Юлий Гусман: "До сегодняшнего дня семья Зельдина не имеет ничего, кроме квартирки в 28 квадратных метров"
Владимир Зельдин — уникальный пример актерской удачи и творческого долголетия. Родившийся в 1915 году актер пережил крушение Российской империи и Советского Союза. Начал сниматься еще в черно-белом кино, в котором только-только появился звук.
Всесоюзную популярность Зельдину принесла роль пастуха Мусаиба Гатуева в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». В 1940 году ассистентка режиссера заприметила молодого актера на сцене Театра транспорта в спектакле «Генеральный консул» и рекомендовала его режиссеру. «Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу», — признавался в интервью Владимир Зельдин. Более того, режиссер спас молодому актеру жизнь.
Во время съемок фильма в июне 1941 года на Домбае Владимира Михайловича и всю съемочную группу настигла весть о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в картине, на «Мосфильм» с выдачей брони до окончания работы над фильмом. Съемки завершились в конце 1941 года. Сцены на ВДНХ в Москве снимались в перерывах между авианалетами. А потом была работа в эвакуации, в Русском драматическом театре в Алма-Ате, Чимкенте.
«На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий, но почему-то они нас не испортили, — вспоминал о тех временах Владимир Зельдин. — Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпеливо и были удивительно неприхотливы».
Став знаменитым, получив всевозможные награды и признание, Владимир Михайлович оставался таким же неприхотливым. Жил скромно, много работал и никогда не пил и не курил. Был трижды женат, но лишь с последней супругой Иветтой Капраловой официально оформил отношения. Вместе они прожили более 50 лет. На вопрос: «Как вам удается в своем возрасте хорошо выглядеть и работать?» — Зельдин всегда отвечал: «Терпение и чувство меры».
Он прослужил в театре Российской Армии 70 лет, занимая одну и ту же гримерку. В эту гримерку, чтобы выразить свое почтение после спектакля, заходила к Зельдину знаменитая поэтесса Анна Ахматова. Дебютировал он в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега в роли Альдемаро, исполнив ее за 30 лет, пока шла постановка, более тысячи раз.
Еще месяц назад, в сентябре, он выходил на сцену в спектакле «Танго с учителем», который специально для Владимира Зельдина поставил Юлий Гусман. Последние несколько недель Владимир Михайлович провел в больнице, у него снизилось давление, затем отказали почки. 31 октября Владимира Зельдина не стало. Сегодня на Новодевичьем кладбище в Москве состоятся похороны выдающегося артиста.
О старейшем в мире актере, который выходил на сцену театра, «ФАКТАМ» рассказал Юлий Гусман, проработавший с Зельдиным почти 25 лет.
— Прежде всего мне вспоминается спектакль и мероприятия в театре, посвященные 100-летию Владимира Зельдина, — с грустью в голосе сказал по телефону Юлий Гусман (на фото). — В них принимала участие, как говорится, вся Москва. Были абсолютно все известные артисты, ну как бывает на больших юбилеях. Причем все происходило в театрализованной форме. Не очень скромно говорить, что это было красиво и блестяще, поскольку я сам его готовил. В течение вечера Зельдин и пел, и выступал, и говорил много.
При входе всем зрителям раздавали маленькие брелочки со светящимися разноцветными огоньками. Такие же фонарики получили и актеры, выходившие на сцену в финале. И когда Зельдин пел финальную песню и произносил свои финальные слова, зал (а это 1600 зрителей) и сцена (где-то 200—300 человек) зажглись огоньками. Актер стоял в луче света, а вокруг него будто горели разноцветные звезды. Это было безумно красиво.
Когда я думаю об уходе моего друга, любимого артиста, великого человека и великого гражданина, вспоминаю тот вечер. Я стоял в зале и смотрел на эту черную бездну с огоньками, будто отражавшими сердца людей, которые светятся в ответ на слова, дела, поступки Владимира Михайловича.
Не помню такого человека, который не знал бы Зельдина. Его популярность была сравнима со славой звезд эстрады. Но эстрадные исполнители постоянно мелькают по телевидению, а Владимир Михайлович вообще никогда не мелькал. Потому что мелькать — это удел мелких людей, простите за каламбур не очень удачный. А он был очень крупной фигурой, хотя более скромного человека я никогда не встречал. Он получил все награды страны, которой служил, пережил всех генсеков и руководителей и при всех властях оставался любимцем публики.
— Как ему это удавалось?
— Точно не за счет того, чтобы пристраиваться, льстить и прогибаться. Нет, он делал всегда свое дело, служил одному лишь театру. О его скромности говорить долго не хочется, потому что это довольно скользкая почва, люди часто не верят. Всем интереснее читать, как живут звезды в своих особняках, замках, как они разгуливают в «версачах» и «дольче и габанах». Но факт остается фактом: до сегодняшнего дня семья Зельдина не имеет ничего, кроме квартирки в 28 квадратных метров.
— В это сложно поверить. Разве он не мог попросить об улучшении своих жилищных условий?
— К столетию ему стали предлагать любые квартиры. Но тогда он со своей тоже достаточно пожилой и не очень здоровой женой Иветтой, с которой прожил полвека, уже ничего не захотели менять в привычном укладе. Ну представьте, что значит переезд для таких пожилых людей. Как им обживаться на новом месте? Раньше нужно было это делать. Владимир Михайлович мог бы получить квартиру как ветеран Великой Отечественной. Но у нас День Победы празднуют так, будто победили стоящие на трибуне, а ветеранам вручают значки, но не квартиры. Несколько лет назад мы выбили Владимиру Михайловичу дачку — небольшой домик со всеми удобствами в хорошем месте — Серебряный бор, недалеко от Москвы. Там они и жили скромно. Он получал совсем небольшую зарплату — до 15 тысяч рублей, пенсию, пока в возрасте 95 лет не стал обладателем специальной президентской надбавки.
— После роли в фильме «Свинарка и пастух» Зельдин, казалось бы, мог открывать любые двери.
— Он стал суперзвездой. Но при этом оставался очень скромным человеком. Надевал свой единственный парадный костюм и шел в высокие кабинеты, как говорят артисты, торгуя лицом, и выбивал квартиры, звания, прибавки к зарплате, пенсии своим товарищам… К нему обращались как в Верховный Совет. Даже разоренные хозяева кафе приходили за помощью.
— Неужели действительно единственный костюм?
— В последнее время их было три. Но еще пять лет назад у Зельдина в самом деле был единственный костюм. А ему больше и не нужно. Он никогда не хотел ни денег, ни материальных благ… Просто любил свое дело и жил им.
— В чем секрет его популярности?
— Я думаю, в нем было несколько составляющих. Только личные качества Владимира Михайловича — доброта, скромность, человечность — в наше время чудовищной конкуренции и липовых звезд и проходимцев уж точно не сделали бы его знаменитым. Удачу принес фильм «Свинарка и пастух». Даже если бы это была единственная его роль, славы бы хватило на всю жизнь. Но не ему. А еще, как говорят в России, надо жить долго. Он сам мне об этом сказал.
— Как давно вы были знакомы?
— Познакомились, когда Зельдину было 87 лет, на фестивале «Киношок». Я после затянувшегося допоздна очередного фестивального вечера шел в полдесятого утра в летнюю открытую столовую у моря взять что-то пожевать. Смотрю — кто-то плавает, стал наблюдать за этим человеком, причем достаточно долго. Пока покупал себе еду, навстречу мне с полотенцем на плече вышел моложавый красавец с роскошным телом. Это был Владимир Зельдин.
— Моложавый красавец?
— Для 87 лет очень даже. Он был подтянут, просто роскошный мужчина. Мы разговорились, и он сказал: «Ты знаешь, я вот уже 30 лет ничего на большой сцене не сыграл. Получаю значки, грамоты, жмут руки, а ролей не дают. Придумай что-нибудь для меня».
И я поставил «Человек из Ламанчи». Это известный американский мюзикл с потрясающей музыкой. Роль Дон Кихота предложил Зельдину. Не представлял, как он справится, ведь герою 54 года, он активный воин со шпагой на боку. Зельдин говорит: «Я все сделаю». Год мы работали над спектаклем. В него не верил ни один человек. За кулисами шептались: «Престарелый корифей тешится». Почти все актеры разбежались с постановки под разными предлогами, даже известные люди, чьи имена не хочу называть. Мне намекали: «Зачем ты живые мощи вытащил на сцену?» Но спектакль удался, на премьере был аншлаг, пошли награды: Государственная премия, Высший орден короля Испании и прочее. А Владимир Михайлович будто ожил, говорил, что к нему пришла вторая молодость, я продлил ему жизнь. Зельдин действительно был живой легендой. Он отыграл 200 спектаклей в переполненных залах и был счастлив.
— Как переносил такие нагрузки?
— Он заправски фехтовал, сражался, переодевался. Беспрерывно работал, умирал на сцене, возрождался. К его 95-летнему юбилею мы придумали новый спектакль — «Танго с учителем». Ведь Зельдин много лет играл в знаменитом спектакле «Учитель танцев». Нам казалось, что он неисчерпаем и возрождается, как птица феникс. Но в конце лета Владимир Михайлович сломал шейку бедра. После этой тяжелейшей травмы пожилые обычно уже не встают. Но он не только встал, но вышел на сцену и даже танцевал, пусть и с палочкой.
Очень жаль, что вы не могли видеть его на сцене в этих спектаклях и уже не увидите. Это грустно. Вот те огоньки в зале и на сцене, о которых я говорил в начале нашего разговора, надеюсь, смогут придать нашей жизни какой-то смысл. Один противный критик написал рецензию на наш спектакль «Человек из Ламанчи». «Как можно сегодня со сцены всерьез произносить слова о добре, чести, любви и милосердии, это же приемы прошлого?» — вопрошает он. Я понимаю, эти понятия мало что значат, слышать со сцены «весь мир бардак, все люди б… ди» привычнее тем, кто сам ворует, изменяет, подличает, предает. Это очень удобная формула.
Подобное вы замечаете и на своих берегах. А вот Зельдин оставался таким (не скажу совершенством, потому что совершенство — это только Бог) божественным примером искусства и веры в искусство, человеческого поведения и гражданского мужества. Так что будем жить и верить, что его урок не пропал даром.
2568Читайте нас у Facebook