— Какие факты подтолкнули вас к мысли о том, что в «Повести временных лет» слава строителя Софийского собора незаслуженно приписана Ярославу Мудрому? — спрашиваю у заведующей научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская», профессора Надежды Никитенко.
— В процессе изучения живописи собора я обратила внимание на то, что она прославляет не Ярослава, а его отца князя Владимира. В средневековье существовала традиция: в росписи церквей мастера отдавали должное тем, кто инициировал и оплачивал их строительство. Поэтому у меня и возникли сомнения насчет того, что в «Повести временных лет» все изложено так, как было в действительности. Чтобы проверить это, я подняла другие исторические источники времен жизни князей Владимира и Ярослава, в которых есть сведения о Софийском соборе. Оказалось, что современник обоих этих князей митрополит Киевский Иларион (он стал первым митрополитом из числа русичей) в своей знаменитой проповеди «Слово о законе и благодати» (ее текст сохранился) сказал, что как царь Соломон завершил дело своего отца Давида, закончив строительство Иерусалимского храма, так князь Ярослав завершил дело своего отца Владимира — создал Софийский собор.
— Митрополит как бы утверждал, что князь Владимир распорядился возвести Софию Киевскую, но не дожил до окончания строительства?
— Да, Владимир неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши. Титмар все это записал в своей хронике. В ней содержится и свидетельство о Софийском соборе, в котором сказано, что в Киеве в Софийском монастыре Святополка и Болеслава встречал митрополит Киевский с мощами святых и прочими реликвиями. Раз в этом монастыре находилась резиденция митрополита и хранились христианские святыни, значит, вероятней всего, там уже стоял каменный Софийский собор.
* Надежда Никитенко: «Информация в летописи о том, по чьей инициативе был построен Софийский собор, оказалась неверной. В росписях храма содержатся красноречивые свидетельства о том, кто в действительности распорядился его построить»
— Какие конкретно фрески, мозаики на стенах собора свидетельствуют о том, что он строился по распоряжению князя Владимира?
— Прежде всего, фреска «Княжеский портрет», на которой изображено, как великий князь Киевский с семьей входит в освящаемый храм. Эта композиция, размещенная в центре храма, символизирует то, что Владимир привел Русь в лоно православной церкви.
До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве. Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска «Княжеский портрет», которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.
Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на «Княжеском портрете» была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей. Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.
* Фреска «Княжий портрет» (реконструкция)
— Что это значит?
— То, что Владимир хотел, чтобы велико-княжеский престол унаследовал Борис. Если тот не смог бы этого сделать (например, погиб), то властителем страны должен был стать Глеб. Это решение Владимира объясняется просто: Борис и Глеб родились в его христианском браке с византийской принцессой. Византия была тогда самым развитым, сильным и богатым государством в мире. Понятно, что Владимир хотел оставить Русь сыновьям, которые были племянниками византийского императора.
Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу. Однако великий князь неожиданно заболел и умер. Затем разгорелась кровопролитная война за киевский престол, победу в которой одержал Ярослав.
* Изображение князя Владимира на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)
— Борис и Глеб принимали в ней участие?
— Глеб был еще слишком мал, а Борис, которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — «Эймундовой саге». Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и со свойственным ему двуличием, как бы укоряя наемников, сказал: «Ну и быстро же вы управились». Вскоре был убит и Глеб.
В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору «Эймундовой саги» никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.
— Давайте вернемся к Софийскому собору. Как вам удалось вычислить даты начала и завершения его строительства?
— Помогли Святцы (церковный календарь). В них нет информации, когда строительство началось и когда завершилось. Но в этом календаре указаны дни, в которые освящали собор — 4 (по новому стилю 17) ноября и 11 (по новому стилю 24) мая. Следует понимать, что первое освящение было проведено в связи с закладкой первого камня в основание храма, второе — после того, как собор был построен и расписан. Еще один важный момент — освящение обязательно должно было приходиться на воскресенье — день Господень. Я исходила из того, что собор создавался во втором десятилетии ХI века. В этот промежуток времени 4 (17) ноября и 11 (24) мая приходятся на воскресенье в 1011 и 1018 годах. Получается, собор был заложен 4 (17) ноября 1011 года, а первая служба в нем состоялась 11 (24) мая 1018-го. Судя по росписи, большую роль в создании Софии сыграла княгиня Анна, которая, согласно свидетельству арабского автора Яхьи Антиохийского, жившего в ХІ веке, «построила многие церкви в стране русов».
* Фреска княгини Анны на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)
— Именно с Владимиром и Анной связаны и знаменитые светские фрески двух лестничных башен Софии, которые ведут на княжеские хоры, — продолжает Надежда Никитенко. — Фрески рассказывают о заключении их династического брака в конце 987-го — начале 988 года, положившего начало Крещению Руси. В южной (мужской) башне изображен прием послов Владимира на константинопольском ипподроме — форуме византийцев, а в северной (женской) показано брачное венчание принцессы Анны царским венцом. Вот почему в источниках она называется царицей. Ее короновали как невесту царя (кесаря), поскольку Владимир был удостоен этого титула в качестве зятя императора. Владимир и представлен на своих монетах в царском облачении, с короной на голове.
И вот еще о чем я хотела сказать: изучение архитектурных особенностей Софийского собора показало, что Ярослав внес некоторые изменения в его первоначальный проект, уже осуществленный при Владимире. В частности, когда в 1019 году Ярослав сел на киевский престол, то встроил в уже возведенную и расписанную фресками северную открытую галерею собора усыпальницу с мраморным саркофагом для себя. В древности правители создавали свои усыпальницы сразу же после занятия престола. Ведь никто не знает, когда его призовет Бог… С Ярославом это случилось через 35 лет. Он скончался в 1054 году и был погребен в этом саркофаге. Останки князя исчезли из Софии в ХХ веке во время Второй мировой войны. Скорее всего, они сейчас находятся в США. Но это уже другая история…
— Чем-либо еще подтверждается дата основания Софии в 1011 году?
— Да. В XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: «Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011». То есть он точно указал год начала строительства собора.
* Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы
— Откуда он мог его знать, если в «Повести временных лет» указана другая дата — 1037 год?
— В его распоряжении был архив Софийского монастыря, в котором хранилось большое количество старинных документов. К сожалению, в конце XVII века архив сгорел. В нем были ценные материалы, которые современным ученым неизвестны. До наших дней не сохранилась и надпись, сделанная под центральным куполом по распоряжению Петра Могилы. Как это ни странно звучит, ее уничтожили… реставраторы. Это произошло в прошлом веке — в 1950-е годы. В те времена считалось, что в соборе ценность имеют только мозаики и фрески XI века. Поэтому значительную часть масляной живописи XVII—ХVIII столетий реставраторы либо записали однотонным слоем краски, либо вообще уничтожили. Хорошо хоть, что они сфотографировали эти изображения. Снимки и негативы сохранились в архиве заповедника. Так что негативы и фотографии надписи, сделанной по приказу Петра Могилы, у нас есть.
Еще одним доводом в пользу начала строительства в 1011 году и его завершения в 1018-м является то, что их отделяет семь лет. Дело в том, что именно за такой срок был возведен Иерусалимский храм, который является священным прообразом всех христианских храмов. Поэтому Десятинную церковь в Киеве князь Владимир построил за семь лет. Как видим, в этот срок удалось уложиться и при создании Софийского собора. Кстати, София Киевская — это образ Небесного Иерусалима (Царства Небесного), как он описан в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 арок-врат, посередине над княжеским портретом в парапет хор был вмонтирован большой камень зеленого цвета (яшма — светило Небесного Иерусалима).
Научным руководителем кандидатской диссертации, которую я защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Он сказал мне: «Ваша диссертация будоражит умы. Я бы ее никогда не поддержал, если бы вы меня не убедили в правоте своих выводов». Кандидатскую я защитила в Москве, а докторскую — в Киеве. Обе эти работы легли в основу моих монографий.
В 2012 году мы вместе с коллегой, исследователем граффити Вячеславом Корниенко, опубликовали в совместной работе 11 уникальных надписей с датами их написания — 1018, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 годы… Они обнаружены и прочитаны на стенах Софийского собора в последние годы. Я была потрясена этими находками, ведь они являются неопровержимыми доказательствами того, что в 1018 году храм уже был действующим.
* Специалисты утверждают, что чем дольше стоит Софийский собор, тем прочнее становятся его стены — секрет этого феномена в технологии кладки, которую применили византийские мастера
— Как получилось, что до этого никто не обнаружил столь важные для науки надписи?
— Граффити на стенах Софии более семи тысяч. Им посвящены целые книги. Но прежде исследователи обращали внимание на самые заметные, легко прочитываемые надписи. Сейчас стены собора исследуют очень тщательно, не пропуская ни одного граффити.
P. S. Софийский собор стал музеем в 1934 году, службы в нем, кроме особых случаев, не проводятся. В день юбилея, 24 мая, в нем планируется провести торжественный молебен с участием высшего руководства Украины.
* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
5645Читайте нас у Facebook