ПОИСК
Культура та мистецтво

Станислав Говорухин: «Не режиссер делает кино. Он может пьяный валяться в кустах, а картина в это время снимается»

0:00 14 жовтня 2009
Прославленный кинематографист начал работу над новой любовной мелодрамой

Станислав Говорухин запустил в работу любовную мелодраму под ностальгическим названием «Сердца четырех», в которой заняты Елена Яковлева, Анна Самохина, Аглая Шиловская, Марат Башаров. Съемки проходят в Москве и Одессе, где нам и удалось побеседовать с режиссером.

«Удачно жениться — все равно что засунуть руку в мешок со змеями и вытащить оттуда ужа»

 — «Сердца четырех» — старый водевиль с участием Валентины Серовой, Евгения Самойлова, Людмилы Целиковской. Ваша картина с ним как-то связана?

 — Сразу замечу, название рабочее. В какой-то момент я хотел использовать песню Юрия Милютина, звучащую в фильме «Сердца четырех». Помните: «Все стало вокруг голубым и зеленым»? Но потом отказался от этой затеи. Наша картина — довольно простая лирическая история трех женщин и одного мужчины, которую я для себя называю «любовью в ритмах джаза». Если хотите, это и есть жанр будущего фильма. Очень люблю эту музыку и давно хотел использовать ее на полную катушку.

 — Новая лента, как и ваши «Артистка», «Пассажирка», «Благословите женщину», тоже о долюшке женской?

РЕКЛАМА

 — Это моя жизненная позиция — окружать себя женщинами в работе. Давным-давно понял, что они в деле надежнее, трудолюбивее, выносливее, чем мужчины, на них можно всегда положиться. В принципе, в любой семье глава женщина. Есть, конечно, семьи, где главным считается мужчина, но это означает лишь то, что у него жена умная. Сумела создать иллюзию, что муж в доме хозяин.

 — А в вашей семье кто главный?

РЕКЛАМА

 — Удачно жениться, как пошутил один человек — все равно что засунуть руку в мешок со змеями и вытащить оттуда ужа. У меня именно так и получилось. Характер у Галины золотой, она все прощает, хотя знает обо мне больше, чем я сам о себе (улыбается). А познакомились мы совершенно случайно. Как-то в монтажную на Казанской телестудии зашла девочка, поставила коробки и вышла. «Валя, кто это?» — спрашиваю у монтажера. «Наша ученица», — отвечает она. Я говорю: «Валька, хочешь, открою тебе один секрет? Это моя будущая жена». Мы рассмеялись. Хотя в каждой шутке есть только доля шутки. Вот уже более сорока лет мы с Галей вместе.

 — Значит, ваша нынешняя супруга мудрая женщина, в отличие от предыдущих…

РЕКЛАМА

 — Почему во множественном числе?! Я был женат всего дважды. До Галины — на Юноне Кареевой, самой красивой женщине Казани. Мы очень любили друг друга. Она — актриса, сыграла у меня в «Место встречи изменить нельзя» жену Груздева. Юнона — мать моего сына Сергея. По молодости, да и не только, я был легкомысленным. Поступил во ВГИК, поселился в общежитии в Москве, а она — в Казани. Начал кино снимать, а со временем мы отвыкли друг от друга. Женщины не терпят пустоты.

Хотя к Сережке я приезжал, сына Юнона воспитала, можно сказать, сама. Он талантливый парень, всего добился в жизни сам. Я никогда ему не помогал, даже во ВГИК не проталкивал. Он отлично писал еще со школы, без проблем поступил на факультет журналистики Казанского университета. Правда, через пару месяцев бросил и пошел работать. Потом сценарный факультет ВГИКа окончил. Сережка настоящий мужик, рвался в Афган, но мать не пустила. Решив снять документальный фильм о войне, с камерой прошел Таджикистан, Чечню, все горячие точки. Получил серьезное ранение, перенес двенадцать операций — у него отняли ногу… Сергей награжден орденами, снятый им документальный фильм «Прокляты и забыты» получил российскую кинематографическую премию «Ника». У меня двое внуков: старшему 16 лет, младшему — 8. Вижу их реже, чем хотелось бы. Поехали со старшим на «Кинотавр», неделю жили одни. И что вы думаете? Я прихожу — он уже спит, просыпаюсь — его уже нет. Выйду на пляж: «Ребята, Стасика моего не видели?» — «Нет». Вот такое у нас с ним было общение.

«Отмена формы на геологическом факультете, куда я поступил, — одно из самых серьезных разочарований в моей жизни»

 — Вы с детства мечтали режиссером стать?

 — Прежде чем выйти на эту основную дорогу, пришлось поплутать. Сначала был геологический факультет университета. В наше голодное время люди были плохо одеты. И только студенты горных институтов и геологического факультета носили красивую форму — двубортный пиджак, брюки, белая рубашка, черный галстук и квадратный погон с золотым вензелем университета. Но только я поступил в Казанский университет, как форму отменили. Из всех моих разочарований в жизни это, наверное, самое серьезное.

Окончив университет, я понял, что из меня геолог никудышный. Пришел к начальнику геологического управления: «Отпустите меня». Он говорит: «Ты молодой специалист, должен три года отработать».  — «Но толку от меня нет, чувствую какую-то ущербность».  — «Никак не могу отпустить, можно только написать в трудовой книжке «Уволен за отказ от работы».  — «Пишите».

С этим «волчьим билетом» я приехал в Казань к маме, там как раз открывалась студия телевидения. Это были два года самой насыщенной творческой жизни. Но «волчий билет» дал себя знать, оказалось, я занимаю номенклатурную должность — ответственный редактор. Меня понизили до редактора, потом в ассистенты перевели. Я понял, что вскоре придется подметать двор и поступил во ВГИК. Туда можно было прийти и с улицы, еще не было такого, чтобы брали только детей кинематографистов и всяких блатных.

 — Какими судьбами оказались на Одесской киностудии?

 — Еще во ВГИКе понял, что буду работать только в Одессе. Это был единственный город в Советском Союзе, где я мечтал побывать. Кроме того, Одесская киностудия делала удивительные в те времена фильмы, в которых чувствовался запах моря, что ли. Там собрался замечательный коллектив: Кира Муратова, Петр Тодоровский, Григорий Поженян… Мы приехали с Борей Дуровым, моим однокурсником, думали, дадут какую-нибудь короткометражку для разгона. А тут «горит» сценарий, плановое производство… Так дебютировали в 1966 году с фильмом «Вертикаль», нашей дипломной работой.

 — Знаю, что с Одесской киностудией связаны наиболее значимые события в вашей творческой жизни. Даже самый счастливый день…

 — После «Вертикали» была еще одна картина про горы. В 1969 году снимали «Белый взрыв» — фильм настоящий, без компьютерных спецэффектов, альпинистский. 26 июля полетел на вертолете Ми-4 на разведку для будущих съемок, и машина врезалась в скалу. Шансов выжить абсолютно не было — вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но выжили. Мы с Леней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета на высоте четыре тысячи метров, ждем спасателей. Солнышко, тепло, и я говорю: «Это самый счастливый день в моей жизни». А он отвечает: «И у меня тоже». Судьба в тот день подарила мне вторую жизнь. Стараюсь прожить ее не зря.

«В Союзе кинематографистов России не состою уже 16 лет, но в ресторан Дома кино хожу постоянно»

— Вам довелось работать с выдающимися мастерами кинематографа…

 — Я проходил практику у Сергея Бондарчука, когда он снимал «Войну и мир». Последние годы мы даже немножко сдружились — сблизила страсть к рисованию. Когда работал у него ассистентом, его дружно ненавидел весь элитарный кинематограф. Бондарчук работал под простачка, хотя был очень начитанный, образованный, много знал.

 — Кто разглядел в вас актерский талант?

 — Громко сказано! Отснял меня Сережа Соловьев (на счету Говорухина 20 киноролей.  — Авт. ). Кира Муратова, собираясь снимать «Героя нашего времени», предложила мне репетировать Печорина. «Какой же я Печорин? Может, в парике?» — «Нет, именно такой».

 — Знаете, какой герой нужен зрителю?

 — Если бы знал, раскрыл бы большую загадку человечества. Но твердо уверен, что герои «Бригады» не нужны, хотя это талантливый сериал, замечательные артисты. Для меня нет дороже фильма «Ворошиловский стрелок». Хотелось сделать подарок ветеранам войны. Уверен, этот фильм придает силы и жизненной энергии, уверенности в завтрашнем дне. Чтобы совершить то, что делает герой этого фильма, мало желания, нужно еще и мужество. А на это способен только настоящий мужчина — человек, умеющий защитить себя, свою страну, женщину, ребенка. Мужество — это когда человек не дает страху смерти руководить своей жизнью.

 — В реальности доводилось наблюдать подобное?

 — Не так давно наш работник подошел к ларьку, чтобы купить поесть людям, которые переписывали кассету нового фильма. И увидел, что трое подонков пристают к девушке. Он прекрасно знает, что его искалечат или убьют, если вступится за нее. Только попробовал сделать замечание, как эти отморозки набросились на него. Хорошо, милиция приехала и спасла парня от смерти. Вот это — настоящий мужчина, хотя он невысок ростом и совсем не похож на Сильвестра Сталлоне. Многие, к сожалению, похожи, но настоящих мужчин почти нет.

 — А настоящие фильмы?

 — Больная тема. Я прочел сотню сценариев: одно и то же. Менты, бандиты, проститутки. Почему государство финансирует такие фильмы? Ведь должен быть уровень профессионализма. Сегодняшних творческих людей воспитывала криминальная улица, они не читали книжек, в отличие от многих предыдущих поколений. Сейчас наше кино даже вреднее, чем американское. Дети играют не в героев Брюса Уиллиса, борющихся со злом, а в Сашу Белого. Герои «Бригады» — вот их идеал…

 — Нелегка режиссерская ноша!

 — Когда слышу, что наша профессия невероятно тяжела, чуть ли не на втором месте после летчика-испытателя, просто за живот хватаюсь. Это самая удивительная, интересная и легкая профессия в кино! Ее не сравнить с трудом художника-постановщика или оператора. Режиссер сидит, размышляет, а вокруг него народ суетится, чай приносят. Мой любимый киношный анекдот такой: «Оператора спрашивают: «Ты смог бы снять фильм после стакана водки?» — «Смог бы».  — «А после двух?» — «Возможно».  — «Ну а после бутылки?» — «Смог бы. Но как режиссер!» Увы, так оно и есть! Не режиссер делает кино. Он может валяться пьяный в кустах, а картина снимается. И результат вполне приемлемый.

 — Поэтому вы вышли из Союза кинематографистов?

 — Я член Союза кинематографистов Украины, а российский Союз оставил еще в 1993 году. Тогда в газете «Известия» было опубликовано мое заявление, после расстрела парламента 3-4 октября. Я сказал, что выхожу из этого подлого союза, который извилялся хвостом перед властью. Написал заявление: «Пошли вы на хрен, я больше никогда не буду в вашем поганом союзе». Не состою в нем уже шестнадцать лет и прекрасно себя чувствую. Но я не ушел из ресторана Дома кино. Хожу туда постоянно…

Написать отзыв о статье 

1023

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів