Государство, как один из крупных акционеров облэнерго, должно быть заинтересовано в усилении контроля над этими предприятиями
В последнее время происходящее на энергорынке воспринимается простыми обывателями с не меньшим интересом, нежели другие перипетии, например, во властных кабинетах, на песенных конкурсах или же в спортивных клубах. Потому как все громкие скандалы в родном отечестве сейчас так или иначе замешаны на политике. Впрочем, чтобы разобраться в них, достаточно лишь отделить зерна от плевел, то есть политику от экономики. И тогда появится надежда обнаружить суть конфликтов. По крайней мере, такую форму определенно стоит применить к происходящему вокруг нескольких приватизированных облэнерго. В частности, «Полтава-» и «Прикапатьеоблэнерго». В которых около 25-30 процентов акций принадлежат компаниям, связанным с народным депутатом Григорием Суркисом, и приблизительно 40 процентов — структурам, близким к российскому бизнесмену Константину Григоришину (собственно поэтому-то собрания и проходят без кворума). Сейчас он пытается восстановить контроль над энергопредприятиями, этот процесс его оппоненты считают попыткой перераспределения сфер влияния на энергорынке, которая продиктована амбициями, а не желанием улучшить качество управления. По крайней мере, такая точка зрения прозвучала в одном из материалов, опубликованных на днях в «ФАКТАХ». Инициаторы судебных разбирательств и смены руководства в ряде облэнерго с ней не согласны. Свои действия они аргументируют желанием предложить собственникам и государству вместе выработать политику управления этими компаниями, поскольку нынешняя схема неподконтрольности управленцев облэнерго ни перед государством, ни перед собственниками доказала свою неэффективность.
Наблюдательные советы и акционеры ряда облэнерго не могут реально влиять на руководство компаний
В частности, член наблюдательного совета ОАО «Полтаваоблэнерго» Игорь Бойко предлагает Национальной акционерной компании «Энергетическая компания Украины» усилить контроль над семью облэнерго, где доля собственности 25 процентов акций. В список вошли «Полтава-», «Львов-», «Прикарпатье-», «Тернополь-», «Сумы-», «Чернигов-» и «Запорожьеоблэнерго». Ранее руководство государственной компании заявляло о том, что оно намерено увеличить роль государства и заставить частных владельцев облэнерго делиться прибылями, в частности — выплачивать дивиденды.
Свое обращение к новому и. о. главы правления НАК «Энергокомпания Украины» Сергею Чеху Игорь Бойко объяснил тем, что наблюдательные советы и акционеры этих облэнерго не могут реально влиять на руководство компаний. В результате там активно использовались сомнительные схемы возвращения налогов на добавленную стоимость из бюджета, а часть активов передавалась другим фирмам без согласия акционеров и фактически бесплатно.
«Получив некоторую информацию относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности компаний в 2002-2004 годах, акционеры обращают внимание на то, что действия менеджмента вызывают серьезное беспокойство. Именно в этот период контроль за деятельностью органов управления со стороны государства и группы акционеров, интересы которых я представляю, был утрачен (с 2002 года не проводились общие собрания акционеров, не проходили заседания наблюдательных советов, правление не отчитывалось перед акционерами)», — говорится в обращении Игоря Бойко.
Например, по словам уже бывшего и. о. председателя правления «Прикарпатьеоблэнерго» Ярослава Дзивидзинского (которого так и не допустили на предприятие), бывшее руководство компании взяло в лизинг автомобилей на 400 тыс. долларов, и через год вернуло их лизинговой компании, заплатив за это 400 тыс. долларов. Очевидно, что за все это приходилось платить рядовым потребителям — не зря ведь тарифы на электроэнергию у этой компании одни из самых высоких в Украине.
Аудиторская компания «Биана-АБ», которая проводит аудит ряда облэнерго, по информации из доступных источников, заявила, что ряд облэнерго, кроме продажи электроэнергии, занимались и экспортом продукции. Очевидно, что это была не электроэнергия — ее продажей за рубеж занимается госкомпания «Укринтерэнерго». «В результате компании получили из бюджета 67 млн. грн. на возмещение НДС: «Прикарпатьеоблэнерго» — 6,2 млн. грн. , «Львовоблэнерго» — 10 млн. грн. , «Чернигов-» — 4 млн. грн. , «Полтава-» и «Запорожьеоблэнерго» — по 20 млн. грн. », — говорится в пресс-релизе компании «Биана-АБ».
Более серьезные суммы фигурируют в деле о собственности облэнерго, в частности владении ими акциями банка «БИГ-Энергия». Так, согласно материалам, предоставленным СМИ Я. Дзивидзинским, по состоянию на 24 сентября 2003 года «Прикарпатьеоблэнерго» владело 4 млн. 989 тыс. 950 акциями ОАО «Банк «БИГ-Энергия», ОАО «Сумыоблэнерго» — 4 млн. 812 тыс. 630 акциями банка, ОАО «Полтаваоблэнерго» — 4 млн. 958 тыс. 42. И всего менее чем за полтора года оказывается, что компании уже не владеют банком. А по состоянию на 31 декабря 2004 года доля «Прикарпатьеоблэнерго» в «БИГ-Энергия» составляла 189 тыс. 548 акций, что в 26 раз меньше, чем в 2003 году, а две другие компании не числятся в реестре акционеров.
Государство участвует в собраниях акционеров, но свою позицию не декларирует
Ситуацию в ряде украинских облэнерго сейчас трудно назвать успешной — большой износ оборудования и далеко не блестящее финансовое положение компаний, которые занимаются распределением электроэнергии. Плюс возобновившиеся корпоративные конфликты в ряде энергетических компаний Особенно тяжела ситуация там, где государство хотя формально и является собственником, но реально повлиять на решения руководства уже не может. Связано это прежде всего с тем, что в ряде облэнерго госкомпании НАК «Энергетическая компания Украины» принадлежит от 10 до 60 процентов акций. Поэтому для усиления отдачи от компаний, где государство является собственником, предлагается создать общую рабочую группу и провести анализ финансово-экономической деятельности, а также вместе выработать политику управления этими компаниями.
Такая возможность появилась. С 14 по 25 марта 2005 года в этих облэнерго проходят общие собрания акционеров. Формально государство, объединившись с остальными собственниками, может провести смену руководства, причастного к сомнительным схемам получения теневых доходов, и увеличить прозрачность, а главное прибыльность электроэнергетического бизнеса. А можно просто проигнорировать все заявления о неэффективности и факты сознательного нанесения предприятиям убытков. Что сегодня и наблюдается — государство, не декларируя свою позицию, принимает участие в собраниях акционеров облэнерго. В свою очередь ряд акционеров ОАО «Львовоблэнерго» не принимал участия в общем собрании акционеров, запланированном на 14 марта, в связи с неопределенной позицией государства. Об этом говорит один из акционеров компании — «Energy Standart Group». «В последнее время к нам поступала информация о том, что на ряде облэнерго происходят систематические финансовые нарушения и реализуются сомнительные финансовые схемы. В то же время государство в лице НАК «Энергетическая компания Украины» до сих пор не реагировало на такую информацию. Мы не понимаем, какую позицию занимает государство как один из крупных акционеров. А ведь именно позиция государства будет решающей в голосовании по тем или иным вопросам», — говорится в заявлении компании. По словам представителей «Energy Standart Group», пока государство выбрало сложную игру — «участвовать в собраниях акционеров, не декларируя свою позицию, при этом зная, что в ряде случаев голоса госпакета акций будут решающими».
Читайте нас у Facebook