Князь чечевинский из «петербургских тайн», актер виктор раков: «александр лазарев-младший, узнав, что я снимаюсь с кински, воскликнул: «как?! Ты! С настасьей?! »
Виктор Раков -- ныне один из самых популярных российских актеров среднего поколения. Его можно назвать везунчиком: после окончания института -- труппа суперпрестижного «Ленкома», главные роли в спектаклях театра и культовой картине Марка Захарова «Убить Дракона», фильмах «Мать» Глеба Панфилова и «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Вот и получилось, что к тому времени, когда в России в массовом порядке стали снимать сериалы, у Ракова уже был опыт работы в настоящем, серьезном кино. Сериальное «движение» тоже не оставило актера без внимания: «Петербургские тайны», «Мелочи жизни», «Горячев и другие», «Нина», «Закон» У Виктора Викторовича есть интересное качество -- в каждой новой картине он не просто разный, даже внешне его герои порой не похожи друг на друга, а его отрицательные персонажи чаще всего вызывают добрые чувства.
«У меня хватило терпения вышить бисером только половину картины»
-- Виктор Викторович, что это у вас костяшки пальцев разбиты, дрались?
-- Мебель собирал. Мы недавно купили новую квартиру и по мере возможности обставляем ее. Пришлось повозиться с мебелью -- пазы были просверлены наискосок, я пытался исправить -- и вот результат.
-- И в каком стиле собираетесь оформлять новую квартиру?
-- Пока что -- в стиле вторичного жилья: как въехали, так и живем. Но летом собираемся делать ремонт, а потом оформлять -- в стиле минимализма. Мне нравятся встроенные шкафы с зеркальными створками и -- минимум мебели, вещей. На стены повесим мои картины, которые жена не позволила раздарить. И -- ничего лишнего!
-- Выходит, вы поклонник фен-шуй?
-- Простите, чего?
-- Это китайское учение об обустройстве дома, главным принципом которого как раз и является обилие свободного места и воздуха.
-- Честно говоря, с ним не знаком, но полностью согласен -- значит, я сам себе фен-шуй.
-- Кстати, что значит «повесим мои картины»? Рисуете?
-- Живописью меня увлек брат, он очень хорошо рисует. Бисером когда-то вышивала моя мама. Выполненные в такой технике вещи -- просто шедевры. К сожалению, меня надолго не хватило. Вышил половину картинки и забросил это занятие.
-- Конечно, съемки важнее
-- Увы
-- Почему «увы»?
-- Да как-то на съемках картины «Убить дракона» я чуть сам не убился. Посмотрев отснятый материал, понял: не удержись я, сорвался бы с высоты в 30 метров и
-- Что же тогда подумали?
-- Как правило, на съемочной площадке голова занята совсем другим. И потом, эти три слова: «Мотор! Камера! Начали!» для актера -- волшебные, после них он готов совершить все, в том числе и то, на что в реальной жизни никогда бы не отважился. Например, сейчас можно прыгать с парашютом, с «тарзанки», и многие мои знакомые этим увлекаются. А я не хочу: во-первых, мне не нужен адреналин, полученный таким путем, во-вторых -- у меня двое детей и любимая жена, я не имею права так рисковать. Но если бы это надо было для фильма, прыгнул бы!
-- И это несмотря на то, что искусство неоднократно требовало от вас жертв?
-- Травм на съемках действительно было достаточно. Например, на «Гардемаринах-3» меня лягнула лошадь. Боль жуткая! Мне тогда ногу заморозили, так что с грехом пополам отснялся. А в картине «Жажда страсти» и подпрыгнул-то всего на полметра, но, приземляясь, ногу подвернул -- связку порвал. После этого мне надо было бежать, и в кадре видно, что я хромаю. Актер -- вообще профессия травматическая.
«Уже взрослым я хотел стать клоуном»
-- В детстве мечтали стать актером?
-- Честно говоря, у меня были более романтические мечты. Помнится, одно время я хотел быть летчиком, потом -- таксистом. В более взрослом возрасте всерьез собирался стать клоуном. Но после окончания школы решил все-таки идти в театральный. Правда, поступил не сразу, год проработал на заводе. Учился у народного артиста России, главного режиссера Театра имени М. Н. Ермоловой Владимира Андреева, чему несказанно рад.
-- Работать, тем не менее, пошли к Марку Захарову?
-- ГИТИС я закончил в 84-м, и в Москву тогда не распределяли -- надо было ходить и показываться. Кто-то сказал, что в «Ленкоме» нужны поющие актеры, и меня взяли.
-- То, что Захаров сразу дал вам одну из главных ролей в картине «Убить дракона», -- закономерность или везение?
-- В том-то и дело, что это произошло не сразу -- перед тем года три я играл в эпизодах. Но в детстве я так любил фильмы Захарова, что готов был сыграть любую роль, а уж такую -- тем более!
-- В исчезнувшем, а потом найденном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» вы сыграли Мастера. Эта роль никак не отразилась на вашей жизни?
-- Фильм снимался так давно, что многого я попросту не помню. Полностью ни тогда, ни сейчас картины не видел, но мне кажется, что за прошедшие со времени съемок годы она технически устарела, сейчас такие вещи снимают по-другому. Сережа Гармаш (он сыграл Ивана Бездомного), который видел фильм, сказал: «Витя, славы она нам не принесет». К тому же, Мастер мне сейчас совсем неинтересен, он -- отработанный материал. Если бы картину снимали сейчас, хотел бы сыграть Бездомного.
-- А как же знаменитая булгаковская мистика?
-- Наверное, с человеком происходит то, на что он сам себя настраивает, а я к мистике равнодушен. Даже когда снимался в мистическом триллере «Жажда страсти», с ужасами сталкивался только на съемочной площадке.
«Сниматься на Киностудии имени А. Довженко не буду больше никогда!»
-- Говорят, вы не любите рассказывать о своей работе с Настасьей Кински.
-- Я не фанатею от звездных имен вообще и от Кински -- в частности. Вот Саша Лазарев-младший от нее без ума, у него аж дыхание перехватило, когда стал о ней расспрашивать: «Как?! Ты! С Кински?!»
-- И все-таки?
-- Мы с ней снимались в картине «Униженные и оскорбленные». И вот представьте себе, что вы приезжаете на съемки, вам дают в руки текст, который вы видите первый раз в жизни (а ведь это не кто-нибудь, а Достоевский!), а уже на следующий день -- грим, костюм, прическа и -- в кадр. Времени не было ни на что, кроме работы. Нет, мы с ней, конечно, общались, и тема общая нашлась: у нее как раз ребенок сильно ошпарился, у меня сын болел. Настасья даже хотела поспособствовать его отправке на лечение за границу через Красный Крест, но, слава Богу, обошлось. А спустя много лет после съемок мы поехали с картиной на фестиваль в Варну. Перед показом картины была пресс-конференция, на которой меня спросили: «А как вы чувствовали себя на съемочной площадке рядом с такими мастерами, как Настасья Кински и Никита Михалков?» И я понял, что ваши болгарские коллеги-журналисты ничего не знают о том, что у меня -- а это был 94-й год -- на счету много картин, в том числе такие, как «Убить дракона» Захарова и «Мать» Панфилова, и это ничем не хуже работ той же Кински. Тем более, что в «Матери» моей партнершей была Инна Чурикова, и еще очень большой вопрос, кто талантливее и гениальнее -- она или Кински?
-- В спектакле «Мудрец» один из эпизодов вы играете в обнаженном виде. Насколько оправданно это на сцене?
-- Все зависит от воспитания, чувства меры и вкуса. Если у режиссера и актера этого нет, ничего хорошего не получится. Я, например, отказался сниматься в эротической картине. И не потому, что стесняюсь. Просто не был уверен, что у нас это сделают хорошо, а экспериментировать в сей области мне не хотелось.
-- А где вы экспериментируете с удовольствием?
-- Часто снимался у режиссеров, которые по профессии вовсе не режиссеры: у художника Бориса Бланка, у актеров -- Андрюши Харитонова и Игоря Линева из Минска. И все получалось удачно, за исключением одного недоразумения, произошедшего, кстати сказать, в Киеве. Режиссер, в прошлом оператор, и люди, которые с ним работали, меня попросту обокрали. Картина была экстремальной, и на съемках мне пришлось тяжело -- сам, без каскадера, и по горам лазил, и с волками снимался. Мало того, что меня, без моего согласия, озвучил какой-то гнусавый актер, так мне еще и не заплатили. Совсем. А деньги мне были очень нужны. На пресс-конференции в Москве, меня взяли, что называется, на «слабо», сказав: «Мужик ты или не мужик? Клянемся, мы все заплатим!» Но прошло уже два года, а воз и ныне там И я решил, что сниматься на Киностудии имени А. Довженко не буду больше никогда!
-- Какой смысл вы вкладываете в понятие «мужик»? Настоящий мужчина?
-- В данном случае имелось в виду, отвечаю я за свои слова или нет. А вообще Наверное, настоящего мужчину отличает ответственность за свои поступки, работу и семью -- жену и детей.
-- Кстати о семье. Говорят, вы женились на своей поклоннице?
-- Людмила не была моей поклонницей, а вот привела ее в театр одна из моих давних поклонниц. Мы понравились друг другу с первого взгляда. Начали встречаться, потом вместе поехали с театром на гастроли. А ровно через год поженились и обвенчались. Теперь-то она, конечно, моя поклонница. У нас родилась дочь Настенька, сейчас ей 11 лет. Есть еще Борис -- сын от первого брака, этим летом он закончил девятый класс и поступил в книжно-торговый техникум.
-- Какую воспитательную систему исповедуете?
-- Старинную, «метод кнута и пряника» называется. Очень важно сочетать ласку (ребенок должен знать, что любим) со строгостью и требовательностью. Например, Настя поначалу с большим энтузиазмом стала учиться игре на скрипке, даже закончила три класса музыкальной школы, потом ее интерес начал угасать. Я же считаю, что любое начатое дело надо довести до конца, поэтому действую жестко.
-- Выходит, в семейной жизни вы -- диктатор?
-- Просто мужчина, который за эту самую семью несет ответственность.
Читайте нас у Facebook