Кто-то из пассажиров закричал: «у меня сестра в трамвайной катастрофе погибла! »
Выбирая в свое время место для бюста «дорогому Леониду Ильичу», городские власти не случайно поставили его в самой высокой точке круто уходящего вниз проспекта Ленина с памятником вождю. Отсюда спуск к центральной площади, метко названной в народе «от Ильича до Ильича», виден, как на ладони: и зеленый бульвар посреди, и дымящиеся трубы «Дзержинки» вдалеке. Открывающуюся от бюста панораму оценили тысячи экскурсантов, посетивших Днепродзержинск в рамках всесоюзного тура «По брежневским местам». Но решить хотя бы малую часть социальных проблем Днепродзержинска руки тогда не дошли.
И родина Леонида Ильича по-прежнему дышит смогом от металлургических и химических гигантов, а изношенность трамвайного парка периодически приводит на крутых склонах к катастрофам.
«Я ругалась, как сапожник, нажимала на все рычаги, но трамвай продолжал скользить вниз »
В кабине старенького трамвая, ехавшего в морозный февральский день по самому опасному в городе маршруту номер два, сидела Ольга Царицан, одна из опытнейших вагоновожатых днепродзержинского коммунального предприятия «Трамвай». Крутой уклон на проспекте Ленина, по словам начальника коммунального предприятия «Трамвай» Сергея Гладких, составляет около 70 градусов(!) и требует особого внимания и мастерства водителя.
Только-только закончился час пик и в салоне было около 70 пассажиров — в основном женщины, едущие с рынка. Вагон уже «вскарабкался» на высшую точку проспекта Ленина, как вдруг система управления дала сбой (»ФАКТЫ» на минувшей неделе кратко сообщали об этом происшествии).
- Я услышала совершенно нехарактерный щелчок, — вспоминает Ольга Царицан, — глянула на приборы, а они показывают, что упал заряд в аккумуляторной батарее. Трамвай замер, как вкопанный, а через несколько секунд я почувствовала: он не то чтобы поехал, а начал сползать назад по склону! Как в замедленной съемке.
Трамваи производства Усть-Катавского завода, по мнению специалистов, не самые надежные. К примеру, все три вида тормозов и блокировка дверей зависят от одного аккумулятора. Именно он в тот момент почему-то отключился.
- Я нажимала на все рычаги, включила и колодочный тормоз, и магнитный, — продолжает Ольга Аркадьевна. — Казалось, сделала все возможное, а трамвай продолжал потихоньку скользить вниз. К тому же заклинило двери, и я даже не могла выпустить пассажиров. Неудобно говорить, но, дергая рычаги, я ругалась, как сапожник, от злости и досады, за людей очень испугалась. Оставалось одно средство — башмак, который еще можно было успеть подложить под колесо. Он лежал у меня в кабине, но я же не имею права покинуть пульт управления! Поэтому, разбив ломиком для перевода стрелок переднюю дверь, попросила какого-то парня выскочить и положить башмак под заднее колесо. Вагон словно толкнуло, он на секунду замер, но препятствие по сравнению с весом трамвая оказалось слишком незначительным
Какое-то время — от бюста Брежнева до магазина «Дружба» — вагон катился вниз не быстрее пешехода. Но дальше была крутая гора, а как ведет себя на таком склоне трамвай, днепродзержинцы знают не понаслышке. Одиннадцать лет назад на параллельной с проспектом Ленина улице Чапаева, по которой пролегал тогда 6-й маршрут, произошла самая страшная в истории городского транспорта Украины катастрофа. Не было, пожалуй, в Днепродзержинске семьи, которой она не коснулась.
В тот июльский вечер 1996 года сдвоенная трамвайная пара ехала вниз к центру города. В час пик оба вагона были забиты возвращающимися с работы людьми, и в стареньком трамвае усть-катавского производства даже не все двери были закрыты. Управляла сцепкой молоденькая вагоновожатая, только-только закончившая в Виннице ускоренные курсы. Когда отказали тормоза и трамвай понесло вниз, рассказывали, она потеряла от испуга сознание. Почти два километра мчался неуправляемый трамвай, и люди сыпались из открытых дверей прямо на ходу, погибая и калечась.
Но самое страшное было впереди. На повороте возле школы кто-то очень предусмотрительный приказал в свое время соорудить бетонное заграждение, огибающее трамвайный путь. Врезавшись в это заграждение, сошедшая с рельсов платформа с колесами остановилась, но металлический корпус салона, оторвавшись от основания вагонов, полетел дальше, отдирая от пола сиденья вместе с пассажирами. Наполненные людьми «мясорубки» рухнули на перекрестке за ограждением, усеяв все вокруг окровавленными трупами и фрагментами тел.
«Оставшуюся в салоне мою сумку с деньгами, мобильником и ключами от квартиры я так и не нашла»
Тогда, одиннадцать лет назад, в аварии погибло около 40 жителей города, в том числе 20 женщин и ребенок. Тяжелейшие травмы получили еще 120 пассажиров злополучной «шестерки». Правительственная комиссия, созданная для расследования катастрофы, главной причиной признала изношенность всего подвижного состава и неготовность конкретного трамвая к работе. Был суд, виновные получили разные сроки, сняли с работы председателя горисполкома. Но, главное, городу с его специфическим рельефом были выделены в 1996 году средства на приобретение аж четырех новых вагонов. Еще один вагон усилиями местной администрации удалось купить в 2001-м. После этого, решив от греха подальше ликвидировать опасный 6-й маршрут и поставив для очистки совести памятник на месте трагедии, днепродзержинские власти об аварии, кажется, забыли.
Но горожане-то помнят! И когда практически такой же вагончик 2-го маршрута покатился под уклон, кто-то из пассажиров крикнул: «У меня сестра в трамвайной катастрофе погибла!», кто-то зарыдал, кто-то начал громко молиться.
Стоявшая возле задней двери женщина тоже вспомнила, что у родственника погибла в той аварии невестка, оставив сиротой маленькую дочь.
- Мне стало очень страшно, — вспоминает пассажирка, назвавшаяся Нонной. — Услышав, что впереди бьют стекла, и увидев, как на ходу из передней двери посыпались люди, я тоже несколько раз ударила каблуком по стеклу. Когда оно выпало, протиснулась в эту дыру и прыгнула. В трамвае осталась моя сумка с деньгами, мобильником, ключами от квартир — моей и маминой. Когда проезжавшая мимо машина подобрала меня и привезла вниз к трамваю, я не сразу заметила, что вся шапочка на моей голове пропитана кровью
Нонна лечится сегодня в травматологии 8-й городской больницы. Сумку свою она так и не нашла, и то, что ее бедой кто-то так подло воспользовался, больше всего огорчает женщину: «Хотя бы ключи вернули».
Еще одна пострадавшая в аварии — девушка по имени Лена — тоже выпрыгнула без вещей, с которыми возвращалась с ночной смены на телеграфе. Но кондуктор ее сумку и пакет увидела и вернула хозяйке. У Лены ушиб позвоночника, черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга.
- Из двух разбитых и одной разжатой двери выпрыгнуло человек двадцать, — рассказывает Лена, — неудачно приземлились мы с Нонной и еще одна пожилая женщина. Остальные разошлись или побежали за трамваем. У одной девушки, которая тоже упала, но смогла подняться, в вагоне остался отец, и она весь этот путь бежала вслед по проспекту. Думаю, просто была в шоке. Я тоже почувствовала себя плохо только в машине скорой помощи, выйти из нее сама уже не смогла.
В семью Лены катастрофа 1996 года тоже принесла трагедию — погибла ее тетя. Поэтому спрашивать у женщин «зачем прыгали?» по меньшей мере бестактно. Однако такие вопросы уже возникают, поскольку местные правоохранители почему-то не спешат расследовать возбужденное по факту уголовное дело. За неделю никто даже не пришел в больницу, мне пришлось самой восстанавливать картину этого чрезвычайного происшествия
«Никого из вагона не выпускай! Пусть люди ложатся на пол!»
Вагоновожатая Ольга Царицан сейчас работает на другом маршруте, где нет столь опасных участков. И хотя она уже пришла в себя, относительно благополучный исход аварии считает просто счастливым стечением обстоятельств.
- Какая-то бабулька так громко молилась на весь вагон, — вздыхает Ольга Аркадьевна, — что я ее даже одернула: «Не отпевайте нас раньше времени!» Но, может быть, именно эта молитва спасла людей? Потому что потерявший управление трамвай только чудом избежал более печальной участи
Увидев, что пассажиры начали бить стекла и выпрыгивать, Ольга Царицан крикнула кондуктору Майе Кожиной: «Никого не выпускай! Пусть люди ложатся на пол!» В дверь как раз пыталась протиснуться старушка в лохматой шубе. Вцепившись в рукав шубы, Майя буквально оттащила женщину от двери и заставила лечь. Пока вагоновожатая отчаянно пыталась остановить трамвай, с каждой секундой набиравший скорость, кондуктор чуть ли не силой укладывала людей на пол.
- Я не видела, что происходит за спиной, и никак не могла ни на что повлиять, — продолжает Ольга Царицан. — Но если бы на перекрестке с проспектом Аношкина, где всегда очень напряженное движение, на пути трамвая оказался автомобиль или если бы не сработала автоматическая стрелка на другом повороте, все закончилось бы гораздо хуже.
- На такой горе неуправляемый вагон может развить скорость более 80 километров в час, — утверждает Сергей Гладких, — но подгоревшие тормозные барабаны и запах гари в салоне свидетельствовали, что колодочный тормоз все-таки сработал. Другое дело, что преодолеть на таком склоне инерцию вагона он уже не смог, — сам трамвай весит 19 тонн да еще человек семьдесят пассажиров.
С какой скоростью вагон катился вниз и что стало причиной аварии, сейчас определяет комиссия, в которую вошли специалисты Харьковской региональной технической инспекции, коммунального предприятия «Трамвай» и горисполкома. Но уже сегодня ясно, что перепадов напряжения в контактной сети в тот момент не было. По мнению Сергея Гладких, неисправной оказалась низковольтная система управления — иными словами, тот самый аккумулятор, от которого многое зависит. Из 34 вагонов, работающих на городских маршрутах Днепродзержинска, более половины имеют предельный срок эксплуатации, а то и намного его превысили.
Купить новые (их городу необходимо около двадцати) коммунальное предприятие, лишь недавно оправившееся после многолетнего кризиса, не может. Стоимость южмашевского вагона, к примеру, 280 тысяч долларов, а предприятию на все про все выделяется в год из местного бюджета около двух миллионов гривен
На пути мчащегося задним ходом трамвая было две остановки, люди на которых, естественно, поглядывали в ожидании совсем в другую сторону. И, как часто водится, стоя на пути. Вагоновожатая в это время была в кабине, кондуктор металась в салоне между разбитыми дверьми, не выпуская пассажиров. Тогда роль впередсмотрящего взял на себя какой-то мужчина на задней площадке. Высунувшись в разбитую дверь и размахивая руками, он стал кричать: «Уходите! С дороги!» И это, без сомнения, многим спасло жизнь. Только одна женщина не услышала предостерегающих криков, и трамвай с силой ударил ее и отбросил в сторону. По травмам, которые она получила, вполне можно судить о скорости вагона: у потерпевшей сломаны кости таза, ребра, повреждены левое легкое и почка, а также черепно-мозговая травма.
Последней из вагона выпрыгнула 75-летняя старушка, которая получила столь тяжелую черепно-мозговую травму, что о событиях в злополучном трамвае даже не помнит и не может понять, почему оказалась в больнице. Впрочем, заведующий 1-й травматологией городской больницы Ь 8 Алексей Вишневский считает, что угрозы для жизни людей уже нет, все идут на поправку. По его словам, пострадавшие в авариях городского трамвая в больнице далеко не редкость.
- Лет шесть назад, — вспоминает Алексей Михайлович, — на том же маршруте у трамвая тоже отказали тормоза, и на перекрестке с проспектом Аношкина он врезался в грузовик, который, в свою очередь, вынесло на остановку. Больше всего тоже пострадали люди, прыгавшие на ходу.
Кстати, старушка в лохматой шубке, которую не выпускала из вагона кондуктор, за выдранный из рукава клок меха ничуть не обиделась. Когда трамвай, промчавшись почти километр, сам остановился на ровной дороге недалеко от Центрального рынка, она бросилась целовать Майе руки
459Читайте нас у Facebook