ПОИСК
Події

«я преподавал программу младших классов взрослым людям, которые… Не умели читать и писать! »

0:00 29 жовтня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Сейчас слепой от рождения 37-летний Леонид Ищик работает музыкальным руководителем в сельском детском саду

Детский садик села Осивци Камень-Каширского района Волынской области стоит на самой окраине и виден издалека. Это двухэтажное здание -- самое большое и красивое в селе -- расположено на берегу живописного озера Вежа. Садик как садик -- с детской площадкой, уютными спаленками и игровыми комнатами, на кухне пахнет вкусно, очень по-домашнему. Детки, растущие в селе, все как на подбор крепенькие и розовощекие. Под стать им и их учитель музыки -- молодой интересный мужчина, одетый по-городскому в пиджак и брюки с аккуратными стрелочками. Глядя на Леонида Кузьмича, не сразу поймешь, что он… слеп.

«Когда я везла семилетнего сына в интернат, душа за него болела. Но сейчас я понимаю, как правильно тогда поступила»

-- Говорят, слепые -- самая тяжелая категория инвалидов. Разве это так? -- недоумевает Леонид Ищик. -- Здоров, работаю, все время среди людей. Вот если человек подняться не может, это гораздо хуже. Так что на судьбу я не жалуюсь. В селе, конечно, слепому человеку тяжелее чем в городе. Но я и по хозяйству управляюсь. Копать картошку, косить, конечно, не могу. А когда картошку выкопают, мешки таскаю. Конь у нас есть, понемножку крутимся.

В семье Ищиков четверо детей. Сын и две дочери уже давно живут отдельно, своими семьями. А старший остался с родителями. Ольга Григорьевна, мама Леонида, рассказала, что беда с мальчиком случилась во время рождения:

-- У меня были очень тяжелые роды, и у сына тогда что-то произошло со зрительным нервом. Мы его по врачам возили, но оказалось, что все безнадежно.

РЕКЛАМА

-- Когда я стал взрослым, сам ездил и в Москву, и в Одессу, в глазные клиники, -- вздыхает Леонид Ищик. -- Но там только разводили руками. В Луцк однажды приезжал китаец, который лечил иглоукалыванием. Я решил, что терять мне нечего, и сходил к нему на прием. Он колол-колол мне какие-то иголки за уши, а потом сказал: «Ваша болезнь сильнее моих иголок».

Леня подрос, и перед родителями встала серьезная проблема -- учеба сына. Конечно, он мог ходить в сельскую школу и слушать уроки. Но директор школы решил, что мальчик слишком умненький для того, чтобы ограничиться таким неполноценным образованием. Куда только директор Волощук не обращался! Дошел до Министерства образования. Оттуда прислали ответ -- дали Лене направление в Закарпатье. В Мукачевском интернате он закончил восьмилетку, а доучивался во Львове.

РЕКЛАМА

-- Когда мы везли семилетнего Леню в интернат, в другой город, сердце мое разрывалось от жалости, -- вспоминает Ольга Григорьевна. -- Всю дорогу я старалась не заплакать при нем, а когда ехали обратно, отплакалась… Но сейчас понимаю, насколько правильно мы тогда поступили.

-- Родители только два раза в год забирали меня на каникулы, -- говорит Леонид. -- Пока везут из дому, грустно, а как приеду к интернатовским ребятам, говорю матери с отцом: «Езжайте домой».

РЕКЛАМА

«До школы в Камень-Каширском я добирался… на телеге»

Поступать в институт Леониду посоветовали школьные учителя -- парнишка толковый, львовскую школу закончил всего с двумя четверками. Леонид уже тогда понимал, что без институтского диплома ему работы, пожалуй, не найти. На исторический факультет Луцкого педагогического института он поступил без проблем.

-- В институте только первый курс был для меня очень тяжелым, -- признается мой собеседник. -- Сложно привыкал к писанине. Потом наловчился -- выкалывал точки по трафарету быстрее, чем мои однокурсники ручкой писали. Экзамены сдавал, как все, поблажек мне не делали. Однокурсники очень помогали. Мы все вместе ходили в библиотеку готовиться к семинарам, и они мне по очереди читали вслух.

-- Не страшно было одному в чужом городе? Как вы дорогу до института находили?

-- С этим-то как раз проблем не было -- общежитие находилось совсем рядом с институтом. К тому же однокурсники меня опекали. Всегда кто-нибудь провожал домой.

Институт Леонид закончил в 1992 году, как раз, когда наступили тяжелые времена -- инфляция, безработица. В то время и здоровому человеку найти работу было непросто. В Луцке для учителей практически не было рабочих мест. Все, что мне могли предложить молодому учителю, это треть ставки -- два урока в неделю. В сельской школе все места тоже были заняты. И тут выяснилось, что в детском саду вакантно место музыкального руководителя.

-- Слава Богу, по музыкальной части я оказался не без способностей, -- улыбается Леонид. -- Еще в детстве мне подарили гармошку «Маричка» (как сейчас помню, стоила она тридцать два рубля), и я на ней пиликал. А уже в Мукачевском интернате у нас был преподаватель музыки, который учил ребят играть на баяне. Там я освоил музыкальную грамоту, и вот -- пригодилось… Пять лет Леонид Ищик проработал в детском саду музыкальным руководителем, пока садик не закрылся на целых семь лет. Но, к счастью, примерно в это же время в Луцке открылась школа для незрячих, а в районном центре Камень-Каширский -- отделение школы (вернее, консультационный пункт), и молодого учителя взяли туда на работу. Правда, о преподавании истории не было и речи -- ученики, среди которых были и взрослые люди, не умели даже читать и писать!

-- За два года они должны были пройти курс первых четырех классов, -- объясняет Леонид. -- Поэтому преподавал я им математику, язык и природоведение. Среди моих учеников была двадцатилетняя девушка, ребята двадцати пяти, двадцати восьми лет… У нас некоторые родители вообще не отдавали своих незрячих детей в школу. Вот они и остались неграмотными. -- И как же удавалось вашим ученикам так быстро наверстывать школьную программу?

-- Я просто старался научить их тому, что знаю сам. А вот на их родителей иногда злился. Досадно было, что в наше время такие дикие понятия у людей остались. Кругом ведь есть школы для незрячих, а они детей туда не сдают. Большинство -- из глупой жалости. Но были и такие, которые… стеснялись своих детей, и те проводили жизнь в хате и черпали сведения о «большом мире», слушая радио и телевизор. Вот, к примеру, разговаривал я с мамой той самой двадцатилетней девушки. Говорю -- в Луцке реабилитационный цент открылся, отдайте ее туда, Бога ради. Девочка если не образование получит, то хоть научится картошку чистить, газ включать. Ей же надо уметь хотя бы себя обслужить! А мама отвечает: «Ой, я боюсь ее одну оставить. Бедное дитя без меня пропадет, а у меня сердце разорвется!» Я ей в ответ: «А как меня сдавали в школу? Тоже ведь болело у родителей сердце. А сейчас благодаря им я работу имею, все время среди людей».

-- От села до райцентра -- минут сорок ехать. Как вы добирались до школы?

-- Маршрутки в наше село стали ходить совсем недавно. А когда я преподавал в школе для слепых, отец запрягал коня и вез меня в Камень-Каширский на телеге. Оставлял на квартире, которую я снимал, а в конце недели приезжал за мной.

Консультационный пункт для незрячих в Камень-Каширском просуществовала четыре года. Леониду есть чем гордиться: взрослые ученики научились читать, и теперь многие из них выписывают специальные журналы и книги. Но… финансы, выделяемые на это благое дело, иссякли. Консультационный пункт закрыли, а преподаватели остались без работы…

-- Слава Богу, в селе снова открыли садик, и заведующая взяла меня на работу.

Даже те малыши, которые еще толком не умеют говорить, старательно выводят слова песенок

-- У нас в саду самая младшая группа -- детки двух--двух с половиной лет. Есть еще старшая группа и два первых класса. Всего семьдесят детей.

-- Трудно, небось, управляться с такими маленькими?

-- Это к подросткам трудно приспособиться, а с малышами работать -- одно удовольствие. Воспитатели мне помогают. Я своих малышей различаю по голосам. Прихожу на урок с аккордеоном, а они уже стульчики свои расставляют. Кто-нибудь из детишек меня за руку берет, ведет к стулу. Малышам нравится петь. Да и вообще многие говорят, что с тех пор, как у нас заново открыли детский садик, детки стали более развитыми.

Работы у музыкального руководителя невпроворот -- каждые две недели в саду устраивается какой-нибудь праздник.

-- Проводим дни именинника, для первых классов -- прощание с «Буквариком». У маленьких скоро будет праздник осени.

Поют малыши действительно замечательно. Даже самые маленькие, те, кто еще и говорить-то толком не умеет, стараются, выводят слова нехитрой песенки про лисичку.

… За те семь лет, когда на дверях детского сада висел замок, многие воспитательницы -- женщины как на подбор молодые и красивые -- успели сходить в декретные отпуска, а само здание потихоньку разрушалось изнутри. Поэтому когда садик решили вновь открыть, выглядел он убого. Но воспитатели не стали ждать, пока придет добрый дядя и отремонтирует помещение -- собрали свою зарплату за первый месяц и купили обои, краску и все, что нужно для ремонта. А потом собственными руками привели здание в порядок, принесли из дому цветы в вазонах. В общем, когда в детский сад села Осивци приехали телевизионщики «Нового канала», чтобы снять сюжет о Леониде Ищике, его сотрудникам было не стыдно перед гостями. Правда, увидеть сюжет им так и не удалось -- в тот день, когда по телевизору шла передача, в селе… пропал свет. Но зато все очень радовались, когда узнали, что их любимый учитель музыки попал в номинанты премии «Гордiсть країни» и 17 декабря поедет в Киев. Только вот тревожатся, успеет ли Леонид вернуться домой ко дню Святого Николая -- какой же детский праздник без музыкального руководителя? Самого Леонида волнует еще один, чисто практический вопрос:

-- Интересно, можно ли будет в Киеве найти спонсоров, которые подарили бы нашему садику игрушки? Купить их нам негде, да и, честно говоря, не за что, так что воспитатели приносят из дому свои. А малышей много. Бог даст, в будущем году наберем еще больше.

 


388

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів