ПОИСК
Україна

Не сделав работу вовремя, исполнитель должен уплатить заказчику три процента ее стоимости за каждый день просрочки

0:00 11 лютого 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Вступил в силу новый Закон «О защите прав потребителей» «ФАКТЫ» уже рассказывали своим читателям о том, что с января нынешнего года вступил в силу новый Закон Украины «О защите прав потребителей», а также о некоторых новшествах, привнесенных этим документом в нашу жизнь. Как уже упоминалось, новый закон более подробно, чем действовавший ранее, определяет правила игры на рынке товаров и услуг. Сегодня мы расскажем, как должны поступать потребители для того, чтобы максимально эффективно защитить свои права при заказе услуг и работ. Прокомментировал соответствующие нормы нового закона заместитель директора департамента — начальник отдела потребительской политики Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Сергей Литвиненко.

«Если в выполненной работе обнаруживаются существенные недостатки, потребитель вправе требовать расторжения договора и возврата денег»

- Каким образом должен поступать потребитель, заказавший выполнение неких работ, если они сделаны некачественно?

- Закон предусматривает, что при обнаружении недостатков в выполненной работе (или предоставленной услуге) потребитель имеет право на свой выбор требовать:

 

РЕКЛАМА

безвозмездного устранения недостатков в разумные сроки;

 

РЕКЛАМА

соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы (услуги);

 

РЕКЛАМА

безвозмездного изготовления другой вещи такого же качества из такого же материала или повторного выполнения работы;

 

возмещения причиненных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы (предоставленной услуги) своими силами или с привлечением третьего лица;

 

реализации других прав, которые предусмотрены действующим законодательством на день заключения соответствующего договора.

Если же в работе обнаруживаются существенные недостатки (напомним, что в соответствии с законом, существенный недостаток должен обладать по крайней мере одним из следующих признаков: он вообще не может быть устранен; для его ликвидации требуется более четырнадцати календарных дней; он делает товар значительно отличающимся от предусмотренного договором), то потребитель вправе требовать расторжения договора и возврата денег.

Если работа, в которой обнаружился существенный недостаток, делалась из материалов заказчика, то исполнитель должен либо переделать ее с использованием собственных материалов такого же качества, либо возместить убытки, включая стоимость материалов.

- На протяжении какого срока могут быть предъявлены такие претензии?

- В договоре или другом документе, который составляется при заказе работы, должен быть указан гарантийный срок. Исполнитель сам определяет его длительность.

- А если он вообще не дает гарантии?

- Это уже для заказчика повод задуматься. Стоит ли ему связываться с такой фирмой. Ведь, подыскивая исполнителя каких-то работ, человек, как правило, обращается в несколько организаций и часто выбор выглядит так: работа делается с гарантией, но дороже, или без гарантии, но несколько дешевле. Тут каждый самостоятельно решает, что предпочесть.

Впрочем, те исполнители, которые не указывают гарантийный срок на свои услуги, все равно от ответственности не освобождаются. Согласно закону в этом случае претензии по поводу недостатков в работе могут быть предъявлены в течение двух лет после ее окончания.

Обнаружив в работе существенные недостатки, если гарантийный срок не указан в договоре, претензии можно предъявить в течение десяти лет.

Другое дело, что предъявить их бывает некому. Ведь частенько наши граждане не уделяют достаточного внимания оформлению своего заказа и проверке исполнителя. Находят в газете объявление такого, например, содержания: «Металлопластиковые окна, телефон… ». По вызову приходит некто, представляющийся мастером, что-то меряет рулеткой, берет деньги и уходит, пообещав, что окна будут через две недели. А по истечении этого срока оказывается, что нет ни окон, ни денег. А «мастера» найти нельзя, так как о нем ничего не известно, кроме номера мобильного, который к тому времени уже не отвечает.

«Приличная фирма, как правило, предоставляет клиентам возможность оплатить свои услуги через банк»

- Как же потребителям уберечься от подобных ситуаций?

- Прежде чем заключить договор, человеку нужно убедиться, что он имеет дело с приличной фирмой. Узнать адрес, стационарный телефон. Не помешает посетить офис или даже производство (если речь идет о заказе неких изделий, например окон или дверей).

Да и сама сделка должна быть правильно оформлена. Никаких устных договоров. Все условия и обязательства необходимо зафиксировать на бумаге. Нужно, чтобы в документе также указывались координаты исполнителя. Желательно не передавать денег из рук в руки людям, пришедшим к вам домой. Приличная фирма, как правило, предоставляет клиентам возможность оплатить свои услуги через банк. Или хотя бы примет деньги в свою кассу с выдачей соответствующей квитанции. В обоих случаях у потребителя остается документ, подтверждающий выплату денег, на основании которого можно предъявлять претензии.

- Одна из наиболее распространенных конфликтных ситуаций, возникающих при заказе услуг или работ, выглядит так: человек договорился с исполнителями, оплатил работу полностью или частично, а они никуда не торопятся. Часто проходят недели, а то и месяцы, прежде чем удается заставить нерадивых мастеров все-таки сделать свою работу.

- Закон вводит достаточно жесткие санкции за невыполнение договора в установленные сроки. За каждый день просрочки исполнитель должен выплатить заказчику пеню в размере трех процентов стоимости услуги или работы.

В том случае, если продолжительность осуществления заказа определена в часах, то пеня в размере трех процентов выплачивается за каждый час просрочки.

- Часто, когда заказываются некие работы, например, по ремонту квартир, в их стоимость входит также цена материалов. Как в таком случае определить собственно стоимость работы, чтобы высчитать пеню?

- Если стоимость работы не указана отдельно, пеня начисляется со всей суммы заказа.

- Получается, что, задержав работы больше, чем на месяц (на 33 дня), исполнитель должен будет сделать их бесплатно. А если

надольше, то и вовсе останется должен денег заказчику.

- И я считаю, что такое требование вполне справедливо, так как заставит наконец фирмы указывать реальные сроки. Ведь зачастую потребители, отдавая предпочтение той или иной компании, учитывают как раз срок, за который она берется выполнить работу. А фирма, получив заказ и деньги, считает, что клиент у нее на крючке, и уже не торопится.

Теперь у потребителя есть возможность компенсировать свое ожидание деньгами. Но напомню еще раз, что это возможно только в том случае, если у него в порядке все документы и в них указаны все необходимые данные: сроки выполнения работ, их стоимость, координаты фирмы, квитанции, свидетельствующие о выплате денег. Исполнитель ведь вряд ли добровольно согласится выплачивать положенную по закону пеню. Добиваться этого нужно будет в суде. И там придется предъявить документы, бесспорно доказывающие правомерность требований.

«Доплата за туристическую путевку не может превышать 5 процентов ее стоимости»

- Частенько бывает, что уже после заключения договора и определения стоимости работы исполнитель вдруг сообщает, что подорожали материалы или еще что-нибудь и теперь его услуги обойдутся дороже. Как поступать в таком случае?

- Подобные ситуации процветают в туристическом бизнесе. Продается путевка, а перед самым вылетом, когда люди уже составили планы на отпуск, им вдруг говорят, что все остается в силе, но просто нужно доплатить некую сумму. Из-за широкого распространения подобных приемов Верховная Рада была вынуждена вмешаться, определив в Законе «О туризме», что повышение цены на путевку не может составлять более 5 процентов.

Встречаются такие ситуации и в других отраслях сферы услуг. В законе говорится: в случае, когда стоимость работ или услуг оказывается существенно выше, чем указано в договоре, исполнитель обязан немедленно сообщить об этом заказчику. Пути разрешения такой проблемы могут быть разными. Если исполнитель аргументированно докажет, что, действительно, за те же деньги выполнить работу невозможно, и заказчик согласится, стороны могут заключить договор по новой цене. Если же человек решит, что новая стоимость ему не подходит, он вправе расторгнуть договор и получить обратно свои деньги.

То же касается ситуации, когда исполнитель убеждается, что не может обеспечить осуществление работ с тем качеством, которое согласовано между ним и заказчиком. Он обязан информировать об этом потребителя и дождаться его решения. Возможно, стороны найдут компромисс. А если нет, заказчик вправе отказаться от услуг фирмы.

Бывают и такие случаи: мастер, производящий ремонт, ставит потребителя перед фактом, что обнаружил в изделии дополнительные неисправности и устранил их. И теперь заказчик обязан эту работу оплатить. Подобная практика процветает, например, в автосервисе.

На этот счет закон гласит, что заказчик на обязан оплачивать какие бы то ни было работы, произведенные исполнителем без его согласия. Если в изделии действительно обнаружились дополнительные неполадки, требующие устранения, фирма должна связаться с потребителем, объяснить ему, в чем дело, и получить согласие на дополнительные работы. Причем в данной ситуации как раз уже исполнитель заинтересован в том, чтобы это согласие было задокументировано на случай, если заказчик от него откажется. Поэтому правильная тактика такова: пригласить заказчика в мастерскую, продемонстрировать ему неисправности и составить либо новый договор, либо дополнения к старому.

- А как может потребитель защитить себя в ситуации, когда работа мастера дала неожиданный результат. Человек, вроде, трудился, старался, но у него получилось не то, что заказывали. Кто виноват?

- В этой ситуации закон действует в соответствии с пословицей «Назвался груздем — полезай в кузов» и полностью стоит на стороне потребителя.

Представим себе весьма распространенную в нашей стране ситуацию: женщина приходит к парикмахеру и просит его сделать ей завивку или окраску волос при помощи препарата, который она принесла с собой. Мастер берется и сжигает клиентке волосы. На претензии отвечает: «Я же не знал, что это средство так действует. Я с ним никогда не работал, а инструкция на французском языке».

Так вот, в соответствии с законом, подобные оправдания не имеют силы. Если человек работает парикмахером, он обязан знать все, что касается его профессии, или не браться за работу, которую в силу своей низкой квалификации не может выполнить.

Если же исполнитель нанес вред здоровью или имуществу заказчика при помощи инструментов или материалов, которые он использовал в своей работе, то он обязан этот ущерб полностью возместить. Причем не имеет значения, были ли данные предметы собственностью заказчика или самого исполнителя. Не является оправданием и низкий уровень образования и квалификации работника.

Так что фирмы, занимающиеся оказанием услуг, должны внимательно относиться к подбору персонала, так как им придется отвечать за брак в работе своих сотрудников.

 

499

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів