Смазывать зеленкой пролежни у лежачего человека, перенесшего инсульт, — ошибка
На электронный адрес [email protected] написала Мария: «У мамы (ей 82 года) случился инсульт: парализовало правую половину тела, отняло речь. Врач обмолвился, что это говорит о нарушениях в определенных участках мозга, но каких именно — не сказал. Как узнать об этом подробнее?»
— Инсульт, как и любое другое повреждение головного мозга, проявляется в зависимости от того, какой участок пострадал, — объясняет невролог, врач ЛФК реабилитационного центра Днепровского района г. Киева Сергей Камилов. — Если поражено левое полушарие головного мозга, то у больного парализует правую сторону тела, если правое — наоборот, левую. Каждый участок мозга отвечает за определенную функцию: затылочные доли — за зрение, лобные — за интеллект, теменная зона — за движения, чувствительность. При поражении височных долей нарушается слух, а повреждение мозжечка чревато нарушением равновесия, координации.
*"Реабилитолог должен не только сам правильно разрабатывать пораженную руку или ногу пациента, но и обучить этому его родственников", — говорит Сергей Камилов
— Имеет значение, человек правша или левша?
— Да. Если ведущая рука правая и она парализована, то обычно нарушается речь: понимание, выговаривание слов, их «вспоминание». Иногда больной говорит несвязно, воспроизводит невнятный набор звуков и слов. Здесь важен не так смысл, как интонация, эмоции, которые пытается передать пациент.
Также при параличе левой стороны тела нередко возникают проблемы с психикой. У человека нарушается поведение, снижается воля: он становится апатичным, плаксивым, депрессивным. Пациент часто лежит в позе эмбриона и ничего не хочет делать. Родственники стараются, а больному как будто не надо. Он формально соглашается, что будет тренироваться, например, ходить, но как только дело приближается к практике — постоянно ищет отговорки: «Завтра, потом, чуть отдохну». Часто манипулирует родными, врачом, чтобы ничего не делать, отговариваясь, что болит голова, спина, сердце, и наблюдает за реакцией. Среагировали окружающие на аргумент «болит сердце», и больной все время его выдвигает, хотя беспочвенно. Иногда пытается ударить родственников, кричит. Тут нужен индивидуальный подход — отвлечь, заговорить. У левшей все зеркально наоборот.
— Иногда бывает, что человек поступает в отделение на своих ногах, а через два дня его парализует. Выходит, врачи неправильно лечили?
— Не думаю. Инсульт, как и любое другое заболевание, имеет свои этапы развития. Допустим, у человека сорвало тромб, возник свежий ишемический инсульт, с которым он поступил в больницу. Но через два дня отек и зона ишемии вокруг очага повреждения мозга увеличились — усилился паралич.
— Что делать, если родственников не пускают в реанимацию?
— В прошлом году вышел приказ Минздрава Украины о том, что родственников больных обязаны пускать в отделения реанимации круглосуточно. При параличе больной обездвижен и полностью зависит от окружающих, ему нужен правильный уход. Поэтому важно знать свои права и отстаивать их, чтобы контролировать ситуацию.
— Часто родные в первые дни после инсульта боятся тревожить пострадавшего, и у него образуются пролежни. Как с ними справиться?
— Бывает, что пролежни появляются в течение одного-двух часов, ведь ткани не получают сигнал от головного мозга. Я видел, как у больного, которого родные все время двигали и растирали тело, буквально на глазах появились глубокие, до сантиметра пролежни. Как бороться с пролежнями, лечащий невролог должен рассказать родным в самом начале лечения. Лежачего больного рекомендуется как можно чаще переворачивать, растирать и сгибать-разгибать руки, ноги. Также для профилактики используют специальный противопролежневый матрас, в котором компрессором поочередно надуваются разные секции, массируя лежащего человека. Если пролежни уже появились, нужно не допускать их загрязнения, своевременно обрабатывать. Грубая ошибка — смазывать пролежни зеленкой. Это использовали в больницах бывшего СССР, и больше для того, чтобы видеть: медсестра обработала рану. Но для заживления от зеленки больше вреда, чем пользы.
Идеально, если больному с пролежнями делают бакпосев гноя из раны, чтобы определить чувствительность флоры к антибиотикам. При аэробной инфекции для обработки раны применяются одни антисептики (водный растовор хлоргексидина), а при анаэробной, которая проявляется сильным гнилостным запахом, выделением гноя, чаще зеленого цвета, возможна еще обработка трехпроцентным раствором перекиси водорода. Когда рана подсохла, хорошо ее смазать мазью на основе нитрата серебра. Глубокие пролежни — работа для хирурга.
— Бывает, что у парализованного больного, который долго находится в больнице, поднимается температура, которую не удается сбить. Что делать?
— Для человека, который долго обездвижен, очень важен правильный уход. Зонд, через который кормят пациента, нужно менять каждые три недели, мочевой катетер — каждые пять — семь дней. Иногда врачи уверяют, что катетер нужно всего лишь промывать и он будет стоять месяцами. Но это источник инфекции! А ведь в многоместную палату каждый новый пациент и так приносит свои микробы. Практически в любой больнице есть внутригоспитальная инфекция, устойчивая ко многим антибиотикам, которой больной постоянно заражается снова. Если состояние пациента стабилизировалось, лучше перевести его в отделение реабилитации или лечить на дому.
— Родственники часто жалуются, что врачи не объясняют им подробности лечения. Как быть?
— Будьте настойчивее. Доктор обязан объяснить, как действуют назначенные препараты, как справиться с контрактурами (скрючиванием руки или ноги), застойными явлениями в легких. Врач ЛФК или реабилитолог не только сам должен правильно разрабатывать пораженную руку или ногу, высаживать больного, но и научить этому родственников и пациента. Массажисту тоже необходимо обучить элементарным навыкам массажа родных, которым придется ухаживать за пострадавшим родственником.
К сожалению, далеко не все специалисты правильно работают с больными, перенесшими инсульт. Например, невролог на пару месяцев назначает препараты, усиливающие нервную проводимость. У пациента через некоторое время лекарство вызывает повышенный тонус, и рука скрючивается. Тогда как препарат надо было вовремя заменить другим, который снижает мышечный тонус, уменьшает спастику (миорелаксант или инъекции ботулотоксина в спазмированные параличом мышцы).
Иногда массажист по привычке разрабатывает руку, как после перелома или ушиба: интенсивно растирает и разминает. Тогда как при инсульте тактика другая: мышцы, ответственные за сгибание, в которых тонус повышен, мягко, не спеша, гладят, расслабляют, растягивают. А мышцы, отвечающие за разгибание, наоборот, стимулируют: энергично растирают, разминают. Бывает, что массажист похлопал больного по парализованной руке, и у того возникает сильнейший спазм, из-за которого конечность скручивает еще больше.
Также грубейшая ошибка, когда массажист крутит стопу по кругу. Специалист таким образом меньше сил тратит на работу, а больному только вредит. Когда пациент сможет встать, из-за неестественно растянутых связок нога будет подворачиваться. Стопу разрабатывают только движением вверх — вниз.
— Можно ли при массаже пользоваться массажным маслом или кремом?
— При работе с больным, перенесшим инсульт, нужно не приятно потереть ему руку-ногу, а полноценно разработать суставы, наработать навык движения. Сделать это, когда конечность постоянно выскальзывает, не получится. Кремы используют, чтобы облегчить нагрузку для рук массажиста. Хороший массажист работает с сухой кожей.
11618Читайте нас у Facebook