«Поначалу депутаты Украинской Центральной Рады зарплату не получали»
Через день после того, как император Николай II отрекся от престола, в Киеве, в доме по улице Владимирской, 42 (это здание сохранилось, в нем находится вход станции метро «Золотые ворота»), в помещении культурно-просветительского клуба «Родина» собрались представители политических и общественных организаций и создали Украинскую Центральную Раду. Ее председателем единогласно избрали выдающегося историка Михаила Грушевского. Сообщение об этом ему направили телеграммой в Москву. Встречать Грушевского на вокзале в Киеве пришло большое количество людей. Однако по расписанию поезд не прибыл. Проходили час за часом, а пассажирского Москва — Киев все не было. Каких-либо известий о нем не поступало. Даже самые терпеливые отчаялись ждать и постепенно разошлись.
«Большевики уничтожили красивый шестиэтажный дом с украинскими орнаментами, принадлежавший Грушевскому»
— Поезд, на котором ехал Грушевский, прибыл в Киев глубокой ночью, Михаил Сергеевич вышел на пустой перрон и пешком отправился на улицу Паньковскую (у него там был свой дом), — говорит заведующий Музеем Украинской революции 1917—1921 годов Александр Кучерук. — Оказалось, он задержался в пути из-за пожара. В соседнем вагоне ехала румынская семья, и кто-то зажег спиртовку, чтобы разогреть еду для детей. Вот и произошло возгорание.
*Александр Кучерук
— Почему Грушевский находился в Москве?
— Он был там в ссылке из-за подозрений в шпионаже. Михаил Сергеевич являлся подданным Российской империи, однако 20 лет работал за границей — заведовал кафедрой истории Львовского университета (напомню, что Западная Украина входила тогда в состав Австро-Венгерской империи). Когда в 1914 году началась Первая мировая война, он приехал в Киев. У полиции это вызвало подозрение — не является ли ученый австрийским шпионом? Доказательств не было, но историка все равно арестовали и отправили в ссылку в Симбирск, родной город лидера большевиков Ленина. К счастью, у Грушевского было много хороших знакомых среди российских ученых, они стали ходатайствовать за него, и власти разрешили Михаилу Сергеевичу перебраться в Казань, затем — в Москву. Там он с головой ушел в работу в архивах. Победа Февральской революции 1917 года означала отмену ссылки.
— Где в это время была его семья?
— Жена Мария Сильвестровна и дочь Екатерина отправились в ссылку вместе с главой семьи, но через некоторое время из-за проблем со здоровьем Кати женщины вернулись в Киев, поселились в многоквартирном доходном доме на Паньковской, которым владел Грушевский.
— Изначально Центральная Рада была создана как структура, координирующая действия проукраинских сил. Как она стала парламентом?
— По инициативе Грушевского по всей Украине были проведены выборы делегатов, которые в апреле 1917 года съехались в Киев и провели в здании Купеческого собрания (сейчас там размещается Национальная филармония Украины) Украинский Национальный Конгресс. Его делегаты избрали новый состав Украинской Центральной Рады (115 человек) и предоставили ей полномочия высшего законодательного органа. Конгресс переизбрал Грушевского на пост председателя Рады.
— Как получилось, что парламент разместился в здании Педагогического музея?
— Помещение на Владимирской, 42, было маловато, к тому же шла война, и там обустроили госпиталь на 50 коек. Поэтому как только была организована Украинская Центральная Рада, возник вопрос о том, чтобы подыскать для нее другое помещение. Выбор пал на Педагогический музей, ведь там есть подходящий для проведения заседаний зал.
— Руководителю парламента Грушевскому платили зарплату?
— Поначалу ни председатель, ни депутаты зарплату не получали. Днем каждый трудился на своей основной работе, а вечером приходили на заседания Центральной Рады. Кстати, на заседаниях мог побывать любой желающий — достаточно было купить билет по вполне доступной цене. Депутаты размещались в партере, а гости, заплатившие за билеты, — на балконе.
— Михаил Сергеевич обедал в здании Рады?
— Как правило, ходил на обед домой. Жил неподалеку — на улице Паньковской в принадлежавшем ему доходном доме. От Центральной Рады туда минут пятнадцать пешком. В ту эпоху практически у каждой киевской хозяйки были свои поставщики свежих продуктов — женщины из пригородных сел. По утрам они доставляли под заказ молочные продукты, овощи, фрукты, яйца, мясо. Холодильников тогда еще не было, и для хранения продуктов массово использовались ледники: в конце зимы на Днепре выпиливали куски льда и разносили их по дворам. Там выкапывали ямы, обкладывали их стены льдом и присыпали землей. Лед не таял примерно до июня, и жильцы все это время использовали ледник для хранения продуктов.
В здании Украинской Центральной Рады была кухня, но депутатов она не обслуживала — готовила еду на заказ, например, для располагавшейся по соседству женской гимназии. А депутаты посещали ближайшие кафе и рестораны.
— Председателю Рады выделили служебный кабинет?
— Конечно. В своих воспоминаниях Михаил Сергеевич описал его: возле рабочего стола стояли две длинные лавки со спинками и кожаной обивкой. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии этого кабинета. Мы восстановили рабочий уголок Михаила Грушевского. Но в нем нет вещей, которыми он пользовался. Просто взяли стол, стул, этажерку, канцелярские принадлежности той эпохи. Единственное, что здесь имеет непосредственное отношение в председателю парламента УНР, — газеты, которые он редактировал. Согласно Указу президента Украины о праздновании Украинской Революции 1917−1921 годов, мы работаем над воссозданием служебного кабинета Грушевского. Это будет наша версия того, каким он был по описаниям в дневниках и мемуарах.
— Сохранился многоэтажный дом Грушевского на Паньковской?
— К сожалению, нет. Это было очень красивое шестиэтажное здание с фасадами, украшенными украинскими орнаментами, созданное известным архитектором Василием Кричевским. В конце января 1918 года этот дом уничтожили захватившие Киев войска большевиков во главе с печально известным Михаилом Муравьевым. Во время штурма артиллерия Муравьева специально целилась в этот дом, чтобы отомстить его владельцу за провозглашение Центральной Радой независимости Украинской Народной Республики. Штурм Киева заставил парламент эвакуироваться в Житомир.
*Дом Грушевского на Паньковской после пожара
Большевиков через неделю удалось выбить из столицы, но за это время они уничтожили тысячи мирных жителей. Охотились за всеми, кто имел отношение к украинским властям. Однако зачастую убивали ради грабежа (сохранилось немало воспоминаний об этом). Только в Мариинском парке было похоронено около двух тысяч человек.
Когда украинские власти вернулись из Житомира в Киев, Грушевский временно поселился в здании Центральной Рады — ему выделили здесь две комнаты на первом этаже. На Паньковской, кроме сгоревшего дома, у Грушевского был трехэтажный флигель. Он уцелел при артобстреле. Вскоре Михаил Сергеевич переехал туда. Это здание сохранилось, сейчас в нем размещен Мемориальный музей Михаила Грушевского.
Корреспонденты «ФАКТОВ» отправились туда, чтобы встретиться с директором музея Светланой Паньковой.
«Человек, выкрикивавший шовинистические лозунги, попытался ударить Михаила Сергеевича штыком»
— После оккупации Украины большевиками Михаил Сергеевич уехал в Европу, но по ряду причин (прежде всего, желая закончить главный труд своей научной деятельности — «Историю Украины-Руси») стал обращаться к советским властям с просьбой разрешить ему вернуться в Киев. Хотя и не сразу, эти ходатайства были удовлетворены. В 1924 году Грушевский приехал с семьей в УССР, они поселились во флигеле на Паньковской, 9. Там жили с семьями его родные — брат Александр и сестра Анна. Просторная комната, в которой мы с вами беседуем, служила кабинетом Грушевского. Как видите, стол располагается возле окна. В 1920-е оно выходило на руины доходного дома Михаила Сергеевича.
— Чтобы построить шестиэтажное здание, он брал кредит в банке?
— Да, но кроме того, с 1894 года Грушевский занимал высокооплачиваемую должность заведующего кафедрой Львовского университета. Зарплата позволила накопить не только на столь внушительный строительный проект в Киеве, но и на особняк в гуцульском стиле во Львове. Грушевский также материально поддерживал выдающегося писателя и общественного деятеля Михаила Коцюбинского. Важным подспорьем стал и капитал, который Грушевский и его брат получили в наследство от отца.
Вначале Михаил Сергеевич приобрел на Паньковской трехэтажный флигель, в котором мы с вами находимся. Затем в 1909 году построил по соседству шестиэтажное здание. Кстати, за средства, которые поступали от сдачи квартир в аренду, ученый издал свой фундаментальный многотомный труд «История Украины-Руси».
Детство Грушевского прошло на Кавказе (в Ставрополе, затем — во Владикавказе), где его отец занимал должность инспектора народных училищ. При этом Михаил вырос страстным патриотом Украины. Сохранился стих, который он написал в 17 лет. Под ним две даты: 1883 год и 229 год неволи. На то время минуло 229 лет после Переяславской Рады, решения которой привели к порабощению Украины.
Высшее образование Михаил получил в киевском Университете Святого Владимира. Грушевскому не было и тридцати, когда он стал профессором и заведующим кафедрой Львовского университета. Свою будущую жену Марию он встретил во Львове.
*Светлана Панькова продемонстрировала часы в кабинете Грушевского, изготовленные в XIX веке бывшим крепостным мастером Фомой Шотом (Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Светлана Панькова проводила нас на третий этаж в домашний кабинет Грушевского.
— Вам удалось воссоздать все так, как было при Михаиле Сергеевиче?
— Да, — говорит директор Музея Михаила Грушевского. — Это стало возможно благодаря племяннику Михаила Сергеевича, сыну его сестры Сергею Шамраю, увлекавшемуся фотографией. В 1929 году он сделал на стеклянных фотопластинах серию снимков, на которых запечатлел каждый уголок кабинета своего выдающегося дяди и учителя. К счастью, они сохранились.
В конце 1930-х, когда уже не было на свете Грушевского, а его единственную дочь Екатерину сослали в магаданские лагеря, в этот флигель подселили большое количество посторонних людей. Мебель из кабинета ученого занесли в комнату, которую Катя занимала до ареста. С 1938 года по 1961-й там жила жена его брата Ольга. В 1948 году к ней подселили вдову с тремя детьми. У Ольги своих детей не было, а тут волей-неволей пришлось участвовать в воспитании чужих. Один из этих детей, Георгий Пустовийт, стал скульптором. У него сохранилась основная часть мебели из кабинета Грушевского, которую он передал нашему музею. Некоторые предметы достались его брату-художнику, который уехал в Крым в Бахчисарай и умер там молодым. Известный политик Николай Томенко нашел возможность приобрести интересующие нас вещи (в том числе кровать), и теперь мебель находится на тех местах, где была при Грушевском.
Один из экспонатов — открытку с портретом и автографом Грушевского — мы получили из Нью-Йорка. Михаил Сергеевич подарил ее хорунжему сечевых стрельцов Ивану Выслоцкому, который организовал его охрану.
*Семья Грушевского. Слева направо во втором ряду: брат Александр, сестра Анна, Михаил Грушевский с женой Марией Сильвестровной. В первом ряду — племянники Михаила Сергеевича Сергей и Оля, дочь Катя, мама Глафира Захаровна
— Получается, у главы УНР были телохранители?
— Только пару недель — после покушения на Грушевского. Расскажу по порядку: 29 апреля 1918 года генерала Павла Скоропадского провозгласили гетманом Украины, Центральную Раду ликвидировали. Такой поворот событий заставил Грушевского скрываться в казармах сечевых стрельцов на нынешней улице Терещенковской. Возле казарм его подстерег и попытался ударить штыком какой-то мужчина, выкрикивавший шовинистические лозунги. В Михаила Сергеевича он не попал, однако угодил в руку его жены Марии Сильвестровны. После этого происшествия хорунжий Выслоцкий по поручению своего руководства ненадолго организовал охрану Грушевского. Михаил Сергеевич тогда поселился у своих знакомых, сестер-студенток Сулычич. Сохранилась фотография Грушевского, сделанная у них в доме 1 мая 1918 года.
Выслоцкому затем довелось воевать, скитаться по миру (судьба занесла его на другой конец земли — в столицу Аргентины Буэнос-Айрес), тем не менее он сохранил открытку, подаренную бывшим председателем украинского парламента. Ее передала нам дочь Выслоцкого.
— Грушевского обошли сталинские репрессии?
— Нет, его арестовали в 1931 году по сфабрикованному делу об Украинском национальном центре. Михаилу Сергеевичу отвели роль его лидера. Для него это была ужасная психологическая пытка. Грушевского продержали в тюрьме около месяца. По некоторым сведениям, его, простуженного, пытали, окуная в холодную воду. Почему ученого отпустили, нам пока не известно — недостает документов об этом. Грушевский умер в 1934 году, когда был на отдыхе с дочерью в Кисловодске.
— Его дочка Екатерина пережила сталинские лагеря?
— К сожалению, нет. Катю арестовали летом 1938 года по обвинению в участии в националистической организации. Мария Сильвестровна писала Сталину, Берии, депутатам, в правоохранительные органы о том, что следствие ошиблось, дочь политикой не занималась. Депутат Верховного Совета СССР от Галичины Кирилл Студинский нашел в себе смелость заступиться за Екатерину и добился повторного расследования, однако провести его помешало нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Истинная дата смерти Екатерины неизвестна. По сути, ее «вина» заключалась в том, что она была дочерью Грушевского.
1039Материалы спецпроекта «К столетию революций 1917—1921 годов»
читайте здесь
Читайте нас у Facebook