В книге рекордов гиннесса должна появиться фотография киевского атлета юрия щербины, который на высоте 4200 метров пятьдесят раз Поймал на шею 16-килограммовую гирю
За упражнение с 16-килограммовой гирей заслуженный мастер спорта Украины 54-летний Юрий Щербина попал в Книгу рекордов Гиннесса: он жонглировал спортивным снарядом в условиях кислородного голодания -- на Эльбрусе. Сообщение о его рекорде, установленном несколько лет назад, уместилось в пару строк, зато в издании за нынешний год должна появиться фотография спортсмена: как он принимает на шею, почти на затылок пудовую «железку», словно футбольный мяч. В сентябре на чемпионате мира по гиревому спорту в Афинах, выполнив это упражнение 54 раза, Щербина установил новый мировой рекорд и завоевал золотую медаль.
«На Эльбрусе мы пережили ужасную ночь -- метель при двадцатиградусном морозе»
-- Стать рекордсменом книги Гиннесса престижно, вот только в сборнике зафиксировано вовсе не то достижение, на которое я рассчитывал и которым горжусь, -- удивил нас доцент Киевского национального медуниверситета заслуженный тренер Украины Юрий Щербина. -- На Эльбрусе на высоте 4200 метров я пятьдесят раз без передышки забросил себе на шею шестнадцатикилограммовую гирю, но редакция отметила сто перебрасываний снаряда из одной руки в другую. Это рядовая для спортсмена моего уровня вещь, однако все целиком упражнение сложное. Для его разучивания мне понадобилось несколько лет упорных тренировок.
Я уже 30 лет занимаюсь горным туризмом и прежде, чем замахнуться на рекорд, прошел адаптацию к условиям высокогорья. Но жонглировать «пудовкой» на Эльбрусе все равно было тяжеловато: на такой высоте организм начинает страдать от кислородного голодания. Только первые 15 раз я забросил гирю на шею без особых проблем, а затем пришлось подключать силу воли. Представьте мое разочарование, когда узнал, какой рекорд решила зарегистрировать редакция книги Гиннесса! Впрочем, быть рекордсменом все равно приятно, тем более что недавно редакция попросила разрешения опубликовать снимок, на котором я принимаю гирю на шею. Надеюсь, он появится в издании книги за нынешний год.
В истории с этим рекордом мне не хотелось бы ставить точку, ведь она омрачена трагедией: на Эльбрусе пропал без вести участник нашей экспедиции Слава Сибров, а максимальная цель не достигнута. Дело в том, что я собирался устанавливать рекорд на вершине горы -- на отметке 5642 метра над уровнем моря. Мы поднялись туда с моими спортсменами, при мне была пудовая гиря. (Я, вероятно, стал первым восходителем, поднявшимся на «макушку» Эльбруса со спортивным снарядом. ) Чувствовал себя нормально и был готов жонглировать. Но еще на подступах к вершине разгулялась сильнейшая метель, видимость стала практически нулевой. Однако была надежда, что погода вскоре нормализуется -- такое в горах не редкость. После нескольких часов напрасного ожидания нам ничего не осталось, как оставить гирю -- уже было не до рекордов, нависла угроза жизни -- и поспешить вниз, в лагерь. Однако далеко уйти не удалось: быстро стемнело. Мы остановились невдалеке от вершины, чтобы не заблудиться, но потерялся Сибров. Как он исчез, никто не видел и не слышал. Его найти так и не удалось.
В ту ужасную ночь жертв могло быть гораздо больше: стоял двадцатиградусный мороз, а у нас с собой ни палаток, ни обогревателей или хотя бы лопаты, которой можно вырыть в снегу убежище от холода, ветра. Мы штурмовали вершину налегке, рассчитывая возвратиться в лагерь засветло Пришлось провести ночь под открытым небом. Врагом номер один стал сон: засни кто-либо надолго, и проснуться уже бы не довелось. Спасались движением: прыгали, бегали, танцевали, толкались, а когда разогревались, позволяли себе короткий отдых. Для этого забили снегом пространство между крупными камнями -- получилось нечто подобное стенкам, за которыми можно было лежа укрыться от ветра. Только ты оказывался в этой «бухточке», как на тебя многотонной глыбой наваливался сон. Бороться с ним мне помогало чувство ответственности за жизнь моих спутников. Я позволял себе закрыть глаза, сконцентрировав все внимание на пальцах ног: они замерзают первыми. Когда им становилось холодно, я вскакивал и объявлял общий подъем. Мы вновь начинали двигаться Метель не прекращалась всю кошмарную ночь. Утром она улеглась так же неожиданно, как началась, и мы добрались до лагеря.
«Хочу еще раз подняться на вершину, чтобы установить там рекорд и забрать свою гирю»
-- В редакцию Книги рекордов Гиннесса пришлось отослать кассету с видеозаписью, как я жонглировал гирей в промежуточном лагере на высоте 4200 метров, -- продолжает Юрий Щербина. -- Это была генеральная репетиция рекорда, который я намеревался установить на вершине. Хочу еще раз подняться на нее, чтобы выполнить задуманное и забрать свою гирю. Помешать может возраст -- мне ведь уже 54 года, но на здоровье пока не жалуюсь и нахожусь в хорошей спортивной форме. Подтверждение тому золотая медаль, которую я завоевал в минувшем месяце в Афинах. Мне удалось забросить гирю на шею 54 раза, а это мировой рекорд.
Через год после экспедиции на Эльбрус мне из Лондона прислали диплом о регистрации рекорда. На бланке в самом низу мелкими буковками напечатано забавное предупреждение: мол, хотя мы признали вас рекордсменом, это вовсе не гарантирует публикацию сообщения о вашем достижении в книге Гиннесса. Но вскоре, будучи на книжном рынке, я увидел русскоязычное издание этой книги и обнаружил там свою фамилию. Издание это стоит дороговато, но раскошелился. Теперь супруга относится к книге чуть ли не как к семейной реликвии.
-- Вам удалось выяснить, почему редакция зарегистрировала не тот рекорд, на который вы рассчитывали?
-- Оказалось, что номинации «Броски гири на шею» у них нет, зато есть номинация «Перебрасывание гири из руки в руку». К юному украинскому атлету Роме Рогушенко (когда ему было двенадцать лет, он поднял пудовую гирю 1006 раз) фортуна оказалась куда менее благосклонной. Федерация гиревого спорта Украины сообщила о феноменальном результате в редакцию книги Гиннесса, но в регистрации рекорда было отказано, поскольку не оказалось соответствующей номинации. Кстати, курсант из Одессы недавно выполнил на турнике подъем переворотом 1003 раза, однако в Лондон, в редакцию Книги Гиннесса, предварительно не послали заявку о попытке установить рекорд. Это тоже может стать поводом для отказа в регистрации. К слову, обязательным является соблюдение еще нескольких условий: сообщение о достигнутом результате по телевидению и в прессе, видеозапись выполнения рекорда. А вот арбитров или наблюдателей редакция книги к претенденту не направляет.
-- Вам под силу сломать подкову, согнуть монету или кочергу?
-- У меня получалось завязывать узлы из гвоздей, но подобные упражнения -- отдельное направление в атлетике. Я занимаюсь гирями и руковожу артистической группой атлетов «Козацькi витiвки», демонстрирующих уникальные по сложности номера. В группу входят мои бывшие студенты, ставшие уже врачами -- коллектив-то был создан еще в 1987 году. Как раз тогда я стал учиться принимать гирю на шею, ведь нашим выступлениям нужна была «изюминка», коронный номер. Упражнение было придумано не менее двухсот лет назад, но исполняется лишь немногими атлетами. Описание техники его выполнения найти не удалось, однако это меня не остановило. Правда, первые полгода предпочитал тренироваться в каске.
Это далеко не единственный номер нашего ансамбля, не дающий права на ошибку. Скажем, есть у нас такой трюк: спортсмены выстраивают живые пирамиды, становясь друг другу на плечи, и те, кто находятся наверху, перебрасываются гирями. Не поймаешь -- и стоящим внизу будет непросто уклониться от падающего на них пуда железа. Начинали разучивать этот номер, перебрасываясь мячами, затем попробовали гири Выступления проводим в народных костюмах, ведь гиревой спорт является в Украине национальным. Без него не обходились ни один праздник и ярмарка, а в классической трилогии Михайла Старицкого «Богдан Хмельницкий» описано, как звонарь из войска Хмельницкого ходил в бой с гирей. Недаром на Западе гири называют русскими гантелями.
947Читайте нас у Facebook