Павел Розенко: «Получив деньги, льготники смогут потратить их не только на проезд, но и на другие нужды»
— Павел Валерьевич, людей взбудоражила новость о возможной монетизации транспортных льгот. Когда правительство намерено это сделать и как это будет происходить?
— Сразу поправлю вас — не правительство это будет делать.
— А кто?
— Местные органы власти. В прошлом году были внесены изменения в Бюджетный кодекс, где местным властям дано право решать, в каком именно виде будут предоставляться транспортные льготы — в наличной или безналичной форме. Все вопросы финансового обеспечения и вида транспортных льгот будут решать территориальные громады.
Я вам даже больше скажу — местные власти могут не проводить монетизацию льгот и оставить финансирование льгот в прежнем виде — в безналичном. Проведение монетизации транспортных льгот — это возможность, но не обязанность местных властей.
— А как будет лучше — с монетизацией или без?
— Если местные органы власти правильно подойдут к этому вопросу, то монетизация льгот будет очень выгодна льготнику. Ведь, получив «живые» деньги на руки, льготники смогут пользоваться теми видами транспорта (например, маршрутными такси), которые сейчас не обеспечивают им льготный проезд. Или вообще потратить эти деньги на другие нужды, например, если льготник живет в селе и транспортом практически не пользуется.
То есть монетизация льгот обеспечивает более равное предоставление льготникам их социальных, предусмотренных в законе, прав. Это вопрос реальной доступности транспортной льготы для всех категорий.
— А минусы?
— Минусы тоже есть. Не все мы готовы к такому решению ментально. Есть много льготников, которые чаще других пользуются транспортом, и у них может быть повод для недовольства. Возможны дискуссии с транспортными компаниями, которые сейчас получают компенсацию от государства за провоз льготников без надлежащего учета количества льготных поездок. Нюансы есть. Именно поэтому мы передали решение о том, внедрять или не внедрять монетизацию транспортных льгот на места. Теперь это ответственность местных властей.
— Но ведь правительство даже приняло постановление…
— … которое просто регламентирует основные правила проведения монетизации. Но если местные власти не захотят принимать решение о монетизации — этот порядок соответственно действовать не будет.
— И какие основные правила монетизации? Людям будут выдавать стоимость проезда «наличкой» на руки? Каждый месяц? А в каком размере? Сколько будет учтено поездок?
— Вы задали сразу столько вопросов. Безусловно, что эти деньги будут выдаваться льготникам на руки. Относительно количества «льготных поездок» — все эти решения будут принимать местные власти. Правительство лишь очертило схему минимальных гарантий. Например, в прессе прошло сообщение о том, что льготникам будет компенсироваться лишь 30 поездок в месяц.
— Да, я тоже об этом слышала.
— Это абсолютно не соответствует действительности! Правительство установило только минимальные (!!!) гарантии — не менее 30 поездок в месяц. А местные власти могут установить размер компенсации и 60, и 100 поездок в месяц. Чувствуете разницу? Это четко прописано в порядке: органы местной власти могут самостоятельно принимать решение об увеличении как количества поездок, так и размера суммы компенсации для определенных категорий. Более того — они имеют право расширить перечень льготных категорий. Но меньше того количества поездок, которое утвердило правительство, они установить не могут. Таким образом мы защитили льготников от возможных нарушений их прав со стороны местных чиновников.
— Кстати, а кто сейчас пользуется правом на льготный проезд?
— Категорий льготников достаточно много. Это ветераны войны, «чернобыльцы», а также дети из многодетных семей и инвалиды (см. перечень. — Авт.). Однако, как я уже сказал, местные власти могут расширять перечень льготников. Например, как было сделано в Киеве, когда пенсионерам предоставили право бесплатного проезда в метрополитене.
* Транспортные льготы в первую очередь положены пенсионерам
— Но вернемся к суммам. Например, местные власти решат провести монетизацию. Установят гарантии в минимальном размере (30 поездок). Что дальше?
— Дальше они устанавливают размер компенсации, исходя из средней стоимости проезда в коммунальном транспорте.
— А если проезд подорожает?
— В случае повышения стоимости проезда в коммунальном транспорте размер ежемесячной наличной выплаты также будет увеличен — со следующего месяца.
Кроме того, правительство заложило норму об увеличенных гарантиях для некоторых категорий. Например, для лиц, которые имеют право на льготы не только на местном транспорте, но также по оплате проезда на междугородних маршрутах, размер ежемесячной наличной выплаты увеличивается на 20 процентов.
Еще важно, что ежемесячная наличная выплата лицам с инвалидностью I группы или детям с инвалидностью, старше шести лет, осуществляется в двойном размере.
Дополнительно вдвое увеличиваются выплаты для лиц с инвалидностью I и II группы и детям с инвалидностью, старше шести лет, которые обучаются в учреждениях общего среднего, профессионального или профессионально-технического и высшего образования. Или же проходят реабилитацию.
— Уточню — для них выплата увеличивается дополнительно? То есть, если ребенок с инвалидностью учится в институте, то ему транспортная льгота выплачивается в четверном размере?
— Да. И еще раз подчеркну, что дополнительно органы местного самоуправления имеют право принимать решение об увеличении количества поездок и размера суммы ежемесячной наличной выплаты для отдельных категорий лиц, имеющих право на льготы по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах.
— Понятно. Тогда такой вопрос — правительство передало на места решение о монетизации. Но обеспечило ли оно это финансово?
— Деньги должны быть предусмотрены в местных бюджетах. Это прямая норма Бюджетного кодекса Украины. Ведь за счет децентрализации местные власти получили дополнительный финансовый ресурс. Только в прошлом году местные бюджеты увеличили свои доходы на сумму около 50 миллиардов гривен. А всего местные бюджеты в 2017 году получили ресурс в размере 197 миллиардов гривен (не считая субвенции из государственного бюджета — на образование, охрану здоровья, социалку и так далее). Это реальный и колоссальный ресурс, который был передан «из центра» в местные бюджеты в процессе проведения реформ в Украине. При этом к концу года на счетах местных органов власти оставалось более 45 миллиардов гривен.
— Это деньги, которые местные власти не успели потратить? А почему?
— Хороший вопрос. Эти деньги могли бы пойти на строительство школ, ремонт дорог, освещение, создание безопасной инфраструктуры, увеличение и расширение социальной поддержки людей. На улучшение уровня жизни местных граждан. Но нет — они остались лежать камнем на счетах местных властей.
— Сразу возникает вопрос: а кто будет контролировать, как местные власти распоряжаются деньгами? Вот, например, на ту же монетизацию льгот.
— Громада должна научиться контролировать местную власть, которую избирает. Кто ж еще? Это же не деньги «власти», это деньги каждого жителя конкретного населенного пункта. Основа местных бюджетов — это налог с доходов физических лиц, налоги с частных предпринимателей, местных предприятий, а также ряд сборов, который платят местные жители. Финансы местных бюджетов — это те деньги, которые каждый член громады выплачивает в виде налогов. Кому, как не им, это контролировать?
— Давайте вернемся еще к монетизации льгот и расскажем, как именно будут выплачиваться деньги.
— Это как раз достаточно четко прописано в утвержденном правительством порядке. Наличные выплаты осуществляются ежемесячно — до 20 числа следующего месяца. Делают это структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения. Пенсионерам и получателям государственных пособий эти деньги просто зачисляют на текущие счета в уполномоченных банках или на выплатные объекты почтовой связи. Без личного обращения льготника.
— А если человек не пенсионер и не получает социальные пособия?
— Тогда средства будут перечисляться на личный счет в банке — на основании заявления лица, имеющего право на льготы.
— Вопрос такой. Если человек живет в Житомире, где, предположим, было принято решение о монетизации льгот. И он едет в Киев, где такого решения не было. Он сможет бесплатно ездить в киевском городском транспорте?
— Мы сделали только первый шаг. Реформа еще не окончена. Будем двигаться дальше. В настоящее время порядок урегулирования этих и других вопросов (например, обеспечение льгот на междугородний проезд) разрабатывается. Все в процессе, к разговору об этом мы вернемся позже.
— Так, со льготами разобрались. Теперь поговорим о монетизации субсидий. Что конкретно монетизируют? Кому? Будут ли субсидии выдавать на руки?
— Реформа системы субсидий в Украине проведена достаточно успешно. Она реально помогла семи миллионам украинских семей решить вопрос с резко возросшей (по объективной причине) ценой на газ. Система субсидий тоже не стоит на месте, она развивается, мы вводим новые сервисы. Последний отопительный сезон показал, что система вошла в рабочий режим и проблем по назначению этого вида помощи практически удалось избежать. Я вам даже больше скажу: украинская система субсидий является одной из наиболее «продвинутых» в мире. Несколько лет назад я представлял ее на всемирном форуме в Пекине, сравнивал с опытом других стран. Нам действительно есть чем гордиться. Поэтому принимать изменения, которые ухудшат доступ граждан к этой системе, мы не можем. Система субсидий должна быть простой, понятной и доступной для всех.
— А как выплата субсидий наличными деньгами людям может ухудшить систему?
— Есть много факторов. Например, не у всех получателей субсидий есть банковский счет, на который можно переводить деньги. У нас сейчас семь миллионов человек пользуются этой дотацией. Представьте, что хотя бы треть пойдет открывать счета в банк. Может быть коллапс.
Как открывать счета в селах, где нет банковских учреждений? Снова вопрос.
И второй, пожалуй, даже более важный, момент — платежная дисциплина. С монетизацией транспортных льгот все понятно: льгота — это то, что полагается человеку за его заслуги. Деньги, которые ему будут выплачивать, — его собственность. Он может распоряжаться ими по своему усмотрению. Хоть на проезд в транспорте, хоть на медикаменты, хоть на еду.
С субсидиями совсем другая история. Это целевой платеж — помощь государства на оплату именно коммунальных услуг. Кто даст гарантии, что, получив на руки три-пять тысяч гривен (а у нас есть и такие суммы субсидий), семья точно потратит их на оплату? Никто. Риск кризиса неплатежей очень высокий.
— Ну да…
— Поэтому ни МВФ, ни Мировой банк не торопят нас с внедрением именно такой формы монетизации субсидий.
— Погодите. Какая-то монетизация субсидий была же проведена.
— Да. Мы переходим на наличные расчеты с поставщиками услуг. Граждан этот процесс (по крайней мере, на данном этапе) никак не касается. Процесс идет. Идет непросто. Есть шероховатости, которые правительство старается убрать.
— Понятно. А вот прошлым летом людям выплачивали какую-то часть субсидии.
— Хорошо, что вы перешли к этому, поскольку монетизация субсидии, по нашему убеждению, возможна только в части стимулирования людей по экономному пользованию ресурсами. В прошлом году субсидиантам, которые в отопительном сезоне 2016−2017 использовали газ и электроэнергию для отопления жилья в объемах ниже нормы, была выплачена определенная денежная компенсация. Ее до Нового года получили более 1 миллиона 700 тысяч человек. И мы предлагаем продолжать эту практику для того, чтобы поощрять людей, получающих субсидию, к экономии ресурсов. Вот в таком виде возможна монетизация субсидии.
— А почему бы сейчас не ввести хотя бы такой вариант монетизации субсидий?
— Частично он уже введен и был применен в прошлом году. А внедрить это для всех получателей субсидии пока невозможно — по техническим причинам.
— Каким?
— Система социальной защиты полностью готова к этому. Но не готовы поставщики услуг. Нет счетчиков, которые покажут реальные объемы потребляемых услуг. Особенно остро этот вопрос стоит в городах и многоквартирных домах. Вы наверняка видели зимой зеленые проталины над теплотрассами. Сейчас люди платят за обогрев этой земли. Нужны счетчики тепла в квартиры! Не только в дома. А их пока нет.
Поэтому конечная реализация нашего проекта по монетизации субсидий (в части выплаты людям наличными деньгами премий за сэкономленные ресурсы) полностью привязана к моменту оборудования домов счетчиками тепла, газа, воды…
В целом наши международные партнеры вместе с нами видят развитие не в усилении программы субсидий как таковой, а в повышении энергоэффективности с одной стороны и увеличении доходов (зарплат и пенсий) — с другой. Для того, чтобы у людей было достаточно средств на самостоятельную оплату жилищно-коммунальных услуг.
— Кстати, о доходах. Как насчет обещанного увеличения пенсий? Что-то планируется повысить?
— Уже повысили. С марта было принято решение о проведении осовременивания пенсий военнослужащим. Пересчет будет проведен с 1 января 2018 года, как и было обещано. Это повышение коснется почти 500 тысяч человек и составит в среднем около 1500 гривен. И до конца апреля все военные пенсионеры получат пересчитанные выплаты вместе с доплатами.
Кроме того, если в этом году у Пенсионного фонда будет дополнительный ресурс (а мы имеем на это все надежды, поскольку в прошлом году фонд обеспечил дополнительных поступлений в размере более 20 миллиардов гривен, а с начала этого года — два с половиной миллиарда гривен), думаю, мы сможем порадовать остальных наших пенсионеров очередным этапом повышения пенсий.
— Будет очередное осовременивание пенсий, увеличение минимальной пенсии или, может, будут повышены пенсии людям, у которых большой стаж, но была низкая зарплата?
— Это станет понятно после того, как увидим, каким денежным ресурсом мы обладаем. Не будем печатать деньги для повышения пенсий, создавая почву для инфляции и обвала гривни. Мы будем исходить из реальных возможностей экономики. И каждую дополнительно заработанную гривню будем направлять на повышение зарплат, пенсий, улучшение жизни украинцев.
Более подробно о том, как нынешней весной повысили пенсии военнослужащим, читайте в ближайших номерах «ФАКТОВ» и на нашем сайте.
Перечень тех, кто может претендовать на монетизацию транспортных льгот
- Лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенные к категории 1.
- Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенные к категории 2.
- Дети в возрасте от шести лет, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой.
- Участники боевых действий.
- Лица, получившие инвалидность вследствие войны.
- Дети в возрасте от шести лет из многодетных семей.
- Ветераны военной службы, органов внутренних дел, Национальной полиции, налоговой милиции, государственной пожарной охраны, Государственной уголовно-исполнительной службы, службы гражданской защиты, Госспецсвязи.
- Родители военнослужащих, погибших, умерших или пропавших без вести во время прохождения воинской службы.
- Лица с инвалидностью, дети с инвалидностью в возрасте от шести лет и лица, сопровождающие лиц с инвалидностью I группы или детей-инвалидов.
- Реабилитированные лица, получившие инвалидность вследствие репрессий или являющиеся пенсионерами.
Читайте нас у Facebook