«После взрыва кабина «Руслана» наполнилась то ли пылью, то ли туманом»
— Это было в начале 1990-х годов, вскоре после распада Советского Союза, — вспоминает Михаил Харченко. — В Закавказье шла война между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. Наши самолеты возили в Армению продукты питания, а оттуда в Украину — искусственный каучук для Белоцерковского шинного комбината и комплектующие для украинских заводов. Из Азербайджана же везли в Киев на ремонт подбитые армянами танки. К нам в Гостомель для решения вопросов прилетали представители обеих враждующих республик. Встречи с каждым из них мы старались организовывать в разные дни. Чтобы, не дай Бог, встретившись, горячие кавказцы не сцепились друг с другом.
— В тот день мы вылетели на «Руслане» в Ереван, — рассказывает Владимир Чепиль. - Командиром был заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Моисеев (ныне покойный), штурманом — заслуженный штурман-испытатель Олег Коршунов, вторым бортинженером-испытателем — Сергей Жовнир. Везли продукты питания. Перед этим, помню, на «Антее» (Ан-22) возили в Армению 50 тонн сливочного масла, а назад — каучук в бочках.
Погода была отличная, ясная, начало осени. Мы взлетели и пошли, набирая высоту, вдоль Днепра. Вдруг, где-то минут через двадцать, примерно в районе Канева, на высоте 3400 — 3600 метров позади кабины пилотов на борту раздался взрыв. Кабина наполнилась то ли пылью, то ли туманом. Конечно, мы испугались. Но вскоре пыль ушла. Приборы, двигатели — все работало нормально, самолет спокойно продолжал полет.
Я решил посмотреть, что произошло. Открываю дверь кабины пилотов, выглядываю в техотсек, за которым расположена комната отдыха сменного экипажа. А там, по правому борту, нет аварийной двери! И ветер гудит… «Сиди!» — крикнул мне командир. До меня не сразу дошло, что исчезли упаковки с надувными спасательными плотиками, наши сумки с личными вещами, портфели с документами и деньгами. Только аварийный канат, скрученный в бухту, болтался между предкрылком и крылом. Хорошо, что не попал в двигатель!
— Куда же делась дверь?
— Улетела! Ее сорвало с замков и петель… А дверь была увесистая — примерно метр двадцать на восемьдесят. Тоже хорошо, что не попала в двигатель. В критической ситуации летчики покидают самолет через аварийную шахту, а сидящие сзади них члены экипажа — через эту дверь.
Если бы она была неплотно прикрыта, сработала бы сигнализация. Но никаких сигналов не было, мы летали на этой машине уже не первый год.
Эту дверь потом так и не нашли. Может, упала в Днепр или прибрежные заросли. Может, кто-то из местных жителей оказался «хазяйською дитиною»… Хотя какие-то то ли грибники, то ли лесники нашли и вернули летную книжку Сережи Жовнира. А все остальные вещи и документы пропали.
* На фото (слева направо) бортинженер-испытатель Владимир Чепиль, заслуженный штурман-испытатель Олег Коршунов и бывший ведущий инженер по летным испытаниям «Руслана», а ныне директор «Авиалиний Антонова» заслуженный работник транспорта Украины Михаил Харченко. Фото из личного архива В.М. Чепиля
— Как чувствовали себя члены экипажа, ведь произошла разгерметизация кабины?
— Высота была еще небольшая, кислородные маски не пришлось надевать, — рассказывает Владимир Чепиль. - Но на больших высотах взрывная разгерметизация опасна тем, что люди могут не только потерять сознание, но и заработать кессонную болезнь — азот, который вместе с воздухом поступает в кровь, закипает и блокирует сосуды. Возможен даже летальный исход. Погибшую на американском «Боинге» пассажирку наполовину высосало наружу. Возможно, она своим телом как бы запломбировала разбитый иллюминатор, это замедлило процесс разгерметизации салона самолета и позволило остальным пассажирам и членам экипажа успеть надеть кислородные маски. А командир экипажа «Боинга» Тамми Джо Шультс (кстати, бывшая летчик-истребитель) не позволила машине свалиться в штопор, резко ушла с большой высоты и приземлилась на одном двигателе.
— Слава Богу, у вас тогда все обошлось. Что же было дальше?
— Командир доложил в Гостомель, мы срочно вернулись, благополучно приземлились. Причиной аварии занялись специалисты. Рабочие быстро починили поврежденные крепления и установили новую дверь. На следующее утро мы продолжили прерванный рейс. Уже без приключений.
— Причину ЧП установили?
— Да. Во время подъема на высоте приблизительно 2800 метров из-за того, что за бортом атмосферное давление становится все ниже, а в кабине остается прежним, самолет как бы надувается, словно футбольный мяч. Давление изнутри на двери, иллюминаторы, внутреннюю обшивку увеличивается. Вот дверь и выдавило. Будь надежнее замки — этого не случилось бы. Хорошо, конечно, что в этот момент никому из членов экипажа не вздумалось по какой-то надобности выйти в техотсек. А то улетел бы вместе с вещами.
В итоге систему замков и креплений на дверях усовершенствовали.
Я более двадцати лет отдал испытательным полетам. Но ни до, ни после этого ничего подобного на антоновских самолетах не случалось.
— А ведь был и трагический случай в небе Украины…
— Да, в ноябре 1977 года во время вылета из Борисполя пассажирского лайнера Ту-154 экипаж услышал громкий удар, раздавшийся в салоне. Бортинженер пошел выяснить причину разгерметизации и обнаружил, что аварийной двери нет. Командир Владимир Самусев (ныне пенсионер, живет в Буче под Киевом) тут же принял решение вернуться.
Уже на земле обнаружили, что на борту нет двух бортпроводников! Через некоторое время в Борисполь позвонила милиция из Яготинского района Киевской области: изувеченные тела парня и девушки обнаружили в поле вблизи одного из сел (из которого родом, по иронии судьбы, была эта стюардесса).
Как показало расследование, за считанные минуты до полета парень и девушка в нарушение всех инструкций решили покурить на борту самолета. Чтобы выбросить окурки на перрон и проветрить отсек, они приоткрыли аварийную дверь. Потом как следует не закрыли (обычно это делает бортинженер) и не пристегнулись. Из-за несовершенства датчика «открытие/закрытие дверей» на табло «двери/люки» информация о том, что дверь закрыта не полностью, не высветилась. Во время подъема на высоту давление внутри самолета стало превышать давление забортного воздуха и вырвало плохо закрытую дверь вместе с бортпроводниками, находившимися рядом. После этого на всех самолетах Ту-154 была выполнена необходимая доработка аварийных дверей.
2127Читайте нас у Facebook