ПОИСК
Події

Сюжет для комедии «пес барбос и необычайный кросс» леонид гайдай взял из опубликованного в газете «правда» фельетона украинского писателя степана олийныка

0:00 29 січня 2003
О знаменитом кинорежиссере, которому 30 января исполнилось бы 80 лет, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказывает его товарищ, сокурсник по ВГИКу Николай Литус

«Мы жили вместе с «Адъютантом его превосходительства»

-- Познакомились мы с Гайдаем после войны в Москве, когда поступили на режиссерский факультет ВГИКа, -- рассказывает Николай Игнатьевич Литус. -- Встретились в мастерской известного комедиографа Григория Александрова -- помните довоенные шедевры «Веселые ребята», «Цирк»? Леня -- высокий, худощавый шатен с курносым носом и большими умными глазами, -- носил выцветший офицерский френч с орденскими планками. Я -- украинец с Кировоградщины. Гайдай был родом из Иркутска, но помнил свои украинские корни. Еще во время гражданской его отец -- полтавский казак Иов Гайдай -- женился на рязанской красавице, а затем судьба занесла их в Сибирь. Там у них родились, рассказывал Леня, его брат Саша, ставший впоследствии журналистом (работал в газете «Красная звезда»), сестра Августа, будущий медработник, и он сам.

С фронта Леня привез, кроме боевых наград, последствия тяжелого ранения в ногу и туберкулез легких. Всю жизнь покашливал. После окончания театральной студии при Иркутском драматическом театре работал актером, затем приехал на учебу в Москву.

В то время многие студенты ВГИКа ходили на занятия в шинелях, гимнастерках, сапогах. Донашивали форму бывшие фронтовики Юрий Озеров, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Петр Тодоровский, Герой Советского Союза Саша Милюков…

РЕКЛАМА

Здесь мы встретили третьего земляка--украинца -- Игоря Болгарина, будущего сценариста знаменитого сериала «Адъютант его превосходительства». После выхода этой картины мы с Леней Игоря так и прозвали -- «Адъютант его превосходительства».

Поселились мы втроем в общежитии в одной комнате. Вместе завтракали и ужинали в общежитии, обедали в столовой, вместе ездили на занятия и репетиции. Потом организовали своеобразную коммуну -- каждый из нас по очереди в течение недели покупал продукты и готовил утром и вечером пищу на всех.

РЕКЛАМА

Леня любил мясные блюда, Игорь -- он родом с Херсонщины -- рыбу. А мне больше нравились молочные продукты и блюда. Все, конечно, любили сало. Так что студенческое меню было довольно разнообразным. Но главное, у нас царил дух братства, который сохранился на всю жизнь после того, как мы окончили учебу и разъехались по разным киностудиям.

«Кинокомедия помогла заключить договор между СССР и Японией»

-- Творческая жизнь Леонида Гайдая была далеко не безоблачной, -- продолжает рассказ Николай Литус. -- Одним из первых его фильмов была комедия «Жених с того света» с Ростиславом Пляттом в главной роли -- о том, как по недосмотру чиновников были перепутаны документы живого и умершего, «покойник» был вынужден долго, мучительно доказывать, что он жив-здоров, а наши бюрократы утверждали обратное.

РЕКЛАМА

Потом Леонид Иович снял фильм «Трижды воскресшие» -- о героизме моряков Черноморского флота во время войны. Очень правдивый, трагичный. Но тогдашний министр культуры Михайлов «не рекомендовал» кинопрокатчикам показывать его. Такая иезуитская формулировка обозначала запрет. В обоих картинах чиновники узрели клевету на советский строй.

Леня очень переживал. У него обострился туберкулез. Жена, актриса Нина Гребешкова, решила отвезти его подлечиться в Иркутск.

Добирались поездом, на самолет денег было мало. На одной из небольших станций, рассказывала Нина, Леня купил газету «Правда». Полистал ее в купе и вдруг оживился: смотри, говорит, да это же сценарий для короткометражки! И дал мне почитать фельетон украинского писателя Степана Олийныка о псе Барбосе. Вскоре, во время отдыха у родителей, он написал режиссерский сценарий. А по возвращении в Москву показал его Ивану Пырьеву, знаменитому режиссеру и директору «Мосфильма».

Мэтр прочитал и недовольно произнес: «По-моему, это какая-то абракадабра… » -- «А мне кажется, Иван Александрович, можно сделать смешную картину», -- возразил Гайдай. -- «Ну что же тут смешного -- бежит один, бежит второй, бежит собака… -- поморщился Пырьев. -- Ну ладно, иди в съемочную группу (снимавшую другой полнометражный фильм. -- Авт. ), даю тебе из ее сметы 30 тысяч рублей, попробуй. Не получится -- так и быть, спишем… »

Умнейший был человек Пырьев. Попутно припоминаю, как у нас на киностудии имени Довженко одно время работал Григорий Чухрай. Принес Гриша директору студии сценарий по повести Всеволода Иванова о гражданской войне в Средней Азии. Тот почитал и вернул со словами: «Навiщо нам цi верблюди?»

Обескураженный Чухрай поехал на «Мосфильм» к Пырьеву. Тот поручил ему постановку. Так родился прекрасный фильм «Сорок первый» о трагической любви «красной» девушки и белогвардейского офицера, которого блестяще сыграл Олег Стриженов.

Словом, «Пес Барбос» у Гайдая получился. Причем его бешеный успех получил неожиданное продолжение. Прошли годы, мы праздновали 50-летие Леонида Гайдая. Пришли Ростислав Плятт, Григорий Чухрай, Георгий Данелия, Юрий Никулин, Алла Ларионова с супругом Николаем Рыбниковым, Леонид Куравлев, Сергей Филиппов, Владимир Меньшов, Владимир Этуш и другие звезды.

И тут директор «Мосфильма» зачитывает телеграмму… Министерства иностранных дел, в которой юбиляру выражается благодарность за содействие в заключении важного договора о сотрудничестве между СССР и Японией. Все переглянулись, думали, что это розыгрыш.

И вот что рассказал директор. Приехала в Москву делегация японцев. Люди они вежливые, улыбчивые, обычно ладошки складывают и кланяются и говорят: харасо, харасо… А тут почему-то ходили хмурые, молчаливые.

Переговоры застопорились. Наши дипломаты к ним и так, и эдак. Непробиваемо. От отчаяния кто-то выдохнул: «Ну хоть «Барбоса» им покажи». Руководитель от безысходности махнул рукой: валяйте, дескать, все равно пиши пропало.

Повели япошек в кинозал. Они сидят хмурые, скучные, понять не могут, зачем их сюда привели. Но после первых кадров фильма начали хохотать. Десять минут непрерывно смеялись. И вскоре все наладилось, переговоры прошли успешно!

«Коньячок мы с Леней пили тайком из украинского кувшина»

-- А каким Леонид Иович был по характеру? Глядя на фотографии, трудно предположить, что именно этот серьезный неулыбчивый человек снял комедии «Деловые люди», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич идут дожди» и другие шедевры юмора…

-- Действительно, в жизни Гайдай был серьезным человеком. Эльдар Рязанов на съемках хохочет, Георгий Данелия -- подхихикивает эдаким мелким смешком. А Леня чаще всего хмурился и говорил: «Не смешно». И порой производил впечатление задумчивого сурового сухаря. В компаниях сидел тихо, скромно, не был заводилой-весельчаком. Но обладал величайшим чувством юмора, умел острить, иногда даже смеяться. Только смех у него был тихий, сдержанно-задыхающийся, а иногда и вовсе беззвучный, внутренний, что ли. Порой Гайдай смеялся одними глазами.

-- Как у него складывались отношения с прекрасным полом?

-- Нормально. Он нравился женщинам, но был однолюбом. На моих глазах зарождалась их любовь с Ниной Гребешковой. Эта маленькая светловолосая девчушка училась на актерском факультете в мастерской народного артиста СССР Владимира Белокурова (помните Леву Задова из «Хождения по мукам» или водителя БелАЗа в «Королеве бензоколонки»?). Мы, будущие режиссеры, в своих учебных отрывках задействовали будущих актрис. Вот так судьба свела Леню и Нину. Они прожили вместе всю жизнь. Их дочь окончила Институт международных отношений, внучка уже студентка.

Я Леню часто корил, что он очень мало снимает Нину. А он все отвечал: да неудобно как-то жену выпячивать. Мы даже удивились, когда увидели Гребешкову в «Бриллиантовой руке» в роли жены героя Юрия Никулина.

Семья у него была крепкая, дружная. Леня настолько был увлечен супругой и работой, что довольно широко практиковавшегося в режиссерской среде принципа «на мой экран -- через мой диван» для него не существовало. Случалось, он, как бы правильнее выразиться, обожал актрис, внешне и внутренне соответствующих его режиссерскому идеалу роли. Но до каких-то нерабочих, интимных отношений у него, по-моему, никогда не доходило. Ни Леня, ни Нина никогда не давали друг другу повода для ревности.

Более того, на Нину ложились все тяжести забот по дому. Она даже жаловалась мне: «Вот, получили дачный участок, надо осваивать, строить. А Леня отмахивается: ну что ты, дескать, идет подготовка к съемкам, пишу сценарий, а каким будет сценарий, таким получится и фильм, ты уж прости». Вот Нина, считай, сама и грядки полола, и строительство контролировала. В жизни она была и есть примерно такой, как ее героиня из «Бриллиантовой руки» -- прекрасная хозяйка, энергичная, заботливая жена.

Но материально они жили хорошо, Леня ведь вкалывал будь здоров, людьми были бережливыми. И у них на сберкнижке скопились приличные деньги, которые незадолго до его смерти в одночасье пропали, когда в середине 90-х в России произошел обвал.

Поэтому Леня так и не ушел на пенсию, вынужден был работать чуть ли не до последнего дня, хотя надо было отдохнуть, подлечиться. Нина пыталась его оберегать, как нянька заботилась о его здоровье. Например, запрещала выпивать. Но у Лени был такой небольшой украинский фарфоровый кувшин. И мы с ним, когда я наведывался к ним в Москву, втихаря наливали из него коньяк в другой комнате, чтобы Нина не видела.

-- Какой была ваша последняя встреча?

-- Где-то перед Новым годом, в конце 1992-го, он приехал в Киев со своим фильмом «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич идут дожди». Кстати, это был его единственный приезд в столицу Украины. Раньше он жаловался, что его и в Среднюю Азию коллеги-кинематографисты приглашают, и на Кавказ, а в Украину -- нет.

Мы сидели у меня на кухне, выпивали. Я его спрашиваю: «Небось теперь отдыхать будешь?.. » -- «Да какое там отдыхать, если меня сделали полунищим, все деньги пропали. А жизнь, а квартплата… Так что надо готовить следующий сценарий… »

Вскоре, 30 января 1993 года, ему исполнилось 70 лет. А 19 ноября Лени не стало. Вот и все, как сказал в конце фильма Пес Барбос… Знаете, чем брали его фильмы? У Гайдая даже отрицательные герои окутаны эдаким флером доброты. Вспомните обаяние персонажей, сыгранны Никулиным, Вициным, Моргуновым, Этушем, Мкртчяном, Мироновым и другими звездами, которых на съемочной площадке наставлял великий режиссер. Разве на них можно сердиться? Когда герой не вызывает злых чувств, в нем легче узнаешь себя.

 


493

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів