Как ранее сообщали «ФАКТЫ» парламент и правительство в спешном порядке ищут возможность отсрочить введение Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в силу.
«Это необходимо для соблюдения правовой стороны вопроса, так как новый закон не стыкуется с действующими постановлениями Кабмина, в частности в вопросах заключения договоров между поставщиками и потребителями услуг, прекращения предоставления коммунальных услуг в случае неуплаты, начисления пени и так далее. А новые постановления еще не готовы. Поэтому могут возникнуть угрозы с прохождением нового отопительного сезона, вывозом мусора, так как по новому закону поставщики коммунальных услуг формально не будут иметь права оказывать эти услуги, пока не заключены типовые договоры, а новые их варианты не разработаны. Поэтому решено перенести вступление в силу статей закона, которые касаются отопления, на 1 мая 2019 года, а обслуживания домов — на 1 января 2019 года», — заявил первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Андриевский.
Однако, несмотря на такие заявления, никакого официального решения о переносе срока вступления в силу Закона «О жилищно-коммунальных услугах» пока не опубликовано. Так что формально данный законодательный акт начинает действовать с 10 июня. Чем эта коллизия чревата для миллионов украинцев, «ФАКТАМ» рассказал эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики, кандидат юридических наук Андрей Никончук.
— Профильным комитетом Верховной Рады активно рассматривается необходимость отсрочить вступление в силу Закона «О жилищно-коммунальных услугах», — говорит Андрей Никончук. — Проблема в том, что до сих пор не разработаны нормативные акты относительно порядка учета воды и тепла в жилых домах. При том, что уже с 10 июня закон должен вступить в силу и полноценно заработать. Кроме того, закон обязывает установить общедомовые счетчики воды и тепла во всех домах до 2 августа нынешнего года! Но эта норма не выполнена. Местный власти, вместо того чтобы вкладывать деньги в установку приборов учета воды и тепла, тратят их на другие, более важные, как им кажется, направления — строят фонтаны, обустраивают скверы, выкладывают площади новой плиткой… Что вполне вписывается в логику предстоящих избирательных кампаний, во время которых «новострой» можно показать и на его фоне сфотографироваться.
Безусловно, это тоже нужно делать, но ведь есть же и первоочередные системные задачи, которые не выполняются. Кроме того, нередко местные власти предпочитают положить деньги, полученные от уплаты налогов, на депозит, чтобы получать пассивную прибыль, вместо того, чтобы расходовать их на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры. Но даже не это главная проблема.
Дело в том, что более чем за полгода, минувших с момента принятия Законов «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», Кабинет министров не разработал и не утвердил более 20 разных подзаконных актов, необходимых для полноценного функционирования данных законов. Как минимум нужно было определить методики учета потерь тепла и воды, начисления платы, расчета абонплаты на содержание внутридомовых инженерных сетей, утвердить типовые договоры нового образца. Но ничего этого не сделано, либо эти решения «вот вот» на выходе и, как всегда, немного времени не хватило. Возникает закономерный вопрос: почему это не было сделано? Времени было предостаточно, ведь зачастую на подобное приведение нормативной базы в соответствие с принятием новых законов дают намного меньшие сроки. А тут, как говорится, воз и ныне там.
— И как же быть?
- Теперь мы имеем юридическую коллизию. С 10 июня старый закон теряет силу, а новый «О жилищно-коммунальных услугах» формально вступает в силу. То есть ныне действующая услуга по содержанию домов и придомовых территорий уже будет называться «услуга по управлению многоквартирным домом». Значит, вместо ЖЭКов уже должны начать свою работу новые управляющие органы, позволяющие, среди прочего, заключать с поставщиками коммунальных услуг коллективные договоры и брать за эту работу соответствующее вознаграждение.
И тут есть несколько вариантов. Это индивидуальные взаимоотношения потребителя с поставщиком, ОСМД, управителем, нанятым жильцами, или с уполномоченным лицом, выбранным ими же. В двух последних случаях люди должны будут собраться и принять общее решение.
Но исходя из анализа текущего уровня активности и вовлеченности в этот процесс людей, мне кажется, что в 90 процентах случаев никто никаких собраний проводить не будет, оставаясь в роли пассивного наблюдателя до поры до времени, и все останется по-старому. И это самый негативный сценарий — так как если не будет избрана ни одна из предложенных моделей коллективных взаимоотношений и не удастся договориться с поставщиком той или иной услуги про размер платы за обслуживание внутридомовых сетей многоквартирного дома, то автоматически между исполнителем коммунальной услуги и каждым сособственником будет заключен индивидуальный договор. Однако в таком сценарии есть ряд негативных особенностей.
Во-первых, поставщик услуги, например воды, будет обеспечивать ее поставку только до границ многоэтажки — до общедомового счетчика. За внутридомовые сети он уже не станет отвечать. Правда, после заключения индивидуального договора из платежки исчезнет плата за содержание внутридомовых сетей. Но такая «экономия» может людям очень дорого обойтись.
Возникает естественный вопрос: а кто будет поддерживать в исправности внутридомовые сети? Да никто, но только до тех пор, пока они будут работать. А как только произойдет порыв или авария, начнется самое интересное — поиски кого угодно и за любые деньги, чтобы эту аварию устранить.
Во-вторых, все организационные мероприятия и расходы на содержание внутридомовых сетей ложатся на плечи жильцов, заключивших индивидуальные договоры с поставщиками. Но если люди не удосужились объединиться, чтобы создать коллективного пользователя или нанять управителя, не говоря уже о создании ОСМД, то как они смогут обеспечить работоспособность внутридомовых сетей? Кто конкретно будет этим заниматься? Кем это будет оплачиваться?
— А люди имеют право перейти на коллективный договор уже после вступления закона в силу?
- Да, такая возможность есть, но для этого жильцы должны будут обязательно выбрать себе управителя (неважно — физическое или юридическое лицо), который от их имени заключит договоры с поставщиками и возьмет на себя все вопросы, связанные с обслуживанием дома. Понятно, что услуги управителя платные, но жильцам гораздо проще, удобнее и дешевле решать возникающие проблемы с одним управителем, а не с несколькими поставщиками.
Кроме того, главная идея закона заключалась в создании условий для появления большого числа управителей (или управляющих компаний) и здоровой конкуренции между ними. Но, как оказалось, эти начинания в очень далекой перспективе. А пока что, к моменту вступления закона в силу, правительство даже не разработало программы отбора, обучения, аккредитации таких структур. То есть в большинстве случаев, если люди даже захотят нанять управителя, его не так-то просто найти. Новых управителей пока просто нет!
На сегодняшний день в Киеве работает определенное количество управителей, но они зачастую созданы застройщиками в новых жилых комплексах для того, чтобы обслуживать возведенный ими новострой. А как быть жителям «хрущевок» и «сталинок», которые обслуживаются старыми ЖЭКами? Вопрос остается открытым. Выбирать по большому счету не из кого.
Читайте также: На сколько в июне подорожают телефонная связь и проезд в поездах
— Нередко можно услышать, что с 10 июня ЖЭКи перестанут выполнять свои функции и наступит полный коллапс. Это так?
— Конечно же нет! ЖЭКи продолжат выполнять свои обязанности, пока не заработает новый механизм управления и обслуживания жилого фонда. А он начнет действовать лишь тогда, когда люди соберутся и выберут себе нового управителя под давлением проблем, которые повально начнут возникать. Но пока нет даже этих управителей.
— И какова дальнейшая судьба ЖЭКов?
— Я думаю, что их вскоре приватизируют и превратят в частные управляющие компании. То есть довольно мощная производственная база — коммунальные помещения, офисы, склады, оборудование — уйдет в частные руки. Возможно, на первом этапе на 51 процент они останутся под коммунальным управлением, но это лишь до того момента, пока не начнут работать рыночные механизмы на фоне возникшей конкуренции. В итоге же все действующие коммунальные ЖЭКи будут проданы. Их преимущество в том, что они получат штат лучших квалифицированных профильных специалистов (кровельщиков, сантехников, электриков
Скорее всего, в первую очередь в приватизации ЖЭКов заинтересованы те, кто вовлечен в политические процессы. Ведь, помимо производственной базы и бизнеса, это еще первоочередная возможность достучаться до избирателя. А кто сегодня лучше, чем сотрудник жилконторы, знает, что происходит в конкретном доме и какие настроения у людей. Поэтому тот, кто будет иметь доступ к этой стратегической информации, получит неоспоримое преимущество при построении коммуникативных связей с избирателями.
— А как быть с общедомовыми счетчиками воды, которые требовалось установить до 2 августа? Ведь по закону за отсутствие водомера будут штрафовать?
— Да, поставщик услуг понесет наказание, так как формально он отвечает за установку и обслуживание общедомового счетчика воды и теплоснабжения. Замечу, что это было поручено организовать местным властям. Но, если они не профинансировали работы, то поставщик обязан установить приборы коммерческого учета за свой счет, а затем распределить сумму между потребителями. Так что в платежках у многих, помимо тарифа и абонплаты, может появиться еще одна графа — плата за установку и обслуживание домового счетчика.
— Что вы посоветуете простым людям в сложившейся ситуации?
— Если есть возможность, то создавать ОСМД, объединяться, искать управителя. В перспективе это сильно упростит и удешевит людям жизнь.
А если такой возможности нет, то учиться, так как только знания помогут в будущем обезопасить себя от неправильных шагов по управлению собственным имуществом. ЖЭКи в одночасье не исчезнут и свои функции пока будут выполнять. Но хочется надеяться, что правительство наконец-то выполнит свои обязательства и создаст условия для полноценного старта новых законов, являющихся основой глубокой реформы жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Кстати, стоит напомнить, что в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» есть норма, дающая право поставщику в случае неуплаты ограничить или прекратить предоставление услуги потребителю. То есть формально компании смогут отключать должников от газа, воды, тепла или электроэнергии.
7204Читайте нас у Facebook