Как защитить автомобиль от воздействия дорожной соли?
Ни для кого не секрет, что зимой для очистки наших дорог от снега и льда отечественные дорожные службы щедро посыпают их песком и солью. Такая ядреная смесь негативно сказывается на всех, кто передвигается по такому покрытию. К примеру, она вредит лапам животных, грозя возникновению экзем, портит кожаную обувь, вызывая ее деформацию и растрескивание. Не менее агрессивно соль воздействует и на металл, приводя к его разрушению. Но несмотря на явный вред «соляных ванн», наши дорожники год за годом практикуют использование песчано-соляных смесей, в то время как за рубежом их коллеги уже давно применяют более эффективные и нейтральные препараты для борьбы с обледенением. Как защитить автомобиль от негативного влияния дорожных солей, рассказывает автомеханик с 30-летним стажем Сергей Бойко. Кроме того, «ФАКТЫ» узнали, как удается нашим западным соседям справляться с очисткой улиц от снега, не гробя при этом автомобили.
Больше всего воздействию «рассола» подвергаются днище автомобиля и колесные арки
Чтобы автомобиль, а особенно не новый, безболезненно пережил наш щедро посоленный зимний режим эксплуатации, его необходимо предварительно соответствующим образом подготовить (об этом «ФАКТЫ» подробно писали в номере за 8 декабря 2016 года). Это важно для сохранности кузова — ведь дорожная соль, попадая на незащищенный металл, вступает с ним в химическую реакцию, провоцируя возникновение и развитие коррозии. И если металл, из которого изготовлены кузовные панели машины, изначально невысокого качества (без антикоррозионных присадок), то даже за одну «соленую зиму» он способен превратиться в решето.
— Именно поэтому в ходе подготовки автомобиля к зиме нужно устранить все имеющиеся дефекты лакокрасочного покрытия, — говорит автомеханик Сергей Бойко. — Сколы — подкрасить краской в цвет кузова, а имеющуюся ржавчину — удалить и также закрасить. Если до холодов вы не успели выполнить эти работы, то даже сейчас не поздно защитить проблемные места. А сделать это можно с помощью антикоррозийных материалов (наподобие мовиля).
Впрочем, не только голый металл страдает от дорожной соли, она также негативно влияет и на само лакокрасочное покрытие, со временем разъедая и его, особенно в тех местах, где есть микротрещины. Поэтому очень важно позаботиться и о защите краски. Это делается с помощью нанесения на ее поверхность специальных восковых полиролей (лучше с добавлением тефлона, который обеспечивает большую долговечность). Они образуют защитную пленку на краске и лаке, закрывая в том числе и микротрещины от агрессивного воздействия солей и внешней среды. Более простой способ — мойка кузова с жидким воском, что позволит защитить его до следующей мойки.
Важно учесть, что больше всего подвергаются воздействию песчано-соляных дорожных смесей колесные арки. Шины крутятся быстро, с такой же скоростью с них летит песок, гравий, вода. И все это приправлено химическими реагентами — разрушительная сила подобной смеси огромна. Самая надежная защита арок — подкрылки. На многих автомобилях их устанавливают еще на заводе, хотя некоторые производители экономят, реализуя машины без этих важных деталей или оснащая транспорт подкрылкамии, которые лишь частично закрывают арку. При дополнительной установке этих девайсов лучше всего отдать предпочтение оригинальным деталям, идеально подходящим по форме и местам креплений, или же как минимум использовать качественные подкрылки (как по форме, так и по составу — это должен быть гибкий и не слишком тонкий полипропилен), которые способны долго и эффективно выполнять свою функцию. В любом случае все места крепления подкрылка к кузову нужно обязательно обработать антикоррозионным материалом.
Однако не меньше верхней части кузова подвергается купанию в «соляных зимних ваннах» днище. Поэтому также важно следить за состоянием защитного покрытия, а в местах повреждений — обновлять его, устраняя коррозию, если таковая возникла. Не лишней будет и дополнительная обработка соответствующими антикоррозионными материалами.
Также интенсивно изнашиваются из-за контакта с дорожным «рассолом» детали подвесок и выхлопной системы. Для продления их сохранности рекомендуется периодически промывать автомобиль снизу.
Стоит ли зимой мыть машину?
Эта тема вызывает самые горячие споры у многих автомобилистов. Так стоит ли мыть машину зимой? Опытные водители утверждают: обязательно стоит, если приходится ездить на авто по снежной каше, «приправленной» песчано-соляной смесью.
— Мыть машину нужно для того, чтобы убрать налет агрессивной среды с кузова, днища и других частей автомобиля и предупредить появление коррозии, — поясняет Сергей Бойко. — При этом так же важно очищать и колесные диски, особенно изнутри — там нередко набивается и примерзает снеговая наледь, провоцируя дисбаланс шин (на скорости это проявляется характерным гулом колес, а на передних — еще и биением руля). А вот в сильные холода мыть машину не обязательно. Дело в том, что при отрицательных температурах химические процессы замедляются, а при большом «минусе» — вообще прекращаются. То есть дорожная соль на кузове не сможет вступать в химическую реакцию с металлом, и он не будет ржаветь.
Помимо положительного визуального эффекта от помытого автомобиля неисправимым чистюлям важно учитывать и негатив — как бы тщательно мойщики ни протирали кузов, ни обдували его сжатым воздухом, влага все равно остается. Попадая в микротрещины лака либо краски, вода замерзает, расширяясь при этом и разрушая покрытие. Не исключены также такие неприятные последствия, как замерзшие замки дверей, сами двери, стекла, резиновые уплотнители и лючок бензобака. Во избежание форс-мажоров после мойки не лишним будет обработать замки жидкими аэрозольными смазками (наподобие WD-40), а резиновые уплотнители — специальными силиконовыми смазками.
Не менее важный залог сохранности автомобиля — условия его хранения. Если зимой ваш железный конь хранится в теплом гараже или боксе, то надо помнить, что плюсовая температура ускоряет все химические реакции, в том числе и коррозию. Соответственно, такую машину следует держать чистой. Еще существеннее — чтобы в подобных помещениях была правильно организована система вентиляции, позволяющая выводить влагу и конденсат, возникающие при перепаде температур. В противном случае скопление сырости будет способствовать появлению коррозии. Более того, в зимнее время, выгнав из влажного теплого гаража автомобиль на улицу, вы получите практически моментальное запотевание всех стекол, а следом и обмерзание.
Хранение транспортного средства под открытым небом позволяет избежать описанных проблем, так как машина хорошо проветривается. Но при этом кузов и пластиковые детали салона подвергаются вредному влиянию ультрафиолетовых лучей, а лакокрасочное покрытие — негативным атмосферным воздействиям. По мнению опытных водителей, при регулярном использовании автомобиля наилучший вариант его хранения — крытые парковки: здесь вам и хорошая продуваемость, и защита от снега, солнца и дождя. Кстати, если машина ночует на улице, то после окончания поездки, перед тем как ее закрыть, рекомендуется на некоторое время распахнуть двери, дав возможность нагретому салону остыть. Это позволит избежать обмерзания стекол, примерзания к ним щеток, а также запотевания окон во время движения, возникающих от влаги в салоне из-за перепада температур.
Гравий с европейских дорог собирают пылесосами, сушат и используют следующей зимой
Западные коллеги наших дорожников уже давно и вполне успешно применяют несколько иные методы расчистки дорог и улиц от снега. Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов. В Германии и Финляндии, например, соль используют только на опасных участках дорог. Не применяется и песок — он пылит и не годен ко вторичному использованию. Во многих странах ЕС широко используется метод посыпки дорог мелким гравием и каменной крошкой. Эти вещества экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли. Но весной гравий и крошку с дорог собирают специальными пылесосами, моют, сушат и используют повторно в следующем году.
В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал местный ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7:3 смешивают с горячей водой 90—95 оС и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3—7 дней с ежедневным трафиком около 1500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.
Страдает от обильных снежных заносов и Япония. В северной ее части и горных районах сугробы в пять метров высотой — обычное дело. Причем, что для нас особо поразительно, дорожники здесь обходятся банальной чисткой снега. А убирают его сразу несколькими видами снегоуборочного транспорта. Сначала в белую толщу вгрызается автомобиль с буром. После за работу принимаются экскаваторы и машины, сгребающие снег и выбрасывающие его на несколько метров вверх. К концу зимы междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны с несколькометровыми ледяными стенами. Поскольку дороги в Японии ничем не обрабатывают, то гололед на них — явление нередкое. При этом применение шипованных шин в стране запрещено.
6472Читайте нас у Facebook