж за работающего в Берлине американца, уехала вместе с ней за границу. Умерла 95-летняя участница обороны Ленинграда 10 ноября 2005 года в Германии, но похоронили ее в Петербурге…

Написать отзыв о статье 

694

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів