ПОИСК
Події

Украинский богатырь юрий пархоменко: «когда мы с ребятами впервые увидели 400-тонную «мрiю», которую нам предстояло сдвинуть с места, то невольно подумали, а не погорячились ли мы»

0:00 20 вересня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
В минувшую субботу на авиасалоне, проходившем в Киеве, десять наших силачей установили рекорд, претендующий войти в Книгу рекордов Гиннесса

Прошедшее на днях в Киеве авиашоу отличалось не только зрелищностью, но и высочайшим уровнем безопасности, который обеспечили устроители этого мероприятия. Демонстрационные полеты и осмотр достижений авиационной техники стали уже традиционными атрибутами подобных шоу. А вот то, что совершили десять украинских богатырей на взлетном поле, -- событие весьма неординарное: ребята сдвинули с места самый большой в мире самолет «Мрiя», весивший на тот момент почти 400 тонн (по уточненным данным -- 368 тонн). О подробностях происходившего в минувшую субботу авиационного праздника рассказали корреспонденту «ФАКТОВ» непосредственные участники этого события -- киевские силачи Юрий Пархоменко и Алексей Соловьев.

«На тренировке сдвинуть с места «Мрiю» было легче, чем во время выступления»

-- Когда я услышал сообщение о вашем рекорде, то был просто потрясен. Но потом вспомнил о репортажах с богатырских забав, где удалые молодцы двигали шестидесятитонные вагоны. А у вас получается по сорок тонн на брата. Решили перестраховаться?

-- Открою небольшой секрет, -- рассказывает Алексей Соловьев, заслуженный мастер спорта по пауэрлифтингу, двукратный чемпион мира, Европы и Украины в этом виде спорта. Но, несмотря на свои титулы и звания, Алексей работает обычным тренером в тренажерном зале небольшого стадиона «Старт» (что по улице Маршала Рыбалко). -- Когда возникла идея сорвать с места «Мрiю», мы сначала думали это сделать вшестером -- две упряжки по три человека, исходя из наших прежних достижений. Ведь я и все мои товарищи не раз тренировались и могли сдвинуть с места железнодорожный вагон весом до 70 тонн. Я, например, двигал шестидесятитонный и срывал с места сцепку из трех вагонов весом 180 тонн. Но потом, когда стали просчитывать все тонкости, решили все же подстраховаться: этот трюк действительно был очень рискованным, такую махину до нас никто в мире не двигал. Да, мы слышали, что в Литве есть атлет, который в одиночку сдвинул с места тепловоз весом более 200 тонн. Но ведь вагон на рельсах -- это одно: масса распределена компактно, небольшая сила сопротивления колес о рельсы и так далее. Другое дело -- самолет, да еще такой, как «Мрiя», -- 16 пар огромных резиновых колес, с прекрасной сцепкой, с бетонной взлетной полосой, и огромная площадь распределения массы. Один размах крыльев чего стоит -- почти 90 метров! Рассчитать, как его правильно толкнуть с учетом всех этих параметров, -- задача не из легких.

-- Сомневались, значит?

РЕКЛАМА

-- Честно говоря, когда мы с ребятами впервые увидели «Мрiю» на взлетной полосе с очень близкого расстояния, то были просто в шоке, -- вступает в разговор Юрий Пархоменко, мастер спорта, неоднократный призер чемпионата Европы по легкой атлетике в метании ядра. -- Настолько она поражала своими размерами. Нет, мы, конечно же, верили в свои силы, но в первые минуты, не скрою, засомневались. Кто-то даже обронил фразу: мол, погорячились мы, ребята. Были даже предложения попробовать сначала сдвинуть «Руслан» -- он на сотню тонн легче «Мрiї». Но нас поддержал президент Федерации сильнейших атлетов Украины Владимир Киба -- зачинщик подобного трюка, а также тренеры. Они верили в нас. Так что мы немного успокоились. А окончательно пришли в себя, когда тягач стал двигать этого гиганта, и наши помощники с помощью специальных приборов измерили приблизительную силу тяги, приходящуюся на каждого из ребят -- 700 килограммов. С одной стороны, не так уж и много, но с другой -- попробуйте сдвинуть с места кусок бетонной плиты весом в 700 кг или взять на плечи штангу с таким весом. Это за гранью человеческих возможностей.

Уверенности в себе придала тренировка, которую мы провели накануне. Перед «Мрiей» на бетонной полосе установили лестницу, приваренную к вбитым в бетон металлическим колышкам. Она служила нашей опорой. Впряглись. Натянули. Дернули. «Мрiя» пошла! И все поняли, что на официальном выступлении мы сделаем это. Главное -- максимально синхронизировать наши движения, так как именно в этом основной залог успеха. Но никто не ожидал, что повторить наше достижение на авиашоу будет намного сложнее. И, действительно, оно стоило нам неимоверных усилий.

РЕКЛАМА

«Когда в первые секунды «Мрiя» не поддалась, я больше всего боялся, чтобы никто из ребят не бросил канат»

-- Так что же произошло в субботу на взлетной полосе завода «Авиант», что заставило вас поволноваться?

-- Самым серьезным препятствием оказалось то, что «Мрiю» в тот день «подвели» к укрепленным в бетоне нашим опорам не совсем точно -- машина отклонялась от их оси на сантиметров семьдесят право. Это видно даже на снимках. В любой другой ситуации этому бы не придали значения, но когда двигаешь такую махину, каждый сантиметр играет роль. Думаю, что из-за этого смещения (учитывая расход силы) к общему весу «Мрiї» можно накинуть еще с десяток тонн. К тому же на тренировке мы двигали еще не взлетавшую машину, а в субботу пришлось это делать после того, как самолет совершил показательный полет. Пилоты предупредили, что после приземления резина на шасси стирается, и сцепка с бетоном еще сильнее, поэтому сопротивление будет большее, чем на разминке. Правда, обнадежили, что машина разогретая, и все тормозные и движущие механизмы шасси будут работать легче. К тому же при содействии летчиков технические службы еще немного подкачали шасси, чтобы облегчить нашу работу. Но, по правде говоря, сами летчики, хотя и относились к нам очень хорошо, все-таки не верили, что мы сможем сдвинуть «Мрiю».

РЕКЛАМА

-- Я так понял, Юрий, что вы возглавляли одну из сцепок. Когда первым потянули лямку, что почувствовали?

-- Да, я был ведущим в левой пятерке (ребят расставлял Владимир Киба с учетом веса, роста и силы каждого из участников). Как потом выяснилось, на то, чтобы сдвинуть «Мрiю» уже на публике, у нас ушло секунд пять. Но они мне показались целой вечностью. Перед самым стартом, как и договаривались, перевернули кепки козырьком назад -- на удачу. Впряглись. Я всем телом потянул лямки, напрягся. Секунда -- и почувствовал, как потянули ребята моей пятерки, подстраиваясь за мной. Я чувствую, что они напряглись, вкладывая в этот рывок всю свою недюжинную мощь и силу. Но самолет стоит… В эти доли секунды я словно находился под каким-то стеклянным колпаком: видел все, что происходит, но не воспринимал это как реальность, и даже громкие крики собравшихся сотен людей казались мне тогда далекими-далекими…

Потянули еще раз -- «Мрiя» не поддается! Помню, как в эту секунду мелькнула мысль: только бы никто из ребят не бросил лямки. Ведь всякое могло быть, нагрузки-то сумасшедшие… Может, кто-то вложил все силы в первый рывок, а на второй сил уже на хватит. Но все ребята выдержали. Когда потянули третий раз, услышали, как закричал Виктор Сергеевич Налейкин, выдающийся тренер и атлет: «Пошла! Пошла!» И в это мгновение все ребята дружно закричали -- прорвало. Мы пошли, сначала опираясь ногами и руками о лестницу, а потом уже и просто по бетонке. В общем, протащили мы самолет метров двенадцать, но, если честно, то могли и сотню метров тянуть -- такой был всплеск адреналина. У одного из парней от напряжения пошла носом кровь -- подскочило давление. Но, находясь в таком сконцентрированном состоянии, практически на грани стресса, он заметил это только тогда, когда мы уже встали и кинулись поздравлять друг друга. Эйфория была такой, что у Коли Мельника (Макеевка), одного из сильнейших атлетов Украины, сразу возникла идея нового рекорда -- сдвинуть сцепку из «Мрiї» и «Руслана». Если все хорошо рассчитать, подготовить, подобрать ребят, чтоб тянуло, например, не пять, а шесть пар, то это вполне реально. Ведь спортсменов подбирали для этого мероприятия самых лучших: Вячеслав Дибров (Кировоград), Александр Багач (Бровары), Михаил Старов и Роман Новик (Харьков), Владимир Иваненко и Игорь Педан (Черкассы), Александр Максимюк (Винница). Многие из них считаются сильнейшими в пауэрлифтинге как у нас в Украине, так и за рубежом. Во многом это стало возможным благодаря поддержке министра транспорта Григория Кирпы, который является почетным президентом нашей федерации.

«Многие сильнейшие спортсмены приходят на «богатырские игры», но выступать так и не решаются»

-- Вы сказали, что у одного из ребят даже пошла кровь из носу от перегрузки. Так и до травм недалеко…

-- Слава Богу, все обошлось, -- говорит Алексей Соловьев, -- но риск действительно очень большой. К слову, когда мы выступаем на богатырских забавах, то перед началом соревнований все спортсмены подписывают документ: дескать, каждый осознает, что будет подвергаться экстремальным нагрузкам, и хорошо понимает, какие травмы может получить. Но если человек -- профессионал и прекрасно тренирован, сконцентрирован на каком-то упражнении, он очень редко получает серьезную травму. А мелочи не в счет…

-- Как раз в связи с этим вспоминается такой эпизод, -- рассказывает Юрий Пархоменко. -- На одном из состязаний атлетам на скорость нужно было перетащить пять стокилограммовых мешков и уложить их в кузов машины, борт которой находится на высоте полутора метров от земли. А было сыро, шел дождь. И вот когда Алексей уже был готов забросить в машину предпоследний мешок, он перед самым бортом поскользнулся и упал, ударившись подбородком о борт. В это время я стоял в машине и поддерживал мешки, чтобы они случайно не упали на атлета. Удар о борт был такой силы, что машину сильно тряхнуло. Леша упал. В первую секунду я подумал, что без чьей-либо помощи он не встанет, ведь нижняя челюсть -- нокаутная зона. Но буквально через мгновение он встал и закончил упражнение, причем его результат оказался вторым. Потом подбородок у него, конечно, болел, но в такой момент концентрируешься настолько, что боли просто не ощущаешь.

А что касается мелких травм, то их уже не замечаешь. Когда мы перетаскиваем бетонные шары весом в 120-160 килограммов то, чтобы была лучшей сцепка с предплечьем, на кожу наносится специальная клейкая смесь. Помогает она здорово, но когда бросаешь шар, то порой вместе с кожей. А как то на соревнованиях мы толкали самолет АН-24, весом тонн 16-17. Техника -- рывками! Потом плечи, грудь в синяках…

-- И все-таки, наверное, без курьезов не обходится?

-- Несомненно. Как-то я восстанавливался после перелома ноги. Ребята ехали на соревнования в Каховку, там как раз проходили Таврийские игры, Пригласили и меня. Тогда были еще такие упражнения, как поедание наибольшего количества вареников на время. Мне предложили поучаствовать в пивном конкурсе. В общем, я выпил кружечку за три секунды, и мне как богатырю дали почетное место в финале. После пивного конкурса, в котором победить не удалось, так как там были такие молодцы, что выпивали литровый бокал чуть больше, чем за полторы секунды, ребята предложили мне попробовать свои силы в новом упражнении -- жиме бревна весом 115 килограммов. То ли на меня так подействовало пиво, то ли настолько вошел в азарт, но я не рассчитал силы и подбросил бревно так лихо, что оно взлетело над головой почти на метр. Я едва успел пригнуть голову и затылком ощутил движение воздуха от падения увесистого снаряда.

Вообще, наш вид спорта очень интересный. Многим он помогает вернуться к активному образу жизни. У меня, к примеру, была травма кисти, пришлось даже оставить большой спорт -- метать ядро с такой травмой невозможно. Богатырские игры вернули меня в спорт. Теперь без этого я и многие наши ребята просто жить не могут. Хотя каждый трюк -- на грани человеческих возможностей. Поэтому-то многие сильнейшие атлеты приходят посмотреть наши «розваги», но так и не решаются в них участвовать.

1210

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів