ПОИСК
Події

Чтобы избежать «набегов» охотников за златом и серебром, криворожские археологи, раскапывая сарматское святилище первого века до нашей эры, строго засекретили свой палаточный лагерь

0:00 15 серпня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
На месте жертвоприношений древних сарматов обнаружено нечто более ценное, чем драгметаллы…

О сарматском святилище под Кривым Рогом различные источники упоминали еще в начале XX века, но только в 1987 году криворожские археологи начали первые раскопки. Возобновились они лишь нынешним летом -- для чего был создан добровольческий и, увы, никем не финансируемый отряд из работников Криворожского историко-краеведческого музея, студентов педуниверситета и учащихся областного лицея-интерната для сельской молодежи. Экспедиция запаслась продуктами, разбила в лесу палаточный лагерь и засекретила свое место пребывания, дабы уберечь район раскопок от нашествия искателей кладов, убежденных, что в таких местах немеряно злата и серебра. Но находка, которую обнаружили археологи, была куда дороже драгоценных побрякушек -- на дне глубокого рва, как на переводной картинке, проступил едва видимый рисунок -- стилизованное изображение головы какого-то животного, испещренное таинственными письменами…

Сарматским женщинам было чуждо стремление к тихой семейной жизни

Как рассказали корреспонденту «ФАКТОВ» в Криворожском историко-краеведческом музее, ираноязычные сарматы, которым принадлежало обнаруженное под Кривым Рогом святилище, проникли на территорию Криворожья во втором веке до нашей эры. Сарматы, что в переводе означает «женоподвластные», делились на жрецов, воинов-дружинников и общинников -- простой люд, который обслуживал первые две касты. Это племя или кочевало, выпасая скот, или воевало. Ведущую роль в сарматском обществе, по мнению многих специалистов, играли женщины. Дамы воевали наравне с мужчинами, исполняли функции жрецов и, по всей видимости, начисто были лишены извечного женского стремления к оседлости и стабильности. Потому-то сарматы и не оставили потомкам обустроенных поселений и прочих свидетельств тихой семейной жизни.

До наших дней сохранились лишь сарматские святилища, куда кочевники периодически возвращались для проведения определенных ритуалов. Эти сооружения имели форму круга (сарматы поклонялись солнцу. -- Авт. ) и были своего рода духовным центром, объединяющим кочевников на короткое время. Как правило, святилище состояло из вала и площадки для совершения ритуалов -- именно с такой конструкцией привыкли встречаться исследователи. Святилище же под Кривым Рогом, расположенное на одной из самых высоких точек Криворожья (107 метров над уровнем моря. -- Авт. ), по мнению местных археологов, ни в Украине, ни в России аналогов не имеет. В его конструкции, отличающейся, кроме всего прочего, своими размерами -- 116 метров в диаметре, -- обнаружен не встречавшийся доселе элемент -- ров. Именно в этом рву, на глубине пять с половиной метров, я и обнаружила Александра Мельника руководителя экспедиции, заведующего отделом архитектуры и охраны памятников Криворожского историко-краеведческого музея, автора и соавтора ряда книг по краеведению, в том числе и о сарматах.

У ног Александра Александровича лежал скелет невинно убиенного щенка, в отдалении возвышалась груда останков овец и козы, черепа двух лошадей без нижней челюсти, на остатках древней амфоры скорчился скелет какого-то хищника. Картину завершал белый известняковый камень, вероятно, придававший какой-то магический смысл древнему обряду.

РЕКЛАМА

-- Александр Александрович, так что же здесь произошло много веков назад? -- спросила я, спустившись по хлипкой металлической лестнице в «нижний из миров», откуда веяло могильным холодом.

-- Не что иное, как жертвоприношение, -- поясняет руководитель экспедиции, откидывая белое покрывало с останков какого-то животного. -- В данном случае мы имеем дело с главным ежегодным жертвоприношением. Оно совершалось в то время, когда, по мнению сарматов, силы хаоса наступали на силы космоса, и люди должны были помочь богам выстоять в этом поединке. Именно помочь, ведь в те времена люди не преклонялись перед богами, а состояли с ними скорее в деловых, партнерских, отношениях. Сарматы считали, что не только люди нуждаются в помощи богов, а и богам нужна их помощь. Вот они и приносили в жертву животных, как «строительное сырье», из которого их друзья-боги будут черпать силу и обеспечивать людям благоденствие -- сочные пастбища и тучные стада.

РЕКЛАМА

-- Я вижу, голова этой собачки повернута в сторону белого камня. Это случайность или так было задумано?

-- В акте жертвоприношения ничего случайного нет, все несет смысловую нагрузку. Собака, как и камень, лежит у входа в мир мертвых, «нижний мир», где мы с вами сейчас находимся, и, очевидно, выполняла функцию охранника.

РЕКЛАМА

-- Животные попадали в ров живыми или уже мертвыми?

-- Сарматы, по всей видимости, убивали животных наверху, там же разбивали амфоры и сбрасывали все это в глубокий ров в определенном порядке -- в соответствии с ритуалом жертвоприношения. Но, возможно, умерщвленных животных сбрасывали не сразу. Они лежали некоторое время на алтарях до следующего акта жертвоприношения и только потом их снимали и бросали в ров, а на их место водружали новые жертвы…

Студенты нечаянно повредили священную голову

-- А где голова лошади, о которой столько говорят в последнее время?

-- Видите ли, -- несколько смущенно отвечает мой собеседник, -- геоглифов, то есть изображений из земли, в сарматских святилищах раньше не находили, считалось, что этой культуре они не свойственны. Поэтому мои помощники-студенты, не ожидая такой находки, при раскопках, к сожалению, повредили часть изображения, которое было малоразличимо на фоне земли. Но все же основная часть геоглифа уцелела. -- Александр Александрович ведет меня в угол рва, где из земли выступает действительно малозаметный, на первый взгляд, контур животного. -- Если присмотреться повнимательнее, можно увидеть, что голова лошади покрыта белой глиной и уложена на тлен морской травы, в которой запуталось несколько ракушек. Морская трава здесь означает водную бездну, хаос. Надо понимать, что голова жертвенного коня брошена в пучину с целью усмирить этот хаос. Возможно, это тот же акт жертвоприношения, но переданный уже художественным образом.

Некоторые мои студенты считают, что это голова змеи, однако я склонен думать, что здесь все же изображена голова лошади. Во-первых, четко виден контур рта и крупный лошадиный глаз, заполненный древесным углем -- символом огня. Во-вторых, именно лошадь, как самое быстрое и могущественное, по представлениям сарматов, животное, они чаще всего приносили в жертву. Я надеюсь, что эта первая находка геоглифа у сарматов должна послужить предупреждением для других археологов о том, чего можно ожидать на подобных святилищах.

-- Что обозначают эти черточки на изображении -- овал, стрелки, какой-то орнамент?

-- Эти знаки -- сарматские танги или их прототипы, и не исключено, что они являются заклинаниями или какой-то другой информацией. Некоторые исследователи, которые находили геоглифы со знаками в других этносах, считают, что это зарождение письменности. По предварительным данным, наш, сарматский, геоглиф, относится к первому веку до нашей эры.

-- Александр Александрович, я понимаю шум, который поднялся, когда на Криворожье в 1985 году нашли сарматскую жрицу, увешанную золотом, со всеми ее магическими атрибутами. Но, простите, какой переворот в археологии может совершить голова лошади, пусть даже ей две тысячи лет?

-- Как человек суеверный я не хочу делать преждевременных прогнозов, хотя нашей находкой уже заинтересовались иностранные специалисты, которые готовы принять участие в последующих раскопках. Окончательные выводы о ценности находки сделают ученые Института археологии Академии наук Украины. Но если учесть, что сарматы оставили нам очень мало памятников, этот, впервые найденный, геоглиф -- неоценимое подспорье в реконструкции их духовного мира, о котором очень мало известно. Некоторые античные авторы описывали жизнь, быт, хозяйство сарматов, а области духа не касались.

Сегодня многие находятся в плену представлений о том, что чем дальше в глубь веков, тем более примитивно были устроены люди -- не только в сфере материального производства, но и в сфере духовной жизни. А ведь это далеко не так! В последние годы делается все больше открытий, которые указывают как раз на многогранный духовный мир, очень сложную разветвленную систему ритуальной практики и религиозно-философских взглядов наших предков. Чем больше я участвую в экспедициях, тем больше склоняюсь к мысли, что многому мы должны у них поучиться…

 


495

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів