"Собрали буквально по кусочкам". Врачи рассказали, как спасали глаз раненного в Авдеевке британца
Творчество фотографа из небольшого городка Хаддерсфилд, расположенного на западе графства Уэст-Йоркшир (Великобритания), можно оценивать по-разному. Кристофер Нунн приехал в Украину еще в 2013 году, чтобы, по его словам, понять, чем живет наша страна. Интерес был не случаен: бабушка фотографа-фрилансера родилась в городе Калуш Ивано-Франковской области. Когда у нее диагностировали болезнь Альцгеймера, внук решил поднять социальный пласт проблем, связанных с этим заболеванием, и начал очередной проект. Героев своих сюжетов он искал в Украине. И вскоре понял, что эта страна интересна зрителю не самыми светлыми сторонами своего бытия. Так появился еще один проект — «Уличные собаки Украины». Тематический альбом с бездомными псами разошелся довольно большим тиражом. На фотографиях Нунна, как правило, одинокие старики, изнуренные тяжелым трудом работяги. Памятник погибшему человеку на заснеженной обочине, пара лесбиянок, слившихся в поцелуе на фоне недопитых стаканов, покрытый татуировками парень, курящий на убогой кухоньке, обнаженное, грязное тело то ли солдата, то ли шахтера — вот некоторые сюжеты его последних снимков, размещенных в «Инстаграме». Довольно частый атрибут остановленного мгновения — бутылка и рюмка. Правда, сам фотограф признавался в одном из интервью: «Это не Украина. Это мой взгляд на страну, которая меняется. Я понятия не имел, что хотел найти и чем вдохновиться, но я поехал. И решил ездить дальше, чтобы понять, чем живут в Украине».
*Кристофер Нунн признался, что всегда мечтал приехать в Украину, на родину своей бабушки. Фото со страницы Кристофера Нунна в соцсети
Естественно, что с началом войны 33-летний фотохудожник чаще всего бывал в зоне боевых действий. Даже рассказывал, что в момент штурма Донецкой облгосадминистрации сепаратистами находился внутри здания. Правда, какую сторону поддерживал, неизвестно. Впрочем, война в Украине интересует мировые средства массовой информации со всех сторон. Нунн сотрудничает с известной британской газетой «Financial Times», а также другими изданиями и телеканалами — CNN, The New Yorker, Financial, Le Monde, Morgenbladet, The Telegraph. Его репортажи из Украины демонстрировались на выставке UK/RAINE Exhibition в известной Saatchi Gallery (Лондон) в декабре 2015 года.
«Хозяйка, готовившая на кухне чай, получила смертельное ранение»
В Авдеевку Кристофер Нунн тоже приехал в поисках удачного кадра. Планировал пробыть в обстреливаемом боевиками городе не более двух дней. 2 февраля гостил у одной из местных жительниц. Его переводчик (Крис не владеет ни русским, ни украинским языками) житель Днепра Владимир Соботовский рассказал журналистам, что пили чай на кухне у хозяйки. Когда во дворе взорвался снаряд и ударной волной вырвало и разбило на мелкие осколки пластиковые окна, сам переводчик был в глубине квартиры и не пострадал. Основной удар достался хозяйке и ее гостю… Советник главы Днепропетровской облгосадминистрации Татьяна Губа, которая ведает вопросами помощи раненым, сообщила, что женщина погибла. Успел ли Кристофер сделать ее последнее фото, неизвестно.
*Снимок из фотоальбома Кристофера Нунна
«Пятиэтажный дом, взрыв, ударная волна выбила стекла окон, оконные рамы полетели в квартиру, смело все, людей сбило с ног, хозяйка в это время была на кухне, готовила чай, — написала Татьяна Губа в соцсети. — Женщина, к сожалению, получила смертельные ранения и умерла в больнице».
Крису тоже досталось. Мелкие осколки пластика буквально изрешетили его лицо, повредив оба глаза. Переводчик Владимир Соботовский на своей машине доставил раненого в 66-й военный госпиталь, где врачи оказали фотографу квалифицированную первую помощь. Но дальше только развели руками: слишком серьезное ранение, нужны специалисты. Уже тогда Криса предупредили, что левый глаз потерян. Об этом даже успели сообщить все СМИ. Машиной Днепропетровской службы медицины катастроф пострадавшего срочно привезли в Днепр, в областную больницу имени Мечникова, где тоже констатировали тяжелейшую травму левого глаза. Заместитель главного врача клиники Александр Толубаев рассказал, что у пациента множественные повреждения лица, проникающее ранение левого глаза, ранение века правого глаза, травма грудной клетки. Показать журналистам пострадавшего фотографа здесь не захотели. «Зрелище не для слабонервных», — сказал Толубаев. — Да и сам пациент категорически против".
Впрочем, сразу после операции Кристофер написал в своем твиттере: «I am a live» («Я жив»). А может быть, за него это сделал переводчик или девушка Криса Аня, которая приехала из Англии и постоянно находится рядом. В Авдеевку она не отправилась, ожидая любимого в Днепре. Попытка что-то выяснить у Анны не увенчалась успехом: «Все надо спрашивать у Криса, а он сейчас отходит от наркоза».
Через день после ранения, в субботу, 4 февраля, настроение у пациента улучшилось. Стало ясно, что после сложнейшей операции, которую провел руководитель областной офтальмологической клиники доктор медицинских наук Валерий Сердюк, левый глаз будет видеть! Валерий Николаевич специально приехал на работу в выходной день, чтобы осмотреть прооперированного пациента.
— Он сумел левым глазом рассмотреть пальцы на моей руке и сосчитать их, — не скрывает радости профессор Сердюк. — А ведь от этого глаза, по сути, почти ничего не осталось, — как говорится, ранение, несовместимое с жизнью органа.
«Ни в одной клинике Европы не взялись бы возвращать зрение при подобных повреждениях»
— Пациент поступил в очень тяжелом состоянии: множественные инородные тела, большим осколком пластика глазное яблоко было разрублено пополам, — ни зрачка, ни хрусталика не сохранилось, — рассказывает Валерий Николаевич. — Хрусталик был буквально перемешан со стекловидным телом, пришлось убрать все. Из глаза извлекли осколок пластика размером около 5 миллиметров, который и причинил такую травму. Думаю, ни в одной клинике Европы не взялись бы возвращать зрение при подобных повреждениях. Но мы решили за этот глаз побороться. Операция шла около пяти часов. Провели пластику радужной оболочки, установили искусственный хрусталик американского производства. Словом, собрали глаз буквально по кусочкам. Перспективы сохранить на нем зрение хорошие.
По словам директора клиники, а по совместительству главного офтальмолога области профессора Валерия Сердюка, в Днепропетровской областной офтальмологической больнице технологии лечения ничем не уступают европейским или американским. Благодаря стараниям губернатора Валентина Резниченко больница оснащена самым современным оборудованием, отвечающим мировым стандартам.
— Только на уникальный микроскоп, который и позволяет проводить подобные операции, областная казна выделила два с половиной миллиона гривен, — рассказывает Валерий Сердюк. — За бюджетные средства сейчас строится новый корпус, который станет самым современным в Европе. Наши врачи проводят более восьми тысяч операций в год. Они являются членами Европейской и Американской ассоциаций глазных хирургов. Оборудование клиники позволяет в онлайн-режиме обучать наших специалистов самым передовым технологиям. Да мы и сами уже можем делиться опытом с европейскими коллегами — в коллективе два доктора и пять кандидатов медицинских наук.
«Хочу поблагодарить весь медицинский персонал, который превосходно обо мне заботится»
О том, что раненый фотограф идет на поправку, свидетельствует и его последнее сообщение на английском языке, размещенное в Twitter.
«Я хочу рассказать свою версию того, что случилось в Авдеевке 2 февраля, так как появилось множество новостей, вводящих в заблуждение, — написал Кристофер Нунн. — Многие из них были опубликованы еще до того, как у меня появилась возможность поговорить со своей девушкой и семьей. Я приехал в Авдеевку вместе с другом и водителем Вовой, доставили в госпиталь немного медикаментов. Затем мы гуляли по городу и общались с жителями. Они рассказывали, что в результате боев город остался без света и воды. Артиллерийский огонь был слышен даже на окраинах, но горожане в этом не видели ничего особенного.
Вечером решили посетить знакомую наших друзей Елену, чтобы посмотреть, как ей живется в таких условиях. Сели поесть на кухне. В это время артиллерийские обстрелы стали сильнее и как будто ближе. Но, по словам Елены, в этом не было ничего необычного. Неожиданно рядом с окном кухни взорвалась ракета. Я находился в спальне, и осколки стекла и мусора полетели мне в лицо. Несколько из них попали в левый глаз. Вова как раз вышел в прихожую и не пострадал. К сожалению, Елена была в кухне во время удара и погибла от ранений. Мы сидели в кухне за мгновение до этого, и если бы остались там, то все бы погибли. В данный момент я восстанавливаюсь в Днепропетровской больнице, шрамы на моем лице заживут. Операция на левом глазу прошла успешно".
Свой пост Кристофер закончил такими словами: «Я хочу поблагодарить моего брата Вову за всю его помощь, а также команду медиков, привезших меня в Днепр, и весь медицинский персонал, который превосходно обо мне заботится».
Остается добавить, что в глазной клинике и областной больнице имени Мечникова точно так же заботятся о всех пациентах. За время активных боевых действий в Авдеевке сюда поступили десятки тяжелораненых бойцов. Главный врач больницы имени Мечникова Сергей Рыженко каждый день размещает на своей страничке в соцсетях переполненные болью рассказы о молодых ребятах, получивших страшные увечья.
«Все повторяется, — пишет он. — Но тогда были Иловайск, Дебальцево и Донецкий аэропорт, а сегодня — Авдеевка, промзона, Светлодарская дуга. Система эвакуации отлажена до автоматизма: Авдеевка — 66-й военный госпиталь — борт — аэропорт — медицина катастроф — больница Мечникова. Уже здесь вытаскиваем с того света даже самых безнадежных. Последний случай особенно потряс: от ноги 23-летнего солдата Вооруженных Сил Украины Игоря осталось только большое кровавое пятно на снегу, отрыв до уровня промежности. Вторая нога прошита осколками, потерял больше трех литров крови. В Мечникова пришел в сознание, в глазах мужские слезы…»
*Снимок из фотоальбома Кристофера Нунна
Мне не известно, плакал ли Кристофер, узнав, что зрение ему спасли, но после рассказа Валерия Сердюка вспомнилась старая добрая сказка о мальчике Кае, которому попал в глаз осколок кривого зеркала. Пока его не вымыли слезы, Кай видел в окружающем мире только его неприглядную, темную сторону. Может быть, и глаза Криса, освобожденные от осколков, смогут увидеть теперь в Украине и что-то красивое, светлое, доброе? Например, мужество парней, защищающих свою землю. Или веру детей в то, что их отцы вернутся. Или надежду матерей на мир. И еще — то горе, которое переживает сегодня Украина по вине оккупантов.
2381Читайте нас у Facebook