На старинном корабле викингов украинские путешественники добрались до калмыцких степей
В Киеве на набережной возле Речного вокзала встречали необычную экспедицию -- в плавании на точной копии корабля древних викингов ее 16 участников пытались пережить то, что выпадало на долю древних купцов, направлявшихся по Великому шелковому пути. Экспедиция прошла водную часть этого маршрута -- от Азовского моря до степей Калмыкии. Всего 1500 километров. Впрочем, «Сварог» (так в честь языческого бога огня путешественники назвали свое судно) шел по Волго-Донскому каналу, которого в старину не существовало. В остальном мореходы старались максимально приблизить условия плавания к средневековым: готовили пойманную рыбу на костре, ночевали на борту судна
Команда налегала на весла с пяти утра до девяти вечера
Целый месяц, в течение которого длилось плавание на «Свароге», его участникам пришлось переносить не менее суровые тяготы, чем солдатам-новобранцам: подъем в полпятого утра, и уже через полчаса команда налегала на весла. К берегу приставали только около девяти вечера, шли без остановок весь световой день. Затем нужно было развести костер, приготовить еду.
-- Выручало то, что гребли посменно -- менялись через каждый час, поэтому оставалось время вздремнуть, сидя на скамье, -- говорит капитан «Сварога» Сергей Воронов, возглавляющий Лабораторию исторических исследований, которая организовала постройку копии древнего корабля и само плавание. -- Из летописей известно, что команды кораблей времен Киевской Руси ночевали на борту -- это позволяло в случае опасности быстро отойти от берега. Так поступали и мы -- укладывались на палубе вповалку между лавками. Конечно, жестко, допекают комары, но на это внимания почти не обращали, ведь уставали за день порядочно.
На случай дождя у нас был тент, который натягивается над палубой, создавая подобие шатра. Такой метод защиты от непогоды использовали и древние мореходы. А вот непромокаемых костюмов -- мы надевали их в шторм -- у них, конечно, не было. Это отступление от «чистоты эксперимента» позволило уберечься от простуд. У нас никто ни разу не заболел ни ОРЗ, ни другими недугами. Травм также удалось избежать.
Особую роль в поддержании хорошего настроения играла походная банька. Ее рецепт прост и известен уже многие столетия: в костре накаляют камни и затаскивают их в палатку. Остается поливать булыжники водой и соревноваться, кто дольше выдержит в заполненной горячущим паром баньке. Выскакиваешь оттуда, буквально обливаясь потом. Такую чистку организма устраивали два раза в неделю.
Весомой прибавкой к нашему рациону стала рыба. Знатоки, которых в команде оказалось немало, в один голос заявляют, что клев в Дону гораздо лучше, чем в родном Днепре. Рыбу ребята ловили, даже жертвуя временем, отведенным для сна. Особенно много в водах Дона оказалось карасей. Местные станичники почему-то называют их «духами». Ели мы их и жареными, и вареными. Блюда получались вкуснейшими, ведь коком у нас был повар одного из лучших киевских ресторанов.
По традиции русичей принесли жертву Перуну -- жирного гуся
-- А в конечной точке путешествия -- станице Жуковская, за которой начинаются калмыцкие степи, -- казаки подарили нам живого кабанчика весом 47 килограммов, -- продолжает капитан. -- В других условиях мы не знали бы, что с ним делать, но в походе участь кабана решилась на удивление просто: его закололи в тот же вечер. Мясо, приготовленное, кстати, в суперсовременных кастрюлях, без использования воды, было съедено за два дня. Там же, в Жуковской, мы принесли жертву Перуну (этот идол стоял у нас на носу корабля) -- жирного гуся. Птицу зажарили на вертеле и дружно помогли языческому богу лакомиться жертвой. Древние русичи таким образом благодарили своего бога за удачное завершение похода.
А запас наших повседневных продуктов -- макароны, тушенка, чай, сахар, соль -- хранился под палубой в двух оцинкованных ящиках с резиновыми прокладками на краях крышек. Эта конструкция обеспечивала полную герметичность даже в шторм, когда по палубе то и дело прокатывались волны. От воды удавалось уберечь и личные вещи. Их было совсем немного -- все помещалось в небольших ящиках, установленных под лавками.
За время плавания мы отметили два дня рождения -- 25-летие младшего члена команды Павла Максименко и 67-летие самого опытного из нас, старпома Анатолия Арсеньевича Пампеева. Но весь имеющийся у нас запас алкоголя -- 1 литр чистого медицинского спирта -- так и остался неизрасходованным. Опыт предыдущих экспедиций научил: обильные угощения спиртным выбивают команду из рабочего ритма на весь следующий день. Поэтому единственное, что я позволил, -- купить у казаков несколько литров сухого вина.
Бывало, нас упрекали: мол, какие же вы викинги, если одеты в современные майки и шорты. Но мы не ставили задачу устраивать маскарад. Главное -- на практике проверить исторические сведения о походах купцов к Волге и Каспию, где затем товары перегружали на верблюдов и везли в Китай. «ФАКТЫ» уже рассказывали, как в начале июня, перегоняя «Сварог» из Чернигова (корабль строился на местной верфи) в Киев, мы проверили летописные записи о том, что купцам Киевской Руси удавалось преодолеть это расстояние за световой день. Мы стартовали в пять утра, налегали на весла, как на гонке. Одновременно гребли по восемь человек, но дорога заняла два дня. Правда, ветер дул нам в лицо, но даже если бы он был попутным и мы смогли бы поставить парус, то все равно за сутки до Киева не добрались бы
Хотя наше судно построено по чертежам корабля викингов драккара, найденного археологами в Швеции, мы моделировали плавание славянских купцов, поскольку конструкцию боевой ладьи русичи позаимствовали у скандинавов. А то, что это военный корабль, нас не смущало, ведь торговцы в те времена были, как правило, и воинами.
«Шторм разорвал парус в клочья и надломил мачту»
Экспедиция стартовала месяц назад в Киеве. Несколько дней мореходы участвовали в съемках документального фильма о затопленных в Каневском водохранилище Днепра церквях, а затем «Сварог» погрузили на автотрейлер и доставили на Азовское море. Оттуда и началась основная часть плавания. Корабль в первые же сутки попал в жуткий шторм. Чтобы судно не унесло в открытое море или не разбило о берег, пришлось бросить якорь и пережить двое суток жесточайшей болтанки.
-- Волны в Азовском море изматывают особенно сильно -- они очень частые, поэтому чувствуешь себя, как будто в седле необъезженного мустанга. Куда легче переносить размашистые волны Черного моря, хотя они способны поднимать корабль на высоту 3--4-этажного дома, а затем словно с горки скатывать вниз, -- вступает в разговор историк из Белоруссии Андрей Кештыма. -- При сильной болтанке нам было не до еды, но наиболее беспокоило, выдержит ли якорная цепь. К счастью, она нас не подвела. Но ущерб шторм все же нанес большой: в клочья изорвало парус, дала трещину мачта, хотя мы ее уложили на палубу вскоре после того, как началось волнение моря. А когда корабль продолжил плавание, не выдержали перегрузок два весла. Поломки нас преследовали и на Дону -- там мы дважды повредили руль. Из-за этого приходилось делать остановки в станицах, искать кузнеца, который мог бы поставить на руль железную заплату.
По Дону шли против течения, но нас порой выручал попутный ветер. Мы ставили запасной парус (основной, разорванный штормом, ремонту не подлежал). А мастерство старпома, всю жизнь посвятившего яхтенному спорту, позволяло выжимать из паруса все, на что он был способен. Впрочем, быстрее 7--8 километров в час «Сварог» не разгонялся.
-- Парус помогал также поберечь ладони новичков, которые запросто могли стереться до крови от многочасовой работы на веслах. Поэтому начинающие путешественники -- их в команде было меньшинство -- гребли лишь по 2--3 часа в день, пока кожа не огрубела, -- продолжает капитан Сергей Воронов. -- Нам следовало быть постоянно начеку, чтобы не столкнуться с громадинами танкеров, которых по Дону ходит очень много. Особенно впечатлили километровые очереди танкеров у ворот шлюзов Волго-Донского канала. Полную плату за шлюзование мы себе позволить не могли -- за проход всех 18 шлюзов нужно было выложить сумму, за которую можно купить новую «Таврию».
Речники, к счастью, пошли нам навстречу, назначив символическую плату, но пропускали вместе с танкерами. В компанию к нам выбирали не очень большие суда, чтобы соблюсти хотя бы минимально безопасное расстояние -- в 15 метров. Но все равно, оказываясь вместе с громадным судном в узком, неимоверно глубоком колодце камеры шлюзования, чувствуешь себя неуютно, особенно когда танкер включал двигатели. Ради нас обороты выставляли минимальные. Но и несильная волна бросала «Сварог» о стенку камеры. Приходилось, вооружившись шестами, отталкиваться от стенки, чтобы уберечь корабль. Так мы прошли 10 из 18 шлюзов и решили: с нас хватит, нужно искать альтернативный маршрут. Коллеги из Российской Академии наук пришли на помощь, предложив несколько путей. Мы выбрали поход по малым рекам. Расстояния между ними невелики, поэтому волоком корабль можно было от речки к речке перетащить к Каспию. Но мы до этого моря не дошли. Речушки оказались мелководными, мы то и дело выпрыгивали из «Сварога», чтобы он не сел на мель, и тащили его, словно бурлаки. Поворачивать назад, дойдя до Калмыкии, решили потому, что именно с тех мест известный российский путешественник Федор Конюхов начал поход с караваном верблюдов по сухопутной части Великого шелкового пути.
Признаться, мы намеревались возвратиться на буксире у какого-нибудь моторного судна, но оказалось, что российские правила судоходства для таких кораблей, как наш, это запрещают. Но мы не расстраивались -- как-никак домой идем, к тому же ветер почти всю дорогу в Украину дул попутный.
Это плавание команды Воронова по древним маршрутам было уже третьим -- в позапрошлом году на копии древнерусской ладьи путешественники ходили по пути русичей в Царьград (современный Стамбул), а минувшим летом на копии средневековой чайки повторили маршрут украинских казаков, переселившихся на Кубань. А следующая экспедиция планируется по древнему Янтарному пути, который пролегал по Дунаю.
415Читайте нас у Facebook