ПОИСК
Україна

Парламент собирается уже со следующего года ввести единую 13-процентную ставку подоходного налога

0:00 28 березня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Предусматривающий столь кардинальные перемены законопроект был принят во втором чтении

Наверное, ни один другой нормативный акт не был столь долгожданным, как Закон «О налоге на доходы физических лиц». О том, что нынешнюю систему налогообложения наших зарплат нужно поменять, заговорили еще семь лет назад. И с тех пор парламент пытается это сделать. Более того, депутаты (после долгих торгов и препираний) смогли свести к общей черте ранее зарегистрированные законопроекты и даже проголосовали полученный «гибрид» во втором чтении. Сей документ, нужно отметить, получился достаточно занятным…

С введением 13-процентной ставки налоговый пресс для людей, получающих менее 400 гривен, снизится всего на 10 гривен

Наиболее кардинальное (но вполне ожидаемое) изменение -- единая ставка, заложенная в новой редакции законопроекта: 15 процентов доходов. Но в заключительных положениях оговаривается, что до 1 января 2006 года будет действовать 13-процентная ставка.

Напомним, что концепция единой ставки имеет как своих приверженцев, так и противников. Основной аргумент «за» -- это простота начисления и сбора подоходного налога. Кроме того, снижение налога на доходы, превышающие 1700 гривен, с 40 (максимальной ныне действующей ставки) до 13 процентов должно стимулировать украинских толстосумов к выведению своих доходов из «тени». А это самым благоприятным образом отразится на доходах бюджета.

В то же время единая ставка имеет существенный недостаток: после ее введения возникнет социальная несправедливость. Экс-глава налоговой службы, ныне первый вице-премьер-министр Николай Азаров в свое время отметил, что 80 процентов поступлений подоходного налога обеспечивают люди с месячным доходом 400 гривен и ниже. Сейчас из их доходов в среднем вычитается 14--16 процентов в виде подоходного налога. После введения 13-процентной ставки налоговая нагрузка для них снизится всего на 1--2 процента (то есть максимум на 10 гривен). Зато для людей с доходами свыше 2 тысяч гривен налоговый пресс уменьшится в три раза (см. таблицу).

РЕКЛАМА

Именно поэтому на первое место выходит вопрос необлагаемого минимума -- суммы, с которой вообще не взимается налог. Минимум действует и сейчас, но в очень «смешном» размере -- 17 гривен. Законодатели не отказались от этого норматива, однако переименовали его в «социальную льготу». К сожалению, ко второму чтению депутаты не смогли определится ни с размером этой льготы, ни с порядком ее предоставления.

Как рассказал «ФАКТАМ» один из авторов законопроекта, народный депутат Сергей Терехин, вокруг этой категории шли наиболее ожесточенные споры. Существует две крайние точки зрения на эту проблему: первая предполагает, что при таком резком снижении ставок необлагаемый минимум вообще не нужен, вторая, -- что необлагаемый минимум нужно сразу поднять до прожиточного (который в настоящее время для работающего населения составляет 365 гривен)

РЕКЛАМА

В нынешней редакции законопроекта предусмотрено, что социальная льгота предоставляется в размере минимальной зарплаты (напомним, что сейчас ее размер составляет 185 гривен). Однако в силу сложной экономической обстановки в стране вводить социальную льготу будут постепенно:

* в первый год необлагаемый минимум составит 50 процентов минимальной зарплаты -- 92 гривни 50 копеек;

РЕКЛАМА

* во второй год необлагаемый минимум составит 80 процентов минимальной зарплаты -- 148 гривен (если исходить из минимальной зарплаты в размере 185 гривен).

А на третий год социальная льгота вступит в силу в полном объеме. Таким образом, уже через два года подоходным налогом не будет облагаться часть месячного дохода, равная минимальной зарплате.

Как отметил Сергей Терехин, привязка необлагаемого минимума к минимальной зарплате рассчитана на перспективу. Ведь правительство обещало поднять минимальную зарплату до размеров прожиточного минимума (причем уже к 2008 году). А это значит, что одновременно достигнет прожиточного минимума и размер социальной льготы.

Проблема в другом: еще не определено, как именно будут предоставлять эту социальную льготу. Первый вариант -- вычитать ежемесячно из налогооблагаемого дохода при выплате зарплаты. Второй -- на протяжении года облагать налогом все выплаты без исключений, а потом возвращать годовую сумму социальной льготы по итогам декларирования доходов. Такая схема действует во многих развитых странах. Поэтому декларацию о доходах там называется «Tax return» (в переводе в английского -- возврат налогов).

При этом обязательное декларирование доходов будет отменено. Если человек захочет вернуть сумму социальной льготы или получить налоговый кредит (об этом несколько позже), он может подать декларацию. Тогда налоговая служба обязана сделать перерасчет и вернуть деньги. Но если у человека такого желания не возникнет (например, по его подсчетам, сумма социальной льготы будет слишком незначительна), то он спокойненько может декларацию не подавать.

Стоит отметить, что никакие штрафы и призывы к гражданской сознательности не могут так стимулировать людей к декларированию своих доходов, как желание вернуть переплаченные деньги…

В налоговый кредит не включаются суммы, потраченные на стоматологические услуги и лечение венерических заболеваний

Законопроект достаточно подробно описывает доходы, на которые начисляется и не начисляется налог, а также оговаривает возможность получения налогового кредита.

В налогооблагаемый доход (помимо зарплат, премий, гонораров) также включаются:

доходы от продажи объектов интеллектуальной собственности и авторские вознаграждения;

стоимость подарков (с учетом установленных ограничений);

суммы некоторых страховых выплат;

определенная часть доходов от операций с имуществом (продажа, предоставление в аренду);

дополнительные блага, полученные от работодателя (различные выплаты, питание, автомобиль, жилье, бытовые услуги и так далее);

призы (кроме выигрышей в государственные лотереи), а также выигрыши в азартные игры;

доходы, полученные в виде возмещения материального или морального ущерба, и многое другое.

Не облагаются налогом различные виды социальной помощи, государственная пенсия, государственные премии и стипендии, компенсации остарбайтерам и другие социально значимые выплаты.

Теперь о налоговом кредите -- явлении для нас новом и непривычном. Налоговый кредит -- это стоимость затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с покупкой товаров (оплатой работ, услуг) на протяжении отчетного года, на которые разрешается уменьшить сумму его налогооблагаемого дохода. То есть при подаче декларации из годового дохода человека могут вычесть суммы документально подтвержденных затрат, отнесенных к налоговому кредиту. Таким образом, доход, на который начисляется подоходный налог, уменьшится. Сократится, соответственно, и сумма налога. Разницу между ним и уже уплаченным за год налогом этому человеку обязаны вернуть.

В налоговый кредит, в частности, включаются:

* социальная льгота (о которой мы рассказали выше);

* пожертвования или благотворительные взносы, переданные налогоплательщиком неприбыльным организациям (от двух до пяти процентов его дохода за год);

* деньги, перечисленные в пользу образовательных учреждений для компенсации стоимости своего обучения или обучения члена своей семьи (не более 4-х кратного размера минимальной зарплаты в месяц);

* деньги, перечисленные учреждениям здравоохранения (больницам, поликлиникам и так далее) для компенсации стоимости своего лечения или лечения члена своей семьи. В том числе -- для покупки донорских компонентов, протезно-ортопедических средств;

Исключение составляют суммы, потраченные на косметическое лечение и хирургию, водолечение, стоматологические услуги, аборты, операции по изменению пола, лечение венерических заболеваний (за некоторым исключением), алкогольной или табачной зависимости, клонирование людей или их органов, а также на покупку лекарств и приспособлений, которые не значатся в перечне жизненно необходимых, утвержденном Кабинетом министров;

* стоимость искусственного оплодотворения;

* оплата государственных услуг, связанных с усыновлением ребенка;

* плата (налог) на землю и налог на недвижимость, уже уплаченные в отчетном году;

* затраты на содержание имущества, которое сдается в аренду (не более 15 процентов получаемой им арендной платы).

Все вышеперечисленные расходы, естественно, необходимо подтвердить документами: чеками, квитанциями, накладными, договорами, которые прилагаются к декларации. Сумму социальной льготы документально подтверждать не нужно. Ее налоговые органы должны рассчитать самостоятельно -- на основе данных о доходах, полученных у источника выплаты (например, от предприятий, где человеку платили зарплату).

И теперь самый важный вопрос: «Так когда же?!» Депутаты настроены достаточно оптимистично и собираются рассматривать закон в третьем чтении уже к концу апреля. А с 2004 года ввести его в действие. Вот только есть одно «но»…

На третье (решающее) чтение парламентарии оставили чуть ли не половину положений закона. Например, им еще предстоит договариваться о размере необлагаемого минимума. Также нужно согласовать вопросы предоставления налогового кредита и налогообложения подарков. Ожесточенные бои ожидаются вокруг проблемы налогообложения операций с имуществом (в том числе вопросов взимания налога при его наследовании). Не до конца определен порядок налогообложения процентов, дивидендов, а также доходов, полученных в виде страховых выплат. В общем к апрелю депутатам предстоит обсудить, а главное -- согласовать(!), более десятка спорных вопросов. Удастся ли им это?

Впрочем, не исключено, что закон все-таки примут и со следующего года он даже вступит в силу. Но при этом введение многих спорных моментов (по которым, как говаривал первый и последний президент СССР, не удастся достичь «консенсуса») отсрочат на определенное (а скорее, на неопределенное) время.

315

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів