Чтобы родители ее не стыдились, школьница завела два дневника: один -- для них, другой -- для учителей
О том, что 14-летняя Аня решила покончить с собой, нам сообщила по телефону девятиклассница одной из столичных школ Катя. Но что же случилось? Оказалось, с начала учебного года Аня завела два дневника: один -- для учителей, другой -- для родителей. И все это время, можно сказать, вела двойную жизнь. «Учительский» дневник отражал картину весьма средней успеваемости, в «родительском» же красовались исключительно высокие баллы. Довольные дочерью, отец и мать даже плейер Ане подарили. А тут классный руководитель возьми и назначь родительское собрание -- обман грозил открыться. Взволнованная Катя сказала, что подруга намерена наглотаться таблеток, чтобы просто не дожить до разоблачения.
«Папа и мама меня стыдятся»
Я пригласила девчонок приехать в редакцию -- и вот они обе пьют со мной сок в редакционном кафе. Симпатичные, общительные. Только Аня явно перевозбуждена. Согласитесь, странно открывать душу постороннему человеку -- и Аня не торопится. Поэтому сначала заводим разговор о школе, о новой системе оценивания знаний. Подруги признаются, что с трудом привыкают к 12 баллам. И родителям сложно объяснить, чем 10 отличаются от 12. Если 12 -- это прежние 5, считают те, то 10 -- это уже чуть ли не тройка. Слово за слово -- доходим до Аниной «двойной» жизни. Выясняется, что все дело в родительских амбициях. Ее папа преподает в одном из вузов, мама -- тренер по шейпингу.
-- Понимаете, -- вспыхивает Аня, -- родители меня стыдятся. Я учусь хуже, чем дети их друзей. Но не потому, что не хочу -- не могу. Я ведь сижу за уроками до 12-ти, а то и до часа ночи. И еще я некрасивая, -- последнее признание Ане дается с трудом. -- Толстая, -- уточняет девочка.
Аня и вправду полновата, но это ее вовсе не портит, в чем я пытаюсь убедить девочку. Что же касается оценок
-- Тебя ругают, бьют за оценки?
-- Нет, не бьют и не ругают. Просто когда у меня что-то не получается, родители как бы ставят на мне крест. Я это чувствую. Папа начинает обсуждать мои неудачи с друзьями, родственниками -- в моем же присутствии! А мама никуда не берет меня с собой. Даже на шейпинг, который ведет. Хотя к ней ходят все дочери ее подруг, мои сверстницы. Знаете, как это обидно? Вот я и решила: заведу второй дневник -- пусть думают, что хоть в школе у меня все нормально
«Зачастую родители сами подталкивают ребенка к обману»
Проводив девчонок, я попыталась связаться с Аниными родителями. Ее отец авторитетно заявил, что в их семье проблем нет и дочь ни в какой психологической помощи не нуждается. Того же мнения придерживалась и мать девочки. Кончилось тем, что координаты практического психолога я дала самой Ане. А потом попросила Ирину Никонову прокомментировать ситуацию.
У Ирины Юрьевны большой опыт по части решения проблем, возникающих у школьников «на бытовой почве». И одна из них -- проблема детской лжи.
-- Зачастую родители сами подталкивают ребенка к обману, как это случилось с Аней, -- говорит Ирина Юрьевна. -- Взрослые не хотят видеть очевидных вещей (к примеру, что способности их чада или же пробелы в знаниях не позволяют ему справляться с поставленными задачами на высшем уровне) и требуют от ребенка невозможного. Иногда они начинают обвинять учителей, друзей ребенка, но чаще -- его самого: мол, ленив, недобросовестен. Не в силах выдать ожидаемый результат, то есть стать в каком-то смысле более успешным, ребенок начинает лгать, не осознавая, что рано или поздно «мыльный пузырь» может лопнуть.
По мнению психолога, «прессинг ожидания» -- это не менее жестокое насилие над ребенком, нежели наказание телесное или словесное. Оно угнетает ребенка, и вместо того, чтобы заботиться о достижении желаемого результата, подросток придумывает способы, позволяющие в угоду родителям выдать этот результат немедленно. А потом живет в состоянии хронического стресса. По мнению Ирины Юрьевны, такой прессинг, как правило, оказывают папы и мамы, страдающие определенными комплексами. Например, комплекс отца Моцарта проявляется в том, что родители жаждут, чтобы дети реализовывали их собственные мечты. Вследствие другого комплекса отцы и матери панически боятся, что любимые чада не «дотянут» до их собственного уровня, чем снизят в глазах общества их статус. Именно второе случилось с родителями Ани, и это едва не привело девочку к суициду.
-- Находиться под прессингом родительских ожиданий для впечатлительного ребенка -- это сущий ад, -- подытоживает Ирина Никонова. -- Вот девочка и нашла «выход», а он оказался тупиком. Чтобы такого не случалось, родители должны помнить: ребенок не должен бояться рассказывать дома о своих проблемах, какими бы они ни были!
А если обман раскрыт, что делать? Ни в коем случае нельзя вершить над ребенком суд, советует психолог. Поговорите с ним спокойно и доброжелательно, попытайтесь выяснить, что провоцирует его обманывать, окажите сыну или дочери помощь, не требуя взамен быстрых успехов -- это даст куда более весомый результат, чем излишняя требовательность и строгость.
632Читайте нас у Facebook