Что нужно знать жильцам старых домов, чтобы установить в квартире регуляторы тепла
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что правительство утвердило «Порядок определения технической возможности установки узлов распределительного учета тепловой энергии и экономической целесообразности установки приборов — распределителей тепловой энергии». Документ дает возможность жильцам старых домов, с вертикальной системой разводки отопления, устанавливать в своих квартирах индивидуальные приборы учета тепла, а также регулировать подачу теплоносителя в квартиру. Это позволит не только четко определять, сколько вы расходуете тепла, но и меньше за него платить. В предыдущей статье специалист по энергоэффективности рассказал о технических особенностях установки индивидуальных регуляторов и распределителей тепла. А сегодня мы поговорим о том, каким образом жильцы старых многоэтажек могут организовать установку таких устройств в своих квартирах. А вот с этим, похоже, у людей могут возникнуть серьезные трудности.
Для начала напомним, что из себя представляют распределители и регуляторы тепла, использование которых теперь разрешено правительством. Как ранее сообщил «ФАКТАМ» энергоаудитор, менеджер проектов крупной энергосервисной компании Сергей Свистюк, распределитель тепла — это электронный прибор, который крепится на каждую батарею в квартире. Он фиксирует температуру ее поверхности в месте крепления и температуру воздуха в помещении. На основании разницы в показаниях, с учетом коэффициента теплоотдачи батареи, рассчитывается объем полученного помещением, то есть конкретной комнатой, тепла. Данные указываются в киловатт-часах и гигакалориях. Отличие распределителя тепла от индивидуального (квартирного) счетчика тепла в том, что теплосчетчик подсчитывает объем горячей воды, прошедшей по трубе отопления в квартиру, и разницу между температурой теплоносителя на входе и на выходе из квартиры. Распределители же тепла предназначены для использования в многоквартирных домах с вертикальной разводкой системы отопления, в том числе в «хрущевках».
Об особенностях нового порядка установки в квартирах приборов регулирования и учета тепла «ФАКТАМ» рассказал эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики кандидат юридических наук Андрей Никончук:
— Реализация проекта по установке приборов для учета и контроля тепла в квартирах состоит из двух частей. Первая, как ни парадоксально, — это установка общего узла коммерческого учета тепла, а проще говоря, домового счетчика отопления. Для этого необходимо, чтобы специалисты организации, имеющей соответствующую лицензию, осмотрели дом и проверили, существует ли вообще возможность для установки такого прибора: есть ли подходящее помещение, готовы ли внутренние инженерные сети, в каком они состоянии, нужна ли модернизация и так далее. После того как принято решение, что общедомовой счетчик может быть установлен, переходят ко второй части — обсуждению с жильцами дома вопроса экономической целесообразности размещения в квартирах тепловых распределителей и регуляторов. Если в вашей многоэтажке общедомовой прибор учета тепла уже стоит, то можете сразу переходить к решению вопроса об индивидуальных счетчиках.
— Кто и как это должен решать?
— Вопрос решают не ЖЭКи и не управляющие, а только сами жильцы дома, то есть его владельцы. Кстати, в постановлении есть формула, по которой можно приблизительно рассчитать срок окупаемости установки приборов индивидуального учета тепла в квартирах. Такие расчеты помогут решить, стоит ли вкладывать деньги и когда эти вложения начнут давать экономический эффект.
Если в многоэтажке уже создано общество совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), то решить вопрос будет легче, так как правление этой организации имеет соответствующие полномочия. Поэтому рассмотрим, что делать жителям обычных старых многоэтажек, которые до сих пор не удосужились создать ОСМД. В данном постановлении конкретно не указано, каким именно образом собственники жилых и нежилых помещений должны решать вопрос об установке индивидуальных систем учета тепла. Но, судя по всему, согласно нормам Закона № 417 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», следует провести общее собрание владельцев жилья, решение которого является обязательным для всех.
Напомню, что для проведения общего собрания жильцов достаточно инициативы трех собственников недвижимости. Такое собрание считается легитимным. Для принятия каких-либо решений вам нужно согласие большинства людей. Но учтите, что такое большинство формируется не количеством граждан, а размером находящейся в их собственности жилплощади. То есть для принятия коллективного решения под ним должны подписаться владельцы не менее 51 процента площади помещений многоквартирного дома. Причем если на собрание не пришло необходимое количество людей, то остальные могут проголосовать с помощью опросных листов.
Хочу отметить, что заставить всех жителей дома поставить в своих квартирах оборудование для учета тепла вряд ли удастся. Ведь это существенные расходы. Надо как минимум купить на каждую батарею распределитель и регулятор. Кроме того, технические специалисты говорят, что еще, возможно, потребуются концентраторы, способные с помощью радиосигналов собирать показания со всех приборов учета тепла в квартирах. Но большинство жильцов должны согласиться на эти затраты. И в постановлении сказано, что такие приборы необходимо установить не менее чем в половине квартир многоэтажки.
— Допустим, общедомовой счетчик тепла уже есть и больше половины жильцов готовы поставить в своих квартирах индивидуальные приборы учета. Что делать дальше? Каждый занимается этим самостоятельно?
— В постановлении нет никаких требований. Поэтому после того, как люди убедились, что желающих вести индивидуальный учет тепла больше 50%, они обращаются к организации, которая эти приборы им продаст и поможет установить. Возможно, посодействуют энергоаудиторы. Но в постановлении не сказано, каким образом всю систему вводить в эксплуатацию. К кому обращаться, чтобы они вели учет этих приборов и их показателей? Каким образом данная информация будет синхронизироваться с теплоснабжающей организацией? Кто отвечает за правильность и своевременность подачи таких сведений? В постановлении ответов на эти вопросы нет! Значит, правительство еще должно создать механизм реализации норм постановления.
— А как и кто будет начислять плату за тепло?
— И об этом ничего не сказано. Мы как собственники жилья решение об установке счетчиков тепла на каждую батарею принять можем. Даже можем их установить. Но дальше это будет памятником архитектуры, поскольку непонятно, как и кем эти показатели будут передаваться поставщику тепла.
Есть еще одна скрытая угроза. Неопределенность данного постановления создает почву для всевозможных злоупотреблений. Завтра к вам придет представитель теплопоставщика и начнет рассказывать, что вы не так и не туда поставили распределитель. А еще он скажет, что приборы не сертифицированы. Или вовсе заявит, что для установки оборудования нужно было разработать отдельный проект. И так далее. Такие вопросы возникнут обязательно.
— То есть в постановлении не говорится, каким именно требованиям должно отвечать устанавливаемое оборудование?
— Об этом ничего не сказано. А ведь людям придется вложить немалые суммы в оборудование своих квартир. Кроме того, в постановлении ничего не сказано о концентраторах, которые будут собирать данные с тепловых распределителей, но, думаю, они действительно понадобятся. А на их покупку и установку тоже нужны деньги, которые придется собирать в складчину жильцам дома. Правда, непонято, сколько и каких концентраторов следует приобрести.
Теперь не менее интересный вопрос: кто и как будет снимать показатели этих концентраторов или (при их отсутствии, ведь в постановлении такие приборы не упоминаются) распределителей, которых в каждой квартире будет несколько. Куда и кому эта информация будет передаваться?
Нужно отдавать себе отчет в том, что ремонтировать и обслуживать приборы будут сами жильцы за свои деньги. Но тогда у этих приборов должен быть какой-то срок поверки. И непонятно, кто за этим будет следить? Не получится ли, что если срок поверки будет просрочен, то поставщики будут начислять плату уже не по квартирным, а по общедомовому счетчику? Где механизм взаимодействия между владельцами жилья и поставщиком тепла на этапах ввода в эксплуатацию и текущих расчетов? Ничего этого в постановлении нет!
Уверен, что теперь потребуется дополнительное правительственное постановление или отдельный приказ Минрегионстроя, которыми все эти проблемные вопросы будут урегулированы. Людям нужен четкий и понятный порядок действий — с учетом всех возможных вариантов установки и обслуживания оборудования. Необходима подробная, пошаговая инструкция с указанием, кто что делает, кто за что отвечает и, главное, кто и как ведет расчеты и начисление платы за использованное тепло. Иначе будет полный хаос.
— Допустим, в многоэтажном доме половина жильцов установила в своих квартирах индивидуальные приборы учета. Они действительно будут платить за отопление меньше?
— Да, те, кто потратит свои деньги и установит счетчики, будут платить меньше. Ведь им плату станут начислять исключительно за то тепло, которое было израсходовано на обогрев конкретной квартиры. Кроме того, подачу тепла люди смогут регулировать по своему усмотрению. Допустим, в квартире четыре батареи. Показания всех тепловых распределителей, установленных на батареях, суммируются. К ним добавляются усредненные показания за отопление мест общего пользования, а также расходы на эксплуатацию внутридомовых сетей. Но все равно соседи, которые приборы не установили, да еще и открывают форточку, когда жарко, так как не могут уменьшить подачу тепла в батарею, заплатят существенно больше, в том числе и за все потери тепла.
— Как будет распределяться плата за отопление между теми, кто поставил счетчики, и теми, кто этого не сделал?
— Механизм расчета был утвержден ранее принятым Законом «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Выглядеть это будет так. Сначала берется показание общедомового счетчика, то есть сколько тепла потребил весь дом. Затем от него отнимается сумма показаний всех индивидуальных счетчиков и объемы тепла, потраченные на отопление мест общего пользования. Все оставшиеся расходы распределяются между квартирами, не оборудованными приборами учета. В результате их хозяева заплатят заметно больше, чем люди, установившие в своем жилье индивидуальные приборы учета тепла.
— Возможны ли какие-либо манипуляции с приборами, чтобы сократить расходы на отопление?
— На этот вопрос можно будет ответить только после того, как будут утверждены технические требования к распределителям и регуляторам тепла. Тогда можно будет понять, насколько это оборудование защищено.
Повторю, что на данный момент до конца не урегулированы многие вопросы, связанные с установкой, эксплуатацией и обслуживанием приборов. Последнее постановление — это полуфабрикат. Правительству нужно дать официальные разъяснения и желательно как можно быстрее, чтобы избежать неразберихи и злоупотреблений, — подытожил Андрей Никончук.
Стоит напомнить, что в июне нынешнего года вступил в силу принятый парламентом в срочном порядке закон, внесший изменения в Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» относительно сроков применения финансовых санкций за нарушение законодательства в сфере коммерческого учета воды и тепла, а также в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» — относительно уточнения порядка введения его в действие. В частности, введение в действие нормы о применении финансовых санкций к субъектам хозяйствования за нарушение сроков установки общедомовых счетчиков тепла и воды отсрочили до 1 августа 2020 года. А введение в действие Закона «О жилищно-коммунальных услугах», в части регулирования коммунальных услуг, отложили до 1 мая 2019 года.
4698Читайте нас у Facebook