На еврейский новый год готовят яблоки в меду — чтобы в дальнейшем жизнь была сладкой
В Умани, где находится могила цадика (праведника) Нахмана, около двадцати тысяч паломников-хасидов сегодня отмечают Рош а-Шана (буквально — «голова года») — еврейский Новый год. Облачившись в белые одежды, они молятся. После этого все веселятся — танцуют и поют, — а затем садятся за праздничный стол с кошерными блюдами. Яства традиционные, главные из которых яблоки с медом (чтобы жизнь была сладкой) и голова барана, козы или рыбы (дабы быть во главе, а не в хвосте). Большую часть продуктов паломники привезли с собой, а готовят повара, получившие на это благословение раввина.
Для паломников разбили палаточный городок
В Умани «ФАКТЫ» побывали накануне Рош а-Шана. Уже на окраине города были видны вереницы автобусов и паломники, разгружающие свои вещи. На тротуаре с отрешенным видом стоял местный житель — мужчина лет пятидесяти. Останавливаемся поговорить.
- Постояльцев высматриваете? — обращаемся к нему.
- А с чего бы я просто так стоял, — не глядя на нас, заявил собеседник. — Только на этот раз людей надо нормальных подобрать. В прошлом году взял молодых. Хлопцы вроде воспитанные, да только стекло в ванной побили и корпус новехонького холодильника помяли! Так что сейчас ищу хасидов степенных, лет 45-50.
- А сколько денег с них возьмете?
- Сдам жилье недорого, это же окраина города. Долларов по 100-120 за койку. Хасиды здесь не очень-то охотно селятся — стремятся ближе к могиле цадика квартиру снимать. Но там и цены гораздо выше. У меня хата небольшая, поэтому приготовил для паломников всего семь коек. Мы с женой на время еврейского Нового года в сарайчик переселимся, а детей отправим к родственникам.
Следующую остановку делаем примерно через километр, возле палаточного городка, разбитого специально для паломников. У его входа дежурят несколько десятков милиционеров, по улице курсирует наряд правоохранителей на велосипедах. В самом лагере за порядком следят хасиды.
- Здесь селиться не престижно, — рассказал нам один из паломников. — Хотя условия нормальные, есть где заночевать, умыться, работает столовая. Но те, кто побогаче, ищут жилье в городе. А здесь что? Окраина. До могилы цадика минут сорок шагать.
В это время подъехала пожарная машина. Спасатели, развернув шланг, стали поливать проезжую часть улицы. Это оказалось весьма кстати — асфальт укрыт слоем грязи, проезжающие автомобили поднимают столбы пыли.
Дальше едем с милицейским эскортом — иначе без пропуска в район, прилегающий к могиле цадика, мы не попали бы. За несколько сотен метров до места погребения праведника вывески на магазинчиках, лавчонках, таблички с названиями улиц в эти дни на иврите. Из динамиков льется задорная еврейская музыка. Много милиции. Вообще там не менее оживленно, чем на Крещатике. Чтобы попасть на территорию этого микрорайона, местным жителям выдают спецпропуска.
- Мой рабочий инструмент — тачка, — говорит молодой крепкий парень, представившийся Николаем. — Хасиды приезжают с большим количеством вещей — вот я и развожу их чемоданы, сумки, баулы по квартирам, которые они здесь снимают. Долларов пятьдесят в день зарабатываю. А за разрешение оказывать услуги паломникам заплатил государству сто гривен налога.
- А как ты общаешься с паломниками, иврита ведь не знаешь?
- Несколько нужных фраз выучил. Хасиды приезжают в Умань уже лет двадцать, поэтому многие местные жители уже переводчиками подрабатывают: договариваются с паломниками о найме жилья и провожают их к владельцам квартир. За это получают неплохие комиссионные — десять процентов от суммы аренды.
«Некоторые владельцы квартир зарабатывают по 2000-2500 долларов»
Подхожу пообщаться к продавцу телефонных карточек.
- Это улица Пушкина, квартиры здесь считаются среди паломников самыми престижными, потому что до могилы цадика отсюда рукой подать, — рассказал мой собеседник, представившийся Сергеем. — Цены на жилье заоблачные — 200-250 долларов за койку. Это на те несколько дней, пока хасиды находятся в Умани. В трехкомнатной квартире ставят в среднем по 12 железных коек. Чтобы они поместились, хозяева выносят почти всю мебель. Конечно, хлопотно, но зато заработок отличный. За полученные в Рош а-Шана 2000-2500 долларов многие уманские семьи живут целый год! Часть квартир в этих домах уже выкуплена богатыми хасидами. Новые хозяева приезжают лишь на несколько дней в году.
Я, кстати, много лет прожил в Израиле, служил там в армии. Хасиды в этой стране освобождены от воинской службы, а альтернативную проходят в добровольном порядке.
Слышу, как один из торговцев свободно общается с покупателями на иврите.
- Он приехал из Израиля, — пояснил мне милиционер. — Обратите внимание: на витрине его киоска прикреплен одноразовый патент на право продавать товары на территории Украины с 16 по 22 сентября, как раз на период еврейского Нового года. И таких торговцев здесь много. Они продают готовую пищу и продукты в упаковке, религиозную литературу и атрибутику. А если пройдете дальше по улице, увидите, как торгуют украинцы.
Изучаю цены в продовольственном ларьке: подсолнечное масло — 15 гривен, литровый пакет сока — 12 гривен, двухлитровая бутылка колы — 12 гривен, банка кукурузы — 8 гривен. Получается на 30-50 процентов дороже, чем в супермаркетах Умани.
- Вы журналист? Так пойдите посмотрите, как на базарчике наши тетушки умудряются продавать паломникам картошку по три-четыре доллара за килограмм, — говорит бойкая дамочка, предлагающая хасидам жилье. На иврите она говорит так же бегло, как и на русском.
На небольшом рынке действительно помидоры, огурцы, лук предлагают по пять-десять гривен. Впрочем, торговцы не скрывали, что с удовольствием принимают оплату в долларах — мол, курс гривни все падает и падает. К соседнему прилавку подошли паломник с местным сопровождающим. Уманчанин помогал хасиду делать покупки, общаться с продавцом.
- Это платный помощник, — пояснила мне одна из покупательниц. — Некоторые евреи из Америки, Израиля нанимают специального человека, который повсюду ходит с клиентом и помогает делать покупки, объясняться с уманчанами, добираться до того или иного места в городе.
Правда, и хлопот с ними бывает немало. Взять мою сестру. Она сдает свой дом гостям и на время Рош а-Шана переселяется ко мне. Так непосредственно в дни праздника, когда евреям нельзя даже зажигать огонь, нажимать на клавишу выключателя, открывать или закрывать водопроводный кран, сестра идет к своим постояльцам и помогает — выполняет то, что им в эти дни делать запрещено. Ведь не хочется, чтобы в квартире, например, сутки напролет из крана текла вода.
«На Рош а-Шана приезжают только хасиды-мужчины с сыновьями»
Русскоязычный хасид, представившийся Мейлахом, рассказал, что большинство паломников — люди небогатые. Поездка в Умань обходится иностранцам как минимум в две с половиной тысячи долларов. Чтобы встретить Рош а-Шана у могилы цадика Нахмана, верующие откладывают деньги в течение нескольких месяцев. Бывает, даже берут кредит в банке.
На этот праздник приезжают только мужчины с сыновьями. Причем детей ни в чем не ограничивают — ругать, а тем более бить их не принято. Женщины же посещают могилу цадика несколькими неделями раньше.
Год назад вокруг маленького участка, на котором находится могила цадика Нахмана, сложилась весьма непростая ситуация. Фонд имени ребе Нахмана задолжал строительной фирме, из-за чего участок могли продать. Известный меценат из Казахстана Александр Машкевич погасил долг из своих средств. За щедрость мецената благодарили тысячи людей.
- В Умани на Рош а-Шана хотят побывать около 250 тысяч паломников, но приехали только 20 тысяч, — заявил Александр Машкевич на пресс-конференции. — Причина в том, что здесь не созданы необходимые условия для приема сотен тысяч паломников. Решить проблему должно государство при участии частного капитала. Во всех цивилизованных странах инфраструктуру, связанную со святыми местами, должно развивать государство.
- Что вы чувствовали на могиле цадика?
- Когда я сегодня там молился, у меня возникло ощущение святости, духовной чистоты этого места, — ответил Машкевич. — А побывать на могиле цадика в Новый год и вознести молитву Всевышнему — это завещание ребе Нахмана.
1564Читайте нас у Facebook