Прежде чем семья садилась в Сочельник за стол, хозяин произносил особую молитву и зажигал свечу
Вечером 6 января, когда на небе появится первая звезда, православные и грекокатолики соберутся своими семьями на тихую торжественную трапезу с кутьей и еще 11 постными блюдами, чтобы в кругу самых близких встретить Святой вечер.
А утром 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, будет настоящее веселье с колядками, вертепами, подарками, мясными деликатесами и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.
Наши предки всегда с большим трепетом относились к традициям встречи главных праздников. Согласно старинному уставу, в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать не полагалось: будеш весь рiк блукати. Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе и сегодня говорят: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi».
После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками. На столе и под ним на полу раскладывали сено — в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа. Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. В домах, где подрастали маленькие дети, мамы обязательно бросали в сено на пол орехи и сладости. Пока хозяйка накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене лакомства и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.
На праздничный стол под скатерть, кроме сена, полагалось разложить обереги: чеснок — щоб не приступала до хати нечиста сила, зерно — щоб був добрий урожай, а также деньги — щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося. Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в Сочельник не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.
Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух — обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.
За постную трапезу садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента верующие ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал особую молитву и зажигал рождественскую свечу, которая символизирует память о душах предков, а также Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе и указавшую место, где родился Христос. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут.
Кутья из пшеницы
Для приготовления потребуется: на 1 стакан пшеницы (шлифованной) — 100 г мака, 100 г очищенных грецких орехов, 100 г изюма без косточек, 1 ст. ложка сахара, 1 ч. ложка соли, мед — по вкусу.
Промыть пшеницу под проточной холодной водой четыре-пять раз и откинуть на дуршлаг, чтобы стекла лишняя жидкость. Залить пшеницу двумя стаканами воды. Накрыть ее крышкой, поставить на огонь и подождать, пока закипит. Через десять минут после закипания добавить в пшеницу соль. Варить до готовности. Затем откинуть на дуршлаг, чтобы стекла жидкость, оставить на десять минут.
Мак тоже залить водой (70 мл). Поставить на очень маленький огонь, перемешать один раз и томить в течение 15—20 минут (он не должен кипеть и булькать).
Смешать мак с сахаром и перетереть в ступке.
Орехи измельчить ножом и обжарить на сухой сковороде. Очистить от шелухи, слегка перетирая руками.
Изюм залить большим количеством кипятка. Когда запарится, воду слить.
Смешать все подготовленные ингредиенты. Добавить мед по вкусу и перемешать.
Украсить кутью изюмом и орехами.
Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, орехи с изюмом — долголетие и процветание, а мед добавляется, чтобы следующий год был щедрым и все домочадцы были здоровы. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.
Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост, зато готовили узвар, борщ с «ушками» (крохотные вареники с грибами), рыбу, фасоль, тушеную капусту, пампушки и символизировавшие богатство и достаток пирожки — с грибами, картофелем, маком… Также лепили к празднику вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов. Рыбных блюд, как правило, было несколько: заливное, юшка, жаркое…
Узвар из шиповника
Для приготовления потребуется: на литр воды — 40—50 ягод шиповника, мед и лимон — по вкусу.
Сушеные ягоды перебрать, промыть и залить холодной водой. Кастрюлю с шиповником поставить на огонь, довести до кипения. Убавить огонь до минимума и кипятить около пяти минут.
Готовый напиток должен настояться под крышкой в прохладном месте несколько часов.
Затем его нужно процедить, добавить лимон и мед по вкусу. По желанию можно положить в узвар сахар.
Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: буде у родинi колотнеча цiлий рiк. На западе Украины существовала такая традиция: если до Святого вечера хозяину не возвращали какие-то долги, то он должен был их простить и не требовать назад, бо будуть родину їсти злиднi. Также в эти дни ничего не одалживали, щоб удача з хати не витiкала.
В старину по погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень», «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим».
Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только молодежь, но и люди женатые и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, тихонько исполняя обрядовые песни в несколько голосов, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.
На следующий день — то есть на Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). В Святки принято было приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» На что полагалось отвечать: «Славiмо його!»
Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию. Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим рiс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.
* После праздничной литургии вся семья отправлялась поздравлять кумовьев и пожилых родственников. Фото EPA/UPG
С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы Волхвов, Ангелов, Пастухов, Смерти, Казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления — вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.
Буженина в медовом соусе
Для приготовления потребуется: свинина (филе) — 1 кг, чеснок — 8 зубчиков, соевый соус — 2 ст. ложки, мед — 1 ст. ложка, соль, перец черный, масло растительное.
Мясо натереть солью и молотым перцем. Чеснок порезать и нашпиговать им мясо, делая разрезы острым ножом. Полить мясо соевым соусом, натереть медом.
Оставить мариноваться на час. В форму для запекания, смазанную маслом, положить мясо. Печь примерно час в духовке при температуре 220 градусов, периодически поливая его выделившимся соком.
8 января отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день веселились от души замужние женщины. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще горилку и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.
А еще на Святки принято было выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая саму Меланку, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.
Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю). По церковному календарю — праздник обрезания Господня (совершившегося на восьмой день после рождения Иисуса Христа) и день памяти святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, а над входной дверью вешали фонарь — щоб нiчия зiрка не впала цiєї ночi. Ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год.
Рано утром по домам ходили мальчики 7—14 лет и разбрасывали из рукавички зерно, восклицая: «Сiйся-родися, жито-пшениця та усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!» Зерно хозяйка собирала и выносила после всех праздников. Рассыпала в саду под деревьями — на богатство.
А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать. Девушки могли также поставить в воду по луковичке. Чья первая прорастет, та прежде и под венец пойдет.
Вот более современный способ гадания: чтобы узнать, каким будет жених, девчата описывают его на листочках бумаги и приклеивают их к бортику таза с водой. Одна из девушек пускает по воде свечу: к какому описанию она приплывет, таким и будет суженый.
Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, который в народе называют Крещением (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, снова готовили кутью. Она называлась «голодной». Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею все углы в доме, двор, хлев, колодец… С этой воды и начинали трапезу.
2941Читайте нас у Facebook