— Начнем с банальной замены шин. Разъясните, когда все же нужно менять летнюю резину на зимнюю? Ведь, как показывает практика, делать это с первым снегопадом явно поздно!
— Вы правы. Менять летние шины на зимние нужно значительно раньше. Как утверждают производители шин, эту процедуру следует проводить, когда среднесуточная температура воздуха снижается до отметки плюс 7 градусов. Обратите внимание, речь идет именно о «плюсе». Уже при такой температуре летняя «резина» настолько твердеет, что перестает качественно контактировать с дорожной поверхностью. И это значительно снижает коэффициент ее сцепления с дорогой. В результате шина начинает работать, как лыжа, существенно увеличивая тормозной путь автомобиля и значительно ухудшая его устойчивость и управляемость.
В состав резиновой смеси зимних шин вводятся специальные добавки, которые ощутимо снижают влияние низких температур на плотность протектора. То есть на морозе шины не дубеют. Важную роль также играет и наличие ламелей — специальных многочисленных прорезей на протекторе зимних шин, которые помогают им лучше цепляться за поверхность дороги даже на скользком покрытии.
Эффективность применения «резины», соответствующей сезону, подтверждают многочисленные тесты, показывающие значительную разницу в возможностях летних и зимних шин при торможении и маневрировании. В холодную пору безопасность движения при езде на летних шинах снижается в разы.
— С шинами все ясно. А что еще в автомобиле требует специальной подготовки к зимнему сезону?
— Помимо шин, не менее важным условием подготовки автомобиля к зиме является применение соответствующих эксплуатационных жидкостей. В первую очередь это касается омывателя для автомобильных стекол. Учитывая, что сейчас уже наблюдаются минусовые температуры, те водители, которые не удосужились в преддверии морозов заменить эту жидкость, заработали себе серьезные неприятности.
Дело в том, что летний стеклоомыватель замерзает даже при температуре чуть ниже нуля, и быстрее всего кристаллизация происходит там, где жидкости меньше — в трубопроводах системы. Во-первых, это отрицательно сказывается на безопасности движения — без помощи омывателя «дворники» не смогут качественно очистить стекла автомобиля от дорожной грязи, из-за чего водитель лишается нормальной обзорности. Во-вторых, разморозить систему будет проблематично — для этого автомобиль должен постоять как минимум ночь в теплом боксе или паркинге, где постоянно держится плюсовая температура (а если там не очень тепло, то не меньше суток).
Кроме того, возможно возникновение еще нескольких сопутствующих проблем. Пробуя продавить замерзшую жидкость, электронасос создает в системе повышенное давление, что может разгерметизировать трубопровод в местах соединений. Из-за этого стеклоомыватель начнет течь в салон, залив электроразъемы, концевики и дорогостоящие электроблоки, а также провоцируя возникновение коррозии. Помимо этого, в некоторых современных автомобилях с кузовом универсал и хетчбэк форсунку омывателя заднего стекла нередко встраивают в дополнительный стоп-сигнал. При замерзании летняя жидкость расширяется, провоцируя возникновение трещин на «стопе». Машины с подобными дефектами, как правило, свидетельствуют о таком вот незадачливом автовладельце.
— Есть ли еще какие-то жидкости, кроме омывателя, которые нужно менять с приходом зимы?
— Конечно. Не менее важно проверить плотность охлаждающей жидкости — этот параметр непосредственно влияет на качество антифриза и его способность нормально работать при низких и высоких температурах (не замерзать и не закипать). Особенно это актуально для подержанных автомобилей и тех машин, в которых ремонтировалась система охлаждения, в связи с чем сливали и доливали рабочую жидкость. В среднем срок службы антифриза составляет от двух до пяти лет. По истечении этого времени его плотность снижается, а рабочие качества ухудшаются. В условиях зимы и при сильных морозах это опасно тем, что охлаждающая жидкость может банально замерзнуть, спровоцировав выход из строя не только радиатора, но и двигателя. На сегодняшний день антифризы многих производителей имеют показатель плотности, соответствующий температуре замерзания минус 35—40 градусов. Самому плотность жидкости можно измерить специальным прибором — ареометром, хотя лучше всего это доверить профессионалам на СТО.
Для уверенного пуска двигателя при минусовых температурах очень важно, чтобы аккумулятор был работоспособным. Если же с похолоданием завести двигатель стало сложно, батарею нужно подзарядить, а если и это не поможет — заменить на новую. В холода пусковой ток аккумулятора существенно снижается, тогда как для прокручивания мотора ему требуется больше мощности, чем в теплое время года. В обслуживаемых аккумуляторах при подготовке к зиме рекомендуется обязательно проверить плотность электролита, так как этот параметр напрямую влияет на емкость и срок службы батареи. Эта процедура выполняется с помощью ареометра. По плотности электролита можно определить состояние аккумулятора. Если он быстро разряжается, следует проверить состояние жидкости в каждой его банке. В наших широтах плотность электролита должна быть в пределах 1,27/1,30 грамма на кубический сантиметр при плюс 25 градусах. Если измерения проводятся при других температурах (например, при минусовых), указанные параметры требуют поправок. Опять-таки, эту работу лучше доверить опытным мастерам.
— Зимой часто приходится сталкиваться с обледенением и запотеванием стекол, что ухудшает водителю обзор. Как решить эту проблему?
— Действительно, хорошая видимость — один из залогов безопасной езды. Зимой ее часто осложняют запотевшие стекла. Это происходит из-за образования конденсата — влаги, оседающей в наиболее холодных местах салона, в частности на окнах автомобиля. Влага также образуется в результате дыхания человека. Чем больше в салоне пассажиров, тем выше будет в нем влажность и тем сильнее будут запотевать стекла. Образованию конденсата также способствует испарение влаги из мокрой от снега обуви, одежды и автомобильных ковриков, особенно тканевых. Поэтому зимой рекомендуется использовать резиновые коврики — они не впитывают влагу и за ними легче ухаживать, регулярно убирая с них растаявшую воду. Садясь в салон, следует тщательно струсить снег с одежды и обуви.
Кстати, запотевание стекол может провоцировать забитый салонный фильтр системы вентиляции и обогрева салона. Его рекомендуется менять каждые 10—15 тысяч километров. Эффективно бороться с запотеванием стекол поможет и применение кондиционера — он отлично подсушивает воздух внутри салона, достаточно быстро убирая из него влагу. Но важно помнить: пока двигатель холодный, кондиционер не заработает, однако, как только мотор разогреется, кондиционер начнет работать.
Читайте также: «Дворники» поднимать на ночь не надо, а салон лучше проветривать: полезные лайфхаки автомобилистам на зиму
Еще одна проблема, с которой зимой часто приходится сталкиваться водителям, — обледенение стекол. Как правило, это происходит после длительных стоянок автомобиля на сильном морозе (особенно ночью), когда стекла начинают замораживаться из-за разницы температур — холодной наружной и теплой внутри салона. Чтобы избежать этого, рекомендуется после окончания поездки ненадолго (на две-три минуты) приоткрыть окна или двери в машине, чтобы температура внутри салона и за его бортом выровнялась. Это существенно снизит риск как обмерзания стекол, так и примерзания «дворников». Но если стекла все-таки обмерзли, то начать движение можно только после того, как все они полностью разморозятся от наледи, — водителю нужно иметь хороший обзор на все 360 градусов.
Для качественной очистки стекол в холодное время эксплуатации рекомендую применять бескаркасные щетки или так называемые зимние «дворники», подвижные элементы которых закрыты резиновым чехлом. Такие щетки не боятся обледенения и являются эффективнее обычных.
— Зимой водителям часто приходится сталкиваться с примерзанием дверей.
— Примерзание дверей к резиновым уплотнителям тоже происходит из-за разницы температур «за бортом» и в салоне. Когда после окончания поездки автомобиль остывает, конденсат, образовавшийся на уплотнителях, замерзает, крепко прихватывая дверь.
Во избежание подобных проблем советую нанести на уплотнители специальные силиконовые смазки, существенно снижающие риск примерзания дверей. Причем желательно это сделать на всех «резинках» — не только в салоне, но и на уплотнителях крышки багажника (особенно автомобилей с кузовом универсал и хетчбэк) и капоте.
Напомню также о еще одной зимней проблеме: обмерзании автомобильных замков. Для ее устранения имеются специальные жидкие смазки, которыми рекомендуется обработать все личинки замков.
— Раньше бытовало мнение, что зимой перед поездкой обязательно нужно прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры. Но в последнее время все чаще приходится слышать, что делать это не нужно. Чуть поработал мотор — и вперед, поехали. Это правда?
— Требование в длительном прогреве двигателя зимой применительно преимущественно к старым автомобилям, оснащенным карбюраторными двигателями. Из-за их естественного износа в таких моторах применяются в основном минеральные моторные масла большей вязкости, такие как 15W-40, 20W-60 и прочие. Разогревать их приходится дольше, чем это требуется синтетическим или полусинтетическим смазкам с меньшей вязкостью (применяются в новых двигателях). Таким образом, если зимой начать движение без прогрева на старом двигателе, в который залито минеральное масло, все его детали и узлы будут подвержены повышенным нагрузкам и их износ будет происходить быстрее. Кстати, именно по этой причине бытует мнение, что в сильные морозы (минус 20 градусов и ниже) холодный пуск двигателя, особенно с минеральным маслом, приравнивается к 400—600 километрам пробега. К тому же карбюраторные двигатели из-за устаревшей системы питания, более требовательной к тщательной настройке, при движении «на холодную» могут работать неустойчиво или даже глохнуть.
Читайте также: Заменить жидкость в омывателе и купить лопату: как подготовить авто для езды зимой
Однако современным двигателям, оснащенным системой распределенного или непосредственного впрыска топлива, подобные проблемы не грозят. А значит, особо прогревать их не нужно: после пуска им достаточно поработать две-три минуты — и можно начинать движение. При этом важно избегать повышенных оборотов двигателя и нагрузок на другие агрегаты автомобиля — после мороза они и смазка в них должны постепенно разогреться в движении и выйти на нормальный режим работы. Это касается коробки передач, подшипников, амортизаторов и других агрегатов. Если же этого не сделать и сразу дать «по газам», все перечисленные узлы и агрегаты будут изнашиваться быстрее.
— Не раз приходилось быть свидетелем ситуаций, когда после обильных снегопадов по дорогам ездят автомобили со снеговыми «шапками» на крыше, капоте и багажнике. Видимо, водители подобных машин банально поленились полностью очистить их от снега. Скажите, опасны ли поездки на таких «снеговиках»?
— Ехать на автомобиле, который полностью не очищен от снега, опасно как для его водителя, так и для окружающих участников движения. Ведь при движении «шапка» снега с капота будет сдуваться на лобовое стекло, ухудшая видимость водителю, а снег с крыши полетит на автомобили, едущие сзади. Если же это «шапка» из застывшего снега, то, подтаяв, она может отлететь им в стекло или другие части кузова и повредить их. Кроме того, снег с крыши может съехать на лобовое стекло и неожиданно перекрыть обзор водителю неочищенного «снеговика». То есть езда на заснеженном автомобиле существенно повышает риск возникновения аварийных ситуаций на дороге и негативно сказывается на безопасности движения.
Во избежание неприятностей рекомендую, как говорится, объединить приятное с полезным: совместить кратковременный прогрев мотора с очисткой автомобиля от снега. Нужно запустить движок, включить «печку», направив при этом потоки воздуха на лобовое стекло для его размерзания, активировать обогрев заднего стекла и, пока двигатель вместе с салоном нагреваются, щеткой очистить снеговую «шапку» со всего кузова машины. Только после этого можно начинать движение, помня о щадящем и постепенном прогреве остальных деталей и узлов автомобиля в первые километры поездки.
— Стоит ли при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, дополнительно укомплектовать его? Например, проводами для «прикуривания» аккумулятора на тот случай, если в сильные морозы подведет родная батарея или когда помощи попросит коллега-автомобилист?
— Независимо от сезона каждому автомобилисту желательно укомплектовать свою машину дополнительными автогаджетами, которые будут актуальны в любое время года. В частности, порекомендовал бы водителям всегда возить с собой:
- провода для «прикуривания» аккумулятора (зимой актуальность этого устройства еще выше — изношенный аккумулятор может подвести в самый неподходящий момент);
- небольшую лопатку (зимой откапывать авто из снега, а летом — из песка);
- буксировочный трос (пригодится как для себя, так и для помощи другим водителям);
- фонарик.
Кроме того, при подготовке автомобиля к зиме его комплектацию стоит дополнить еще и таким важным оборудованием:
- щеткой для сметания снега и скребком для чистки льда со стекол;
- перчатками или варежками, в которых будет удобнее очищать машину или выкапывать из снежного плена;
- цепями противоскольжения или ластиковыми браслетами (это больше понадобится автомобилистам, которые отправляются на отдых на горнолыжные курорты).
Тем временем, как сообщали «ФАКТЫ», полиция намеревается штрафовать водителей за летние шины зимой.
Ранее мы также рассказывали, как защитить автомобиль от воздействия дорожной соли.
2149Читайте нас у Facebook